Luigi’s Mansion 3: игра со страхом

May 10, 2023 09:30





Я та единичная мама, которая не только не против видеоигр, но и ещё и сама играет со своим ребёнком и мужем. Когда говорят про вред видеоигр, надо понимать, что речь идёт про деперсонализированную привязанность и бегство из травмирующей реальности.

В остальном видеоигры, как мультики, как книги - хороши в меру. Как же! Книги же - это прекрасно! А если сутки напролёт? А если взамен жизненного опыта? Та же зависимость, то же бегство. Если вы в своём подходе к воспитанию детей ставите всегда на отношения и их глубину - вам бояться точно нечего.

Больше читайте в сохранённых сториз «Гаджеты». А пока расскажу про конкретную видеоигру, и почему она так нравится и Саньке, и мне.

Luigi’s Manson - это игра, созданная в рамках Вселенной Марио. Луиджи - его брат. Иногда мне кажется, что Марио и Луиджи - это части одного человека, в последнем мультике про Супермарио это хорошо видно - Марио, обычно храбрый, обнаруживает в себе страх несоответствия ожиданиям, тревогу перед самораскрытием, признать своих внутренних демонов заядлого перфекциониста крайне уязвимо. Но я отвлеклась.

Луиджи по задумке разработчиков всегда чего-то боится, а его храбрый брат зачастую его спасает. Но на самом деле Луиджи - это персонаж с прекрасным уровнем интеграции. Да, он боится, но он всегда преодолевает свой страх и идёт вперёд.

В игре Luigi’s Manson друзья (три Тоада, Принцесса Пич, Марио и Луиджи) приезжают в отель, который в итоге оказывается полным привидений, всех кроме Луиджи похищают, и теперь Луиджи надо спасти своих друзей. Нет, он не бежит, сверкая пятками, спасая себя. Он берет фонарик и отправляется на поиски близких для себя людей, зная, что они в нем нуждаются. Как вам посыл для ребёнка?

Смотрите, что происходит. Эта игра фактически симулятор, как правильных нравственных ценностей, так и подсвечивание смешанных чувств (Луиджи боится и любит одновременно, отсюда в нем столько мужества трястись, как осиновый лист, но продвигаться вперёд), проживание тревоги, страхов, и их преодоление.

Окружение (картинка, анимация, звук, спецэффекты) максимально погружают ребёнка в другую реальность (как книги, как мультики), только здесь он ещё и управляет свои персонажем.

При этом рядом сидит мама, отвечающая за основного персонажа - и он тоже Луиджи (второй персонаж - это некая субстанция, которую изобрёл Профессор в помощь Луиджи). Назовём его, как называет его Санька - Жижовый Луиджи.

Жижовый Луиджи довольно самостоятельный персонаж, но перемещаться между комнатами он не может - руководит процессом Луиджи, Жижовый только следует (пример правильной иерархии в детско-родительских отношениях). Если ребёнок попросил поменяться персонажами, сделав маму зависимой, то это как раз отработка Альфа-инстинкта, что тоже прекрасно.

В игре много головоломок, задач, которые нужно решить - и Санька с ними прекрасно справляется (чем вам не «рабочая тетрадь» по логике?).

Привидения внезапны, они выскакивают и пугают. Но происходит это все рядом с мамой, которая уверена, спокойна, проговаривает свои собственные эмоции «ой как напугал», «ой как внезапно выскочил!», «ты тоже испугался?». Одновременно есть понимание, что это игра и ее границы ощутимы - игра не переносится в реальность.

Да, Санька стал обыгрывать в солитюдной свободной игре различные ситуации из видеоигры, модифицируя их и вписывая в свои сюжеты, но он не стал плохо спать или бояться привидений. Он отработал эту эмоцию в игре.

Что особенно прекрасно в такого рода играх - это кооперация. Уровни созданы для того, чтобы проходить их вместе. Где-то второму игроку можно пофилонить (Санька увлекается анимацией и может просто постоять в сторонке), где-то без него никак (а если ещё и спасать Луиджи-маму надо, то это вообще масса фрустрации, криков и даже слез, и да, это те самые слёзы, которые были рождены в игровом пространстве, и только во благо - обняли, пожалели, посочувствовали, назвали эмоцию).

С каждым уровнем качество игры ребёнка растёт - и он сам отмечает уже свой прогресс, гордо сообщает об этом, рассказывает папе. То, что работает - чем не прекрасный вывод фрустрации.

То, что не работает и требует тренировки и многочисленных попыток - чем не знакомство с жизнью и столкновением с трудностями. Комментируем при это, что смотри: у тебя сначала не получалось, но ты пробовал ещё и ещё, и с каждым разом становилось лучше и лучше. Пока не получилось. А что бы было, если бы ты сдался? Ты бы не узнал, что оказывается ты можешь победить.

Видеоигра такого плана не является свободной игрой (за что видеоигры в принципе ругают взрослые, которые в них не играют), но она погружает в свой насыщенный фантазийный мир, позволяет свободно передвигаться и следовать за своим интересом.

Я бы сказала, это своего рода пространство наподобие ролевых игр, когда ты вживаешься в выданный тебе образ и попадаешь в кем-то созданную Вселенную. А потом берёшь кусочек этой Вселенной и интегрируешь в свою собственную, уже свободную, игру.

Как и с книгами/мультиками, именно родитель, знающий своего ребёнка и степень его чувствительности, определяет готовность его к подобному опыту. В нашей семье эта игра зашла на ура, как и Super Mario: Bowser’s Fury.

Инстаграм
тг-канал

осознанноеродительство, страх, игра, эмоции, дети

Previous post Next post
Up