КИПЛИНГ

Jun 10, 2023 22:30





Санька обожает слушать аудиокнигу про Рики-Тики-Тави. Он уже слушал ее раз сто, но вот какую книгу я не буду давать ему слушать, так это того же Киплинга, но про Слонёнка.

«- Простите, - вежливо сказал слоненок, - не видали ли вы в этих краях крокодила?
- Не видал ли я крокодила? - гневно воскликнул питон. - Что за вопрос?
- Простите, - повторил слоненок, - но не можете ли вы сказать мне, что у крокодила бывает на обед?
Двухцветный питон мгновенно развернулся и стал бить слоненка своим тяжелым-претяжелым хвостом.

- Странно! - заметил слоненок. - Отец и мать, родной дядюшка и родная тетушка, не говоря уже о другом дяде гиппопотаме и третьем дяде павиане, все били меня за «неугомонное любопытство». Вероятно, и теперь мне за это же достается.
Он вежливо попрощался с питоном, помог ему опять обвиться вокруг скалистой глыбы и пошел дальше, немного разгоряченный, но нисколько не удивленный.»

Дело в том, что Слонёнка весь рассказ все избивают за вопросы, пока «С этими словами он схватил своего волосатого дядю павиана за мохнатую руку и сунул его в гнездо шершней.
Затем слоненок принялся бить других родственников. Они очень разгорячились и очень удивились. Слоненок повыдергал у своего высокого дяди страуса хвостовые перья.

Схватив свою высокую тетку жирафу за заднюю ногу, он проволок ее через кусты терновника. Слоненок кричал на своего толстого дядюшку гиппопотама и задувал ему пузыри в ухо, когда тот после обеда спал в воде. Зато он никому не позволял обижать птицу коло-коло». Птица коло-коло…не маленькая ли его сестренка…но давайте будем последовательными.

За произведениями всегда стоят те, кто их написали. Что мы знаем о Киплинге? То, что до 5 лет он счастливо жил со своими родителями и сестрой в Индии (отсюда и выбор окружения для своих историй),

Мать Редьярда, Алиса (Макдональд) Киплинг, происходила из известной лондонской семьи, писала в местные журналы (заметим этот момент). Отец был скульптором и работал в музее.

Айей маленького Редьярда и его младшей сестры Элис была португалка римско-католического вероисповедания. А еще за мальчиком присматривал носильщик-индус Мита.
Первые пять лет он был окружен чудеснейшей деревней привязанности и духом свободы, пока он и его младшая сестра не были отправлены в Лондон, так как полагалось, что дети нуждаются в получении лучшего образования, чем они бы могли получить в Бомбее.

Пансионат был выбран по газетному объявлению, родители ни разу не встречались с хозяевами пансионата до этого. Ни о каком сватовстве и речи быть не могло. То есть ранняя социализация перевесила получение опыта безопасной привязанности. Никто не подумал, насколько тяжело детям будет перенести разлуку с родителями, а это вам ни интернета, ни самолета. Просто родителей вдруг не стало.

Следующие 6 лет Киплинг проведёт в пансионате, где с ним жестоко обращались. Его постоянно запугивали и избивали, применяли унизительные наказания (например, днями ходить с табличкой на груди «лгун»). Письма родителям он писал под четким контролем и проверкой воспитательницы. То есть он даже в письме не мог выплеснуть своё горе, разделить его со значимыми взрослыми, фактически став заложником ситуации, в которой пришлось как-то выживать. До конца жизни Киплинг мучился бессоницей, умер от язвы желудка.

Когда мать приехала навестить детей (спустя ШЕСТЬ ЛЕТ?! и только потому что у сына случился серьёзный нервный срыв и ее вызвали), мальчик фактически ослеп от нервных потрясений. Она забрала детей домой в Индию, но следом, и года не прошло, как в возрасте двеннадцати лет отдала в училище, чтобы потом поступить его в престижную военную академию. Там он встретил первого взрослого (директора училища и друга отца), который заметил его интерес к литературе и стал поощрять его.

В училище царила атмосфера муштры и насилия. Маленький и в очках, он должен был подстроиться - он стал сторонником грубых розыгрышей. Он признал жестокое воспитание целесообразным, что сильно повлияло на его восприятие и подходы в жизни. Военную академию он так и не закончил из-за плохого зрения. Отец помог устроиться ему журналистом. А следом он был принят в масонскую ложу - ее дух, обрядность, беспрекословное подчинение законам и мессианизм завладели им. Он нашёл для себя источник привязанности, ярко выраженных альф.

Своё детство и переживания он описал в душераздирающем рассказе «Мэ-э, паршивая овца», поделюсь с вами острым эпизодом из него:

«Он ринулся на малого с ножом, и Гарри, посулив Паршивой овце по возвращении тети Анни-Розы такую порку, каких еще свет не видывал, обратился в бегство и заперся у себя в комнате наверху. Паршивец сел с ножом в руке на нижнюю ступеньку лестницы и заплакал оттого, что не удалось убить Гарри. Из кухни вышла прислуга, отобрала нож, говорила что-то в утешение. Но Паршивец был безутешен. Теперь его жестоко высечет тетя Анни-Роза, а Гарри тоже добавит, потом Джуди запретят разговаривать с ним, потом обо всем растрезвонят в школе, потом…

Некому помочь, некому пожалеть, есть один только выход - умереть, и точка. Можно бы ножом, но это больно, а тетя Анни-Роза в прошлом году говорила, что он умрет, если будет сосать раскрашенные игрушки. Он пошел в детскую, раскопал засунутый куда-то за ненадобностью Ноев ковчег и принялся по очереди обсасывать птиц и зверей, какие еще уцелели. Противно было невероятно, но все-таки к тому времени, как вернулись домой тетя Анни-Роза и Джуди, он дочиста слизал краску с Ноевой голубки, которая была последней. После этого он поднялся из детской и встретил их словами:

- Тетя Анни-Роза, знаете, я чуть не убил одного мальчика в школе и хотел убить Гарри, так что, когда вы мне скажете все, чго полагается про Бога и грешников в аду, выпорите меня поскорей, и дело с концом».

Ребёнок, с очень тонкой душевной организацией, мягкий и добрый, в таком маленьком возрасте, брошенный родителями фактически в адские условия, не имел никакого способа для вывода своих переживаний, и подавлял их. Подавленные эмоции сгрызали его изнутри язвой. Глаза отказывались верить в происходящее - и стали слепнуть. Он верил, что если бы мама получила настоящее письмо, то она бы приехала и спасла их. Оказавшись в училище, пережив второе предательство мамы, он сдался - признал, что жестокость - это норма. Только так мозг мог защитить его от грубой действительности, сделав его самого булли.

Он нашёл отдохновение, хоть какой-то выход в писательстве. Это стало его личной психотерапевтической площадкой. Музыка, театр, пение, написание историй, танец, рисование являются Игрой. Именно игра помогла человеку выводить накопленную фрустрацию экологично, сохраняя окружение и социальные связи, развиваясь культурно и духовно. Благодаря Игре человек стал тем, кем сейчас является.

Луна являлась ему в грезах,
Освобождение несла ему луна,
Сквозь желтые кусты больной мимозы
К себе звала, звала к себе она.
Под языком предательски тянуло,
Ломило кости, было не уснуть,
В мечтах сознание тонуло,
Все существо рвалось в туманный путь.
Там точно все иначе, там свобода!
Поля безбрежные и темные леса!
Там он все может, там не пройдет и года,
Как все признают в нем царя!
Он морду держит между прутьев -
Так клетка зоопарка не видна,
Он проклинает всех, глаза мрачнее тучи,
И лишь одно - дверца-то давно не заперта.

Свой первый рассказ я написала в шесть, стихи пришли позже. Я помню то состояние внутреннего зуда, когда срочно надо написать, оно рвётся из тебя и требует быть материализованным. Как эмоция - быть названной. Самые сочные стихотворения написаны мной в состоянии эмоционального дна. И вот основательно проработав свои темные стороны, я перестала писать стихи. Совпадение? Не думаю. Когда ты счастлив, то и писать как-будто нечего. Вы замечаете, какие произведения приобретают популярность? Какие песни мы больше всего любим слушать? Какие книги трогают наши струны? Какие спектакли заставляют приходить ещё и ещё? Кто может создать такое произведение, если только не человек, у которого болит?

Почему человечество получает открытия и лучшие классические произведения литературы и изобразительного искусства через фрустрацию и ценой страданий одного конкретного человека? Мне кажется, что если бы люди были счастливыми, то и эволюции бы не случилось, мы застряли бы в какой-то точке своего развития, потому что нас бы все устраивало и просто было бы хорошо от того, что мы уже имеем. Может, буддисты это имели ввиду, когда постулировали, что жизнь есть страдания?

Ох как тут напрашивается вывод - так давайте создавать детям жесткие условия и больше страданий. Давайте приносить своих детей на плаху человечества во благо общей миссии. Ведь возможно без страданий у нас не было бы Рики-Тики-Тави. Но хорошо, что у нас есть биография Моцарта, например. И для меня это только начало размышлений на эту тему. Ведь даже в биографии Киплинга (как и у Моцарта) была привязанность - та Альфа, которая вывела его в искусство, вы обратили внимание на этот факт? Друг отца поддержал и вдохновил. Отец устроил в редакцию, мать издала на свои деньги первый сборник стихов сына.

Хочешь подготовить ребёнка к жизни? Так создай ему условия закаливания в детстве, чтобы так ожесточить и вооружить, чтобы он точно справился без нашей помощи. И вот мы получаем мстительного слоненка и борца мангуста, кредо жизни которого - сражаться до последнего. Мы не сможем защитить нашего ребёнка от всех тягот, с которыми он столкнётся в жизни, как бы мы этого ни хотели.

Но можем вооружить его не местью, а психологической устойчивостью и адаптивностью, которые помогут ему достойно выйти из любой ситуации, сохранив при этом мягкость своего сердца, не погрязнув в защитах. Ведь защиты словно шоры - да, помогают лошади идти вперёд, но какой ценой.

Обняла,
ваша Ира

осознанноеродительство, психология, дети

Previous post Next post
Up