Когда Церковь, пройдя сквозь все мыслимые испытания, ответив на все вызовы истории восторжествовала - был готов и образ христианского Врага (более могучего и более страшного). Интересно отметить, что римляне, эти всеядные поглотители всевозможных богов покорённых народов (если не ошибаюсь, римский Пантеон насчитывал около 1200 богов), обожествивши множество абстрактных понятий: юность, согласие, целомудрие и даже лихорадку, однако не знали Сатану в нашем значении слова. Старший брат Зевса Аид наряду с братом Посейдоном просто не мог претендовать на одно из почётных мест в олимпийском пантеоне. Специфика восприятия мира античным человеком (столь прекрасно описанная А. Лосевым), да и само мироощущения себя и всеобъемлющего Космоса, просто не оставила бы места для столь уродливого образа персонифицируемого Зла.
Именно, в эпоху торжествующей Церкви создается красочная и весьма подробная биография Врага. Само слово «диавол» (от греч. «диаволос» - клеветник, обольститель) встречается в канонических текстах Ветхого Завета только один раз в 108 псалме, стихе 6, в связи с изображением будущих страданий Христа; суда над ним и будущего наказания Иуды. Невероятно! Всего один раз и только в связи со Христом! «Постави на него грешника, и диавол да станет одесную его», то есть диавол будет (станет) начальствовать над Иудой. Нигде в Ветхом Завете мы не найдем истории горделивого падения Врага (в книге Иова Сатана преспокойно является в собрание Божие, находится среди светоносных ангелов и отнюдь не является Его заклятым врагом разрушавшим гармонию мироздания. Он скорее, символизирует дух скепсиса и сомнения. Пожалуй, наиболее близко, образ Врага сливается с образом Сатаны известного нам христианам, мы найдем у пророка Захарии, где он уже предстаёт врагом и обвинителем избранного народа (позвольте еретический вопрос, а может его обличающий совестью?), а также в неканонической книге Премудрости Соломоновой. Здесь он разрушитель и развратитель божественного мира. Он подстрекнул прародителей ко греху и из зависти ввел их в смерть), объяснения причины его падения, восстания ангелов и последующего помещения их в аду. Этого просто НЕТ! На самом деле, мы имеем дело с творческой интерпретацией и мифологизацией. Так в книге пророка Исаии (14: 12-15) читаем: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней». Но, следующий стих оставляет решение вопроса неудовлетворительным («тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства»), поскольку речь все-таки (исторически) идет о царе Вавилонском. Духовный же смысл, соотносящий это место с диаволом, получает свое окончательное развитие только у отцов Церкви. Например, св. Кирилл Александрийский соотнося это пророческое место с диаволом, говорит: «по славе был знаменит между ангелами….Но низпал и сокрушен был возмечтавший о себе слишком высоко и дерзнувший присвоить себе честь и славу, приличную только Высочайшему Естеству» («Творения» св. Кирилла Александрийского ч.6 М.1887г. с.407). Как видим, здесь мотивация падения весьма отличается от указанной выше. Более того, в известном эпизоде 3 Книги Царств, в рассказе о неблагочестивом царе Ахаве, Господь задает вопрос собравшимся духам: "кто склонил бы Ахава, чтобы он пошел и пал в Рамофе Галаадском? … и выступил один дух, стал пред лицеем Господа и сказал: я склоню его … я выйду и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его… И вот, теперь попустил Господь духа лживого в уста всех сих пророков" (3 Царств. 22. 20-23). В других случаях, Господь посылает ангелов, чтобы истребить как первенцев египетских, так и полчища Сеннахеримова. В Откровении ап. Иоанна Богослова Господь также посылает своих ангелов гнева Господня на больную и развращенную землю.
Последующую и надо сказать, весьма ускоренную эволюцию образа Врага, берут в свои суровые и закалённые в молитве и посте пустынники-аскеты. Монашество начинает особенно развиваться в начале IV века. Но отдельные отшельники уходят из городов еще и раньше, как, например, во времена Деция (249 -251 гг.), скрываясь от гонений, скитаются в пустынях, пещерах и пропастях земных. Но такой уход в те времена является исключением. Хотя многие в городах проводили жизнь и отрешенную, но « инок еще не знал Великой пустыни, - говорит Св. Афанасий Великий. Нет надобности приводить бесчисленные примеры историй: лукавых прелестей (Житие преп. Симеона Столпника), бесконечных насилий (Житие преп. Антония Великого), жестоких обманов, распутных падений и изощрённых хитростей - обрушившихся на армию истинных христиан. (Однако, многим светлым душам уже тогда были понятны пагубные следствия, а чаще откровенный соблазн, из такого необузданного фантазирования и откровенной греховности. Проповедь света и любви просто подавляется страхом и ужасом. Христос подавляется Сатаной. Именно из таких соображений были подвергнуты новой редакции, многие житии и сказания. Такую же чистку "Пролога" в конце XVII в. произвёл в России св. Дмитрий Ростовский). Сатане мало соблазнов и козней столь легко пленяющих миллионы душ христиан-мирян. Враг переходит в неистовое наступление, непрестанно таранит стены и двери, обрушивается со всей своей невероятной мощью на истинный и возможно последний оплот Церкви Христовой - монахов. Нельзя сказать, чтобы атаки на верный оплот, надежду нашего упования оказались безуспешными. «Священнослужители содержали мясные лавки, кабаки, игорные и публичные дома, так, что приходилось неоднократно издавать декреты, запрещающие священникам «ради денег делаться сводниками проституток», но все напрасно. Монахини читают «Декамерон» и предаются оргиям, а в грязных стоках находят детские скелетики как последствие этих оргий. Тогдашние писатели сравнивают монастыри то с разбойничьими вертепами, то с непотребными домами. Тысячи монахов и монахинь живут вне монастырских стен. Что уж говорить о монахах, когда такие люди как папа Александр VI, будучи кардиналом, имел четырех незаконных детей от римлянки Ванноци, а за год до своего вступления на папский престол, уже, будучи 60 летнем стариком, вступил в сожительство с 17-летней Джулией Фарнезе, от которой вскоре имел дочь Лауру. Имели незаконных детей также и папа Пий II, и папа Павел III, и папа Инокентий VIII, и папа Юлий, и папа Павел III; причем, что интересно, что все они - папы-гуманисты, известные покровители возрожденческих искусств и наук. Папа Климент VII сам был незаконным сыном Джулиано Медичи. Многие кардиналы поддерживали отношения со знаменитой куртизанкой Империи, которую Рафаэль изобразил на своем Парнасе в Ватикане. Нравственное развращение в это время доходило до ужасающих размеров. В 1490 г в Риме насчитывалось 6.800 проституток, а в Венеции в 1509 г. их было 11 тысяч. В Германии этим ремеслом начинали заниматься, начиная с 12 лет. В это время пышным, цветом цветет хиромантия, физиогномика, колдовство, сатанизм, оккультизм, астрология. Когда в XVI веке Медичи восстановили свое господство во Флоренции (этой колыбели Ренессанса), вся их дальнейшая история ознаменовалась убийствами, заговорами, зверствами. Особенно прославился из них, каким - то абсолютным сатанизмом сын папы Цезарь Борджиа. На его совести огромное количество зверски замученных душ» - пишет А.Ф. Лосев (См. «Эстетика Возрождения» М. 1998. «Мысль». С. 122-136). Из римских пап причастными к волшебству считались: Лев III, Сильвестр II (Герберт), Бенедикт IX, Григорий VI, Григорий VII, Климент V, Иоанн XX. В конце XI века кардинал Бенно в своем “Жизнеописании Гильдебранта” настаивал, что в Риме была школа магии, откуда и вышел будущий Григорий VII. А от XII и XIV веков имеются подлинные письма Сатаны (сфабрикованные предшественниками реформации), адресованные им князьям церкви, как к своим друзьям и сотрудникам. Такую шутку, к позору католического духовенства, смастерил с целью обвинения французских масонов в сатанизме и волшебстве - шарлатан Лео Таксиль в самом конце XIX века.
Тщетно уверяют и взывают к обезумевшей от страха пастве, светлые и живые дети Божии, что победа Христа над Врагом окончательна и совершенна. Царь смерти уничтожен добровольной жертвой и смертью Господа и Спасителя. Папа Григорий VII, резко осудил и запретил уголовные разбирательства против лиц, виновных только в пустом и глупом суеверии. Венгерский король Коломан (1095-1114 гг.), категорически заявил в одном из своих указов: “Ведьм на свете нет, и, следовательно, против тех, которые себя таковыми почитают, не должно возбуждать никакого судопроизводства”. С такою же решительностью выступало в XII-XIII веке против веры в колдовство и в особенности против казней колдунов и ведьм православное духовенство на удельно-вечевой Руси. В этом отношении особенно выразительно известное слово Серапиона, епископа владимирского (XIII в.), выступившего с пылкою резкостью против сжигания ведьм огнем и испытания их водою: “Мал час порадовахся о вас, чада, видя вашу любовь и послушание... А еж еще поганского обычая держитесь, волхованию, и пожигаете огнем невинныя человеки и наводите на весь мир и град убийство. Аще кто и не причастися убийству, но в соньми быв в единой мысли - убийца же бысть, или могай помощи, а не поможе - аки сам убить повелел есть. От которых книг или от ких писаний се слышасте, яко волховнием глади бывают на земли, и, пакы волхованием живота умножаются? То аже сему веруете, то чему пожигаете я? Молитесь и чтите я, и чтите я, и дары приносите им, ать (пусть) строят мир, дождь пущают, тепло приводят, земли плодити велят. Се ныне по три лета житу рода несть - не токмо в Руси, но и в Латене: се волхвове ли створиша? аще не Бог ли строит свою тварь, яко же хощет, за грех нас томя?.. Правила божественныя повелевают многыми послухи осудити на смерть человека; вы же воду послухом поставите, и глаголите: аще утопати начнет - неповинна есть, аще ли попловет - волхов есть. Не может ли Дьявол, видя ваше маловерье, подержати да не погрузится, дабы въврещи в душьгубство; яко оставльше послушьство боготворенаго человека, идосте к бездушну естьству”. Однако, человечности и благоразумия у восточного духовенства было не много, и, начиная с XIV века, костры ведьм и колдунов учащаются и мало-помалу из права церковно-обычного переходят в уголовно-законодательное. Но все же, оно не стало постоянным явлением, а тем более эпидемическим, как на Западе, где на протяжении пяти столетий шла яростная борьба против Врага.
Средневековая Церковь столкнулась в смертельной схватке с ею же созданным образом Врага. Средние века - эпоха невероятного расцвета и зрелости Сатаны. Эпоха печали, угрюмого аскетизма, мистического бреда - смущающего сердца и умы; эпоха причудливо-фантастического народного суеверия и теней огромных готических соборов, где человек ничто, - питательная среда для его возрастания и могущества. То чего люди не могут сделать из любви к Богу, они сделают из страха перед Врагом. Только религия СТРАХА и УЖАСА, могла породить такого чудовищного и вездесущего Врага. Страх, вот что заставляет непослушное стадо бежать во весь опор. Рабами править и управлять значительно легче - это аксиома любой тиранической власти (будь она светская или религиозная). Это не было и никогда не станет Христианством.
P/S. Сейчас, когда мир сотрясается от глобальных потрясений, когда усиливаются апокалипсические ожидания, когда: "и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь", когда нищета и невероятный разврат сковывают тела и души, когда усиливаются псевдоцерковные попытки опять завладеть человеком, через страх и трепет перед Сатаной, когда террор наполняет нас холодом и ужасом, - нужно просто помнить: "в Любви нет СТРАХА". Враг, как и Царство Небесное находится внутри наших душ и сердец! Наши страхи и есть наши демоны. Страхом пытаются парализовать волю и душу, чтобы подчинять и управлять. Проповедникам же, которые якобы от лица Церкви, пытаются устрашить и запугать людей (чтобы легче опустошать наши и без того тощие кошельки), я отвечу: "вы,духовные уроды, не имеющие Любви Христовой, пожнёте в конце пути вашего, то, что так обильно сеяти... Ад".