Зачем Церкви - Сатана? /ПОДУМАЕМ ВМЕСТЕ/ Ч. I

Jul 19, 2010 19:37

В тайне Боговоплощения человечеству явился Божественный Логос, вторая Ипостась и новым Адам. Этим таинством, выражаясь позднейшим языком Леонтия Византийского, Господь Иисус воипастасировал человеческую природу. «Для того Бог стал человеком и Сын Божий Сыном Человеческим, чтобы нас сделать богами и сынами Божьими». Явление Божественного Логоса миру еще раз подтвердило причастность профанного бытия к трансцендентальному Богу. "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3.6). Вот эту, подлинно христиански -«юродивую», безумную для внешнего мира, сотериологическую идею спасения и проводили в жизнь апостолы, а затем уже и отцы Церкви.


Разберем, что же принес ожидавшему Спасителя человечеству, - Христос? От чего Он должен был нас спасти? Остановимся на центральном евангельском понятии - Царствие Божие. Как известно, евангелие (благовестие) начинается с того, что Христос выходит на свое общественное служение, проповедую Царство Божие. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие». Если мы окунемся в библейское прошлое, то увидим, что первые 5 книг Торы не говорят о Боге как Царе. Не говорят о Царствие Божием. И лишь, со временем Судей и книге Царств, а затем более активно со временем пророков и Вавилонского пленения - Израиль начинает говорить о Едином Боге - Царе. Более того, пророки говорят о том, что все народы признают Единого Бога Своим Царем и Господом, а не только народ еврейский. Но как это обычно происходит, на протяжении всей истории человечества, удержаться на духовной высоте понимания оказалось невозможно. Со временем идея Божественного царства заменяется на мессианскую, приземленную идею того, что царство - это царства земное, в котором Израиль должен править миром (хилиазм). Евреи ожидали Мессию не в образе смеренного учителя-плотника, а в образе грозного царя Освободителя. Не будем забывать, что евреи находились под властью Римлян - язычников, что с максимальной остротой подчеркивало их униженное состояние. Христос начинает свое социальное служение, не с поднятия флага для борьбы с завоевателями, а с призыва «покаяться, ибо приблизилось Царство Божие». «Покаяние» - с греческого «метания») означает изменение ума, изменение мироощущения. Ев. Матфей в 4 гл. говорит: «И ходил Иисус по всей Галилеи, уча в синагогах их, проповедуя Евангелия Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф. 4; 23). Точно такое же речение мы находим в 9 главе 35 стих: «И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях». Это то, что называется «кольцевая композиция» (хиазм). Когда автор использует кольцевую композицию, он явно хочет привлечь наше внимание к тому, что находиться внутри нее. А между этими повторами мы имеем, во-первых, Нагорную проповедь - это 5,6,7 глава, а также 8 и 9 главы, это 10 великих Галилейских чудес. То есть, ев. Матфей показывает в чем состояло суть учения о Царстве Небесном. Господь учил с одной стороны словом, притчами, проповедью, а с другой стороны - раскрывал это Царство пришедшее в силе чудесами, сопровождавшими проповедь, что несомненно подтверждало присутствие Царствия. Господь имеет власть не только учить, как власть имущий, но Он также имеет власть и творить чудеса. Не всегда и не везде, иногда Он, как говорит Евангелие, не творил чудеса по неверию окружающих Его людей. "Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы" (Марк. 16.17).


Очень важны для раскрытия учения о Царстве Божием те эпизоды, в которых говорится об изгнанием бесов. Многие из них показаны как борьба, когда бес сотрясает человека, не хочет выходить, перечит Христу, но, тем не менее, покоряется и уходит в бездну, это показывает победу Христа над царством Сатаны. Ибо Царство, пришедшее в силе, есть конец тирании царствования Сатаны. «Я видел Сатану спадшего с неба» - говорит Христос. Началось Царство того, кто сильнее сильного! Ап. Павел, в Послании к евреям, со свойственным ему воодушевление свидетельствуя о Христе говорит: "А как дети причастны крови и плоти, то и Он также воспринял оные, дабы смертию лишить силы имеющего державу смерти, то-есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству" (Евр. 2.14). Христиане верят, что воплощение, смерть и воскресение Христа принесли миру спасение. Более того, по святоотеческому толкованию «сошествие Христа в ад» носило победоносное, торжественное явление в мире усопших (которого держался и Запад до XV века), в котором были разрешены «вереи вечные» и «ад упразнися». Миллионы пребывающих в шеоле ветхозаветных людей (включая и язычников), были выведены сошедшим туда с проповедью, за ними Христом. Христос разрушил не только силу смерти, но также изгнал и тьму адову. Однако, вот в чём парадокс, и это учение Церкви, для того, чтобы неисчислимые миллионы живых в настоящем и будущем наполнили его … навечно!
Почему же произошла такая странная религиозная метаморфоза? Почему, в христианском мире, а не в каком-то ином, так выросло значение и невероятная мощь ада и Сатаны. Никогда человечество так не боялось этого (вездесущего, невероятно сильного, страшнее и ядовитее Гидры и многообразнее Протея) врага, как в искуплённом ХРИСТИАНСТВЕ! Интересно, что в Ветхом Завете мы не найдем резкого противопоставления между добром и злом. Даже, если при очень сильном желании и можно найти указание на дуализм добра и зла (например, в нравственном аспекте, что не совсем корректно, поскольку исполнять заповеди Божии необходимо не потому что это хорошо или плохо для человека (например: обрезание хорошо для жарких стран в целях медицинской гигиены), а потому, что так повелел Бог), то это скорее некое слабое очертание, при явно доминирующем монотеизме. Так, в книге пророка Исаии (45: 7) читаем: «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; (в других текстах «зло» - прим. мое) Я, Господь, творю это». «Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, И кроме Меня нет Бога». (Ис. 44:6). Израильские пророки, носители идеи Единобожия, остро чувствовали ложь и всю религиозную омерзительность «соблазна», противопоставления твари, в любом ее виде, пусть даже и в ангельском, заслоняющей (пускай даже и косвенно) Творца. Хотя, в противопоставлении Единого Бога иным богам, взгляд на них как на бесов свойственен ветхозаветному иудейству: «Яко вси бози язык бесове» (Пс. 95:5). «И приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам» (Пс. 105: 37). «Богами чуждыми они раздражили Его, и мерзостями (своими) разгневали Его. Приносили жертвы бесам, а не Богу» (Втор. 32:16-17). Однако, само понимание «бесов» отличается от того смысла, который вкладываем в это слово мы. Это ветхозаветное понимание сводилось к тому, о чем писал ап. Павел к Галатам (Гал. 4: 8-9): «Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги. Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?» Языческие боги истуканы и по сути их нет. Еврейская Церковь принципиально и категорически отвергла существование языческих богов. Почему же, этого не сделала христианская Церковь? Почему, невероятно гипертрофируемые и демонизируемые языческие: Юпитер, Юнона, Диана, Апполон, Меркурий, Нептун, Вулкан, Цербер, фавны, сатиры и т.д. пережив свои культы, наполнили не только христианский ад, но и людское воображение потемнившее светлое христианское благовестие? Поэтический гений Данте, синтезировавший образы языческой мифологии с народно-христианскими представлениями, окончательно оформил это странное "сочетание в не сочетаемом". Из православной публики мало кто знает, что когда святой Константин Великий чувствуя сопротивление все еще мощной языческой партии Рима, принял решение о переносе Римской столицы на восток от Италии на берега Босфора (Восток в это время начинает определять ход большой истории), то здесь на месте маленького греческого городка Византия, он начал строить столицу будущей Византийской Империи.


В новом Риме дело обстояло совершенно иначе: после торжественного освящения города в 330 г. император своим постановлением запретил совершать в городе какие-то бы ни было языческие обряды. Новой столице Константина суждено было сыграть грандиозную роль как во всей последующей истории Европы, так и самого христианства. А теперь самое интересное, святой Константин в знак торжества и начала новой, христианской эпохи, поставил в Константинополе огромную колонну со статуей на ее вершине, соединявшей в себе изображения солнца: Спасителя и императора. Торс фигуры представлял Аполлон, голова принадлежала Константину, а над ней, в виде сияния, были прикреплены гвозди, которыми Христос был пригвожден к Кресту. Они были найдены незадолго до этого матерью Константина, Еленою (первым библейским археологом) вместе с Крестом в Иерусалиме. Зачем, соединять несоединимое?! Нужно сказать, что Константин строил много, очень много. Он свозил в свою новую столицу все известные шедевры и произведения искусства тогдашнего языческого мира. При этом, древние христиане, считали языческую культуру и языческий мир исчадием Сатаны. На духовном уровне, искренни веря в окончательную и решительную победу Христа над Врагом, они видели в своей повседневной жизни, как и мы сейчас, торжествующую силу зла. Окружённые со всех сторон языческим воплем: "Вас не должно быть!", утопаемые в собственной крови воздвигнутыми гонениями (эдикт подписанный Диоклетианом и Галерием от 24 февраля 303 г., говорил, что все могут обвинять христиан, но христиане не имеют права выступать против кого бы то ни было обвинителями на суде и даже обращаться к гражданскому суду с просьбою о защите. В 304 г. Галерий издал самый страшный эдикт по которому в отношении христиан применялись жесточайшие и омерзительные пытки. Мало кто знает, что: "жестокость и продолжительность пыток и оскорбительность их для нравственного чувства были таковы, что, кажется, только в это гонение появляются случаи самоубийства христиан (выделено мной). Христиане и в особенности христианки, не желая отдаться в руки посланных арестовать их, сами поканчивали с собою мечом, то бросались в реку, то бросались с верхнего этажа дома, где их хотели арестовать" - пишет В. В. Болотов), увлекаемые в "море" пагубных и зловредных ересей и при этом, не видя славное второе пришествие Христа, создали условия для гностических представлений о Враге, как о самостоятельном и независимом начале и создателе этого дьявольско- вещественного мира. Безудержная в своём распутстве и гордости, богатстве и честолюбии, алчности и алчущей зрелищности - не это ли империя Сатаны!? Не его ли славословят в храмах, не ему ли поклоняются и возжигают фимиам, не он ли восседает на троне цезарей и триумфально восходит на Капитолий? Ответ был только один - ДА! Ситуация повторяется и сейчас. Кому Москва - Третий Рим, а кому то Вавилонская блудница и оплот Дьявола.

демонология, история, человек и Бог

Previous post Next post
Up