Вы тоже это заметили? Крайне редко встретишь знаменитую детскую книгу, где главный герой не сирота физическая или эмоциональная. Гарри Поттер, Пеппи Длинный Чулок, Питер Пен, Оливер Твист, Маугли… Вы задумывались, почему так?
Начну издалека.
Сходили с мужем на “Стражей галактики” и ушли с ним в долгую дискуссию про супергероев и существует ли во Вселенной Marvel и DC Абсолютное Зло, то есть зло, которое ничем не обусловлено. Есть ли злодеи, которых не жалко, узнав их историю? В чем отличие истории супергероя от злодея, и что их обьединяет - хочу поговорить с вами о частых закономерностях.
Магнето: один, кто выжил из всей своей семьи в нациском лагере смерти. Как и многие супергерои и суперзлодеи, пережил убийство своей семьи прямо на своих глазах. Попытавшись построить свою жизнь с любимой девушкой, остался в итоге один - разьяренная толпа уничтожила их дом и союз из-за того, что он был не таким как все (мутантом).
Пугало: после смерти матери регулярно подвергался жестоким экспериментам, проводимым его собственным отцом. Один из таких экспериментов заключался в том, что его запирали в комнате с токсинами, вызывающими фобии, что в итоге привело его к безумию.
Бейн: родился в тюрьме и должен был отбывать срок своего отца. Рос среди надзирателей. Подвергался экспериментам как лабораторная крыса, и был выброшен в море, когда все подумали, что он умер.
Джокер: еще один враг Бэтмена, который стал безумным после того, как упал в чан с химикатами и потерял рассудок. Когда рассудок к нему возвращается, он настолько в шоке от содеянного, что вновь впадет в безумие - порочный круг, из которого нет выхода. У Джокера были непринимающие родители, суровый отсутствующий отец.
Судный день (Думсдэй): был создан своим отцом-ученым из останков сотен его мертвых братьев и сестер из пробирки. Подвергался нападениям с двухлетнего возраста. В какой-то момент, будучи малышом, он остался один, чтобы дрейфовать в космосе, умирая и возвращаясь к жизни снова и снова, так как был создан бессмертным.
Апокалипсис: брошен биологическими родителями, был усыновлен группой кочевников, которая в итоге была убита. Спасся только его приемный отец, с которым он укрылся в пещере, и умер у него на глазах от голода.
Доктор Осьминог (Доктор Октопус): жестокий отец, гибель матери и возлюбленной.
Красный Череп: мама умерла при родах, отец пытался утопить. Детство провел в сиротском доме и на улице, сидел в тюрьме. Единственный человек, который проявил к нему симпатию, был Гитлер.
Мандарин: гибель семьи, усыновлен бездушной тетей.
Этот список можно продолжать бесконечно.
А теперь посмотрим на супергероев.
Бэтмен: гибель родителей прямо на его глазах, воспитан дворецким.
Супермен: сирота, воспитывали приемные родители.
Человек-паук: сирота, воспитывала тетя.
Вы уже видите закономерность, о которой я буду говорить?
Давайте еще про одного расскажу, чтобы уж точно стало очевидным.
Доктор Стрэндж: про родителей его не знаю, а вот был он довольно эгоистичным и малоприятным человеком, пока не попал в аварию, в которой он сломал кости рук и больше не мог быть хирургом. Он отправился в Гималаи и нашел там Древнего монаха, который научил его справляться с адской болью в руках.
Итак, что общего у всех злодеев и супергероев? Часто речь идет об утрате самых значимых людей в своей жизни, утрате привязанности, и слишком раннем столкновении с несправедливостью жизни.
При этом частый мотив у злодеев: хорошая мать, жестокий отец. И тут хочу остановиться. Бытует мнение, что такие книги помогают сталкиваться и проживать с сепарационной тревогой. Однако я считаю, что изначальная цель написания таких сюжетов не была в оказании какой-либо помощи детям. Комиксы чаще всего пишутся мужчинами, бывшими мальчиками. Писательство, как и другие виды искусства, является прекрасной площадкой для вывода своих эмоций, отражения своих проблем и фактически самотерапией. Для мужчины, которого родители и общество воспитывают в подавлении своих чувств, это фактически один из немногих выходов справиться со своей болью.
И все же, не являясь психологами, а просто отражая свои собственные детские травмы, они и правда помогают тем, кто их читает - ведь неспроста дети так любят такие образы. Тема сиротства воплощает страх потери родителя - самый страшный экзистенциальный кошмар любого ребенка, так как затрагивает инстинкт выживания. В таких книгах главный герой не сдается, не падает духом, а находит свое место под солнцем в обществе без родителей. Дети, сталкивающиеся в реальности с жестоким обращением, видят в сиротах желаемый сюжет, зачастуя считая, что они в принципе приемные, ведь не может родитель применять эмоциональное и физическое насилие к родному ребенку.
Но давайте вернемся к нашим супергероям и злодеям.
Почему, если они обладают схожими вводными данными, одних это привело к добру, а других к злу? Так, удивляет, когда в семье алкоголиков ребенок вдруг находит выход из того, что ему предлагают по умолчанию. И часто слышишь: “Ну вот он же смог, а этот почему нет…” Если вас интересует эта тема, то могу смело рекомендовать книгу Роберта Сапольски “Биология добра и зла: Как наука объясняет наши поступки”.
Итак, какой крайне важный факт есть у всех супергероев и чего нет у злодеев?
А теперь перечитайте часть про супергероев.
У всех была одна значимая фигура привязанности, да, не родитель, но тот, кто перенял заботу об этом ребенке - тетя, приемная мама, дворецкий, монах, гуру и тд. При этом родители у супергероев, если упоминаются, то в светлом образе. Именно это помогает им справляться с жизненными трудностями, воскрешаться словно феникс из пепла и идти вперед, а не застревать в ярости на всех и вся вокруг. Но они застревают в кое-чем другом.
Супергерой зачастую одинок, так как не может позволить себе любовь кого-либо, ведь он тут же ставит его под удар. Он вынужден скрывать свою личность от общества, играя роль обыкновенного гражданина, даже скорее нелепого и слабого, ведя тем самым две жизни.
Супергерои застревают в позиции Спасателей. Они словно бегут от себя и своего одиночества, свалив на себя ответственность за все человечество и целую планету. А планете что - планете хорошо. Только Спасатель всегда является и Жертвой. В этом читается все же нехватка родительской любви и застревание в собственной значимости - кто, если не я. Они спасают других, сами нуждаясь в спасении, проклятые в своем вечном одиночестве. Не просто так тот же Джокер считается альтер-эго Бэтмена, у них присутствует особая связь, в которой они сами же и признаются. Ух, эту тему можно раскапывать бесконечно, столько там глубин и переносов.
Так вот на Стражах Галактики мы оба плакали - такие фильмы являются прекрасной площадкой для вывода фрустрации, никогда не сдерживайте себя. А ведь был применен просто один неизменный для всех трагичных фильмов/книг прием - утрата обьекта привязанности, либо родителя, либо заменившего родителя, и воскрешение из горевания, обретая новую силу (психологическую устойчивость).
Мой тг-каналМой Инстаграм