Я писал о стараниях Р.Г. Кузеева перед переписью 1959 года:
https://irek-tattarich.livejournal.com/105250.html Тогда такие старания в БАССР в общем удались, татар в республике "понизили" в численности. Он, академик, и перед переписью 1989 года вполне и даже более старался. Есть в Инете их и совместные с А.З. Асфанировым подобные старания
https://zen.yandex.ru/media/wearebashkorts/rail-kuzeev-pered-perepisiu-1989-goda-shla-usilennaia-propaganda-so-vseh-storon-60aed03268adda67aa955adf.
А самое пожалуй "выдающеееся" в этом плане тогда его, это записка в Башкирский обком КПСС (1986).
ОБРАЩЕНИЕ Р.Г. КУЗЕЕВА В БАШКИРСКИЙ ОБКОМ КПСС
Приложение 3 Копия В Башкирский обком КПСС
В январе 1989г. состоится очередная Всесоюзная перепись населения. В связи с этим считаю необходимым информировать Вас о следующем. I. После переписи 1979 г. в центральной печати, а также в Казани опубликована серия работ о языке, культуре и численности северо-западных, западных и юго-западных башкир (список части работ см. в приложении, №1-15). Основное содержание этих исследований сводится к утверждению о том, что всё тюркоязычное население западной Башкирии говорит на бар- 152 дымском, гайнинском, бирском, мензелинском, байкибашевском говорах среднего диалекта татарского языка и должно причисляться по родному языку к татарскому этносу. Другими словами, языковеды, историки, фольклористы ТАССР рассматривают разговорный язык и культуру тюркоязычного населения всей западной Башкирии целиком в языковой и культурной системе татарского этноса. Аргументация этого тезиса в историческом аспекте имеет несколько вариантов: а) Башкиры когда-то были исконными жителями западной Башкирии, однако после завоевания Русским государством Казани (XVI в.) в результате массовой миграции татар здесь формируется «сильно татаризованная группа башкир и испытавшая башкирское влияние татарская группа тептярей» (Садур, 1983, с.3-4). К концу XIXв. происходит «полная ассимиляция» башкир в татарской среде и применительно к этому времени, тем более-к современности, их следует считать «принадлежащими к татарскому этносу» и, поэтому, исключить из числа башкир (Исхаков, СЭ, 1980, с. 30); б) Башкиры до ХVI в. расселялись в западной Башкирии, однако в ХVI-ХVIII вв. были полностью вытеснены в восточные районы. Приведу для иллюстрации цитату: «Когда Башкирия вошла в состав России, настоящие башкиры (чын башкортлар) западной Башкирии переселились на восток и юг, поэтому бежавшие с Поволжья мигранты расселились на землях, которые считались башкирскими, но на которых в действительности настоящих башкир совсем не было... Хозяевами этих земель в большинство были записавшиеся «башкирами» татары и мишари. Вот таким образом возникли «башкирские» деревни северо-западной, западной и юго-западной Башкирии» (Фаттах, 1985); в) Тюркское население западных и северо-западных районов Башкирии никогда не было башкирским, всегда «тяготело к татарскому этносу». В окончательном виде эта точка зрения оформилась недавно и выглядит так: тюркское население восточных районов ТАССР и западных районов БАССР «в ХVIII и даже в XIXвв. нередко называло себя башкирами». Однако башкир здесь никогда не было, а ещё с булгарского периода (Х-ХII вв.) и до ХVI в. здесь сложилась «особая областная «иштякская» (тюрко-угорская) этническая общность, тесно связанная с собственно булгарами, но испытавшая мощное влияние кыпчакских групп» (Исхаков, 1985, с.65). Обращает внимание безапелляционность и поступательность многих формулировок в указанных исследованиях. Так, Н.Фаттах в рецензии на книгу Д.Рамазановой «Формирование татарских говоров юго-западной Башкирии» (Казань, 1984), опубликованной в молодежной газете «Татарстан яшьләре», пишет: «Некоторые башкирские филологи, не считаясь с фактами, называют татар Западной Башкирии “северо-западными башкирами”, а их разговорный язык “северо-западным диалектом” (башкирского языка). Труд Д.Рамазановой является ответом на эти безосновательные декларации» (Фаттах, 1985, 13 июля). 2. Выводы и заключения, изложенные выше, не соответствуют исторической действительности и реальной культурно-языковой ситуации в западных районах Башкирии. Эти территории (включая значительную часть Закамья и далее на запад до рр.Зай, Шешма) входили в древнюю зону формирования башкирского этноса. Источники и исследования об этом (исторические, лингвистические, этнографические) опубликованы как учеными БАССР, так и ТАССР (и, естественно, Москвы, Ленинграда и других научных центров). С Бугульминской возвышенности и из восточного Закамья в ХIII-ХVвв. многие башкирские племена заселили Южный Урал, пермские земли, Уфимское плато и Зауралье. Это была эпоха формирования современных границ этнической территории Башкирии. Позже, в ХVI, ХVII- ХVIIIвв., вопреки цитированным выше утверждениям, сколько-нибудь заметного движения башкир с запада на восток не фиксируется. Напротив, наблюдается своеобразная реэмиграция, когда группы башкир с Южного Урала переселяются на свою «старую родину»-в долину р.Б.Ик, в бассейн р.Демы и т.д. В ходе этих миграций складываются диалекты разговорного языка башкир: наряду с южным (юрмытынским) и восточным (куваканским), исследователи выделяют западный (Баишев, 1955) или северо-западный (Юлдашев, 1968) диалект (в составе караидельского, таныпского, нижнебельского, гайнинского говоров). Юго-западные башкиры говорят на демском говоре южного диалекта башкирского языка. Культура башкир разных районов западной Башкирии также специфична. Прочно сохраняется здесь этническое самосознание, чувство принадлежности к башкирскому этносу, что совершенно ясно и четко сказалось на результатах Всесоюзных переписей. Поэтому странными и не корректными выглядят выводы упомянутых исследователей о «небашкирском происхождении башкир» в западных районах Башкирии (речь идет о части башкирского этноса численностью почти 350 тыс. человек по переписи 1979г.), о необходимости причисления их к татарскому этносу. Совсем непонятны в нашу эпоху используемые татарскими исследователями термины «настоящие» и «ненастоящие» башкиры. По существу, упомянутые исследования, их выводы и заключения игнорируют закономерный процесс консолидации всех частей башкирской социалистической нации в этносоциальное единство в рамках прежде всего своей государственности, БАССР, ориентированы 154 на раздвоение башкирского этноса и расширительное толкование понятия «татары, татарский этнос». 3. Было бы неверно считать, что обрисованные выше концепции исследователей ТАССР не имеют никаких последствий. Многочисленные публикации и статьи в журналах и сборниках по языку, фольклору, истории, демографии населения западной Башкирии, книги, выпускаемые Таткнигоиздатом, достаточно хорошо известны среди научных работников, учителей и вообще интеллигенции республики. Не было бы ничего плохого, если бы в этих работах делался акцент на близкую родственность башкирского и татарского языков, башкирской и татарской культуры, на общие истоки их этногенеза, этнического и культурного развития. Однако это далеко не всегда так. В исторических и этногенетических концепциях подчеркивается или подразумевается отличие этногенеза татар от этногенеза башкир, при этом в разных формах декларируется, что к западу от Уфы башкир нет, а были и есть только татары. Отсюда даже среди студентов БГУ, БГПИ, других вузов, вообще среди населения западной Башкирии можно услышать: «мы-татары, но пишемся башкирами» или «нам велели записаться башкирами», отсюда же все чаще встречаемое раздвоение этнического самосознания в пределах одних и тех же семей и т.д. Если этот процесс искусственно подталкивать, он может дестабилизировать этническое самосознание на всей территории центральной и западной Башкирии. В этом случае может создаться положение, когда в республике будет башкирское, татарское население, но не будет консолидированной по всей территории единой башкирской нации, народа. 4. Почему это нежелательно и даже недопустимо? Ещё в 1959г. по поручению ЦК КПСС мне приходилось выступать со статьями о принципах определения национальной принадлежности в СССР. Основные положения в них заключались, во-первых, в утверждении, что этническое самосознание (башкирское) и родной язык (татарский) не обязательно должны совпадать, что главным критерием при определении национальности является этническое самосознание, свободное изъявление чувства национальной принадлежности. И, во-вторых, подчеркивалось, что развитие и расцвет в составе СССР союзных и автономных республик является мощным фактором консолидации коренных национальностей этих республик, подъема и интернационализации их культуры, углубления взаимодействия и взаимообогащения языков и культур разных народов на основе сближения и уравнения социально-классовых компонентов всех наций и народов страны. Вот почему никого не удивляют украинцы, белорусы, карелы, мордва и др., говорящие на русском языке, таджики-на узбекском, каракалпаки-на казахском и т.д. Все это совершенно естественно и нормально для многонационального социалистического государства, в котором современная тенденция «несет с собой в отдаленной исторической перспективе полное единство наций» (Программа КПСС, новая редакция). Но именно упомянутые тезисы и подвергаются размыванию в цитированных выше исследованиях. В них утверждается, что национальная принадлежность целиком и полностью предопределяется разговорным языком, а сам факт распространения этого тезиса через литературу на татарском языке в БАССР, прежде всего в западных районах, является показателем недооценки роли автономной государственности в национально-культурном строительстве. 5. До переписи в январе 1989г. осталось 2,5 года. Это время надо использовать, чтобы провести определенную работу. При этом публикации газетных статей и организационные меры (по традиции, осуществляемые у нас за 1-2 месяца до переписи) прочных результатов не дадут, а иногда могут иметь негативные последствия. Дело в том, что значительному количеству научных статей и книг, которые издаются на русском и татарском языках о культурно-языковой ситуации в западной Башкирии, у нас в республике почти нечего противопоставить. В то же время исследования по этой проблематике в небольших масштабах, но ведутся или их можно достаточно быстро организовать. Почему же тогда научно-просветительская, лекционно-разъяснительная работа вокруг этой проблематики водятся вяло, пассивно? Во многом объясняется это опять не отсутствием или малым числом доступной научной литературы (хотя это не единственная причина). А такой литературы нет или ее очень мало по двум причинам. Во-первых, усилия исследователей БАССР по традиции сосредоточены на изучении языка и культуры башкирского населения восточных районов республики. Западной Башкирии уделяется мало внимания. Зато на этой территории подолгу работают экспедиции (диалектологов, этнографов, археографов...) из ТАССР, а также из других поволжских республик. Здесь частые гости ученые из Удмуртской, Чувашской, Марийской АССР, которые увозят из БАССР не только заполненные дневники, магнитные записи, фото- и киноматериалы и т.д., но и вещевой материал для музеев. Во-вторых, в Башкирии, в отличие от издательств ТАССР, не публикуют или мало публикуют научную литературу по демографии башкир и населения Башкирии, этнокультурным процессам, диалектологии, особенно западных. Между тем было бы крайне целесообразно за оставшееся до переписи время издать, в некоторых случаях переиздать 10-15 фундаментальных 156 исследований, объективно и глубоко раскрывающих историю формирования демографической, этнической и культурно-языковой ситуации в Башкирии и способных создать правильные мнения и представления об объективно протекающих современных этнических процессах в Башкирии. 6. Добавлю следующее (и это также важно). Активность исследователей, доказывающих исключительно татарскую этническую принадлежность всего тюркоязычного населения Западной Башкирии (а в последнее время-и ряда районов северо-восточной Башкирии), отсутствие такой же активности со стороны исследователей в БАССР, кажется, вполне устраивает некоторых представителей башкирской интеллигенции. Я имею в виду тех, кто явно или в уме делит башкир на «восточных» и «западных», на «настоящих» и «не настоящих». С точки зрения этой «концепции» перенесение западных башкир в демографическом учете в состав татар лишь уточняет этническое понятие «башкир», ограничивая его населением восточных районов БАССР. У этого вопроса, как известно, есть своя история, которая восходит к особенностям формирования башкирской письменности и башкирского литературного языка. В этой записке, видимо, не время и не место его обсуждать. Но сегодня приходится говорить о том, что те исследователи и творческие работники, которые склонны дифференцировать башкир на «настоящих» и «не настоящих», не очень тактично вмешиваются в интернациональное воспитание трудящихся республики. В какой бы форме и где бы эта идея не существовала и не бытовала, в Татарской ли АССР или в Башкирии, она неверна по существу и вредна идеологически. В рамках любой союзной или автономной республики, в том числе и в БАССР, процессы этнонациональной консолидации протекают на единой социалистической по содержанию социально-классовой основе. Единство социальной характеристики всех частей башкирского этноса (включающих рабочий класс, колхозное крестьянство, трудовую интеллигенцию) совершенно очевидно. Столь же очевидным должно быть единство этнической характеристики, единство этнической территории, единство этнического самосознания нации, какие бы нюансы в разговорном языке разных компонентов этноса не проявлялись. На практике концепция «настоящих» и «не настоящих» башкир неожиданным образом оборачивается новыми «теориями» и построениями. Например, гипотезой автохтонного происхождения башкир на Южном Урале уже с эпохи верхнего палеолита и неолита, общности или родства в эпоху древности языка и культуры башкир и шумеров (Агидель, 1982, №9-10), утверждениями, что башкиры исконно (с эпохи глубокой древности) обитали только и исключительно на Южном Урале и ни в коем случае не расселялись на западе современной Башкирии, что они никогда не входили (вместе с татарами, чувашами, марийцами, удмуртами, мордвой) в Волго-Уральскую историко-культурную общность (Агидель, 1985, №4). Сегодня было бы безнадежным и бесперспективным анахронизмом возвращаться к дискуссии конца XIX - начала XX в., когда национальную принадлежность предлагали устанавливать по разговорному языку, а не национальному самосознанию. Этноязыковая и этнокультурная ситуация в СССР постоянно и закономерно развиваются под воздействием множества факторов. И это прогрессивное явление. Так, во всех союзных и автономных республиках формируются группы населения, которые родным языком называют русский язык или язык коренной национальности республики, отчетливо сохраняя при этом этническое самосознание. Закономерно сохраняется и даже расширяется исторически унаследованное двух- или трехязычие части населения. Нередкость также ситуация, когда различные части одного этноса говорят на разных языках (например, мордва на мокшанском и эрзянском, марийцы- на горном и луговом и т.д.). В этнонациональных процессах «недопустимы никакое искусственное подталкивание, как и сдерживание назревших объективных тенденций развития» - такова позиция КПСС, изложенная в новой редакции Программы. Это означает, что необходимо учитывать историческую обусловленность сложившейся культурно-языковой ситуации и ее эволюцию под воздействием современных социально-политических, социально-экономических и духовно-идеологических факторов.
* * *
Если настоящая записка верна (целиком или частично), целесообразно организовать активную разъяснительную работу, которая обязательно должна включать подготовку и издание в Уфе научных работ по исторической и современной демографии, этническому составу и истории расселения башкир, по диалектам западной Башкирии, по истории культуры, этнонациональным процессам в новое время и в современную эпоху и т.д. Только в этом случае совокупность сложных вопросов, связанных с культурно-языковой ситуацией в западной Башкирии, получит солидную научную интерпретацию. Зав. отделом археологии и этнографии ИИЯЛ БФАН СССР Р.Г. Кузеев Февраль, 1986 г.
РОДНОЙ КРАЙ Краеведческий журнал №2, 2021 год (С.151-157)
https://tuganzhir.org/wp-content/uploads/2021/07/tuganzhir-N-2-2021.pdf Однако случилось печалька, все такие потуги тогда в республике провалились, башкирский демографический пузырь, конечно не так как в начале 20 века, но вполне даже сдулся, а татары вполне успешно приросли в своей численности. А.М. Юлдашбаев писал по этому поводу, что «среди определённого круга башкирских интеллигентов длились вой и стенания более десяти лет»[1]. А как же себя чувствовал за это своё и предыдущие старания Раиль Гумерович Кузеев? Неужели только, что не понял ветра перемен, или предвидел, что уже к периписи 2002 года понадобятся вновь его такие старания?
[1] Юлдашбаев А.М. Кому нужен "татаро-башкирский вопрос?" - Уфа: Принт+, 2005. - 128 с. - С. 48.
Об этих стараниях писал и главный "традиционалист" Башкортостана, решил и я это свершить. Однако добавлю к своему посту:
PS. Случилась ведь, и новая перепись, и что же, и как будет? Далеко я живу от своего родного Янаула, а может верно говорят, что близкое лучше видится издалека. Видел, и вижу я как стараются всякие разные команды того же человека безруковочке с БСТ "Малевича" Хамидуллина, стараются активно два братца Юсуповы, и прочие. А недавно ко всем им разным, присоединился бывший казано-татарский певун Альберт Исмаил, вернувшийся оттеда самым асабым и крутым ысын башкуртом.
Что и как будет, всё же будем посмотреть, однако заметим, что уже даже академик В.А. Тишков, давний автор всяких башкиро-татар, татаро-башкир и башкирских татар, правда с подачи, с двух замечаний президента России В.В. Путина по переписям, чуток ата-та-та сделал землякам в лице Азата Бадранова, главного "традиционалиста" РБ Азата Бердина, и тишайшего, но шустрого Юлдаша Юсупова, ставшего уже и главным курултайщиком Башкортостана. Ждём решения задачи, ну, т.е. результатов прошедшей переписи.
PS. Однако, случилась новая перепись, а что же, и как будет? Далеко я живу от своего родного Янаула, а может верно говорят, что близкое лучше видится издалека. Видел, и вижу я как стараются всякие разные команды того же человека безруковочке с БСТ "Малевича" Хамидуллина, стараются активно два братца Юсуповы, и прочие. А недавно ко всем и разным им, присоединился бывший казано-татарский певун Альберт Исмаил, вернувшийся оттеда самым асабым ысын башкуртом.
Что и как будет, всё же будем посмотреть, однако заметим, что уже даже академик В.А. Тишков, давний автор всяких башкиро-татар, татаро-башкир и башкирских татар, правда с подачи, с двух замечаний президента России В.В. Путина по переписям, чуток ата-та-та сделал землякам в лице Азата Бадранова, главного "традиционалиста" РБ Азата Бердина, и тишайшего, но шустрого Юлдаша Юсупова, ставшего уже и главным курултайщиком Башкортостана. Ждём решения задачи, ну, т.е. результатов прошедшей переписи.