Предсказания будущего
В 1920-е годы Эдгар начинает всё чаще делать ссылки на будущие мировые события. Большая часть его предсказаний давалась, естественно, во время "спящих чтений", однако, как уже было сказано, у него спонтанно проявлялись психические способности и в бодрствующем состоянии. И всё же он не был пророком в обычном смысле, ибо не любил делать пророчества и часто воздерживался говорить людям то, что он видит, чтобы не влиять на свободу их выбора. Вообще говоря, его бодрствующие пророчества можно рассматривать как "обнадёживающие возможности" или "полезные предостережения", и давал он их, конечно же, не для того, чтобы "встревожить кого-либо или произвести впечатление пророка".
Что касается глобальных событий, то имеются вполне достоверные записи о предвидении им двух мировых войн с указанием времени их начала и окончания; о мировом экономическом кризисе 1929 года с описанием поразительных подробностей краха на фондовой бирже и о начале экономического подъёма с 1933 года. Он также точно предсказывает образование государства Израиль и обретение Индией независимости. Ряд его пророчеств, наиболее интересных, касается России: конец коммунистической эпохи, установление дружеских отношений с США, "религиозное развитие России", подающее миру большие надежды. Он даёт интригующую информацию о Китае: например, возрастание тенденции к демократии и принятие идей христианства. "Всё больше и больше приверженцев христианской веры придут в политику... Да, Китай однажды станет колыбелью христианства, приложимого к жизни людей. По человеческим меркам пройдёт немало времени, но это - всего лишь один день в сердце Господа. Ибо завтра Китай пробудится". В отношении своей собственной страны он предсказывал усиление расовых и социальных столкновений, увязывая их с кончинами двух действующих президентов. Многие сегодня серьёзно изучают пророчества Кейси относительно земных катаклизмов и геологических сдвигов, ожидаемых с 1930-х годов по первое десятилетие ХХI века. Некоторые из них уже стали осуществляться; в их числе - заметный рост вулканической активности, начиная с 1960-х годов, особенно на Аляске, в Калифорнии и Средиземноморье; другие, возможно, ещё не успели произойти в пределах указанного времени. Однако при этом надо сказать, что сам Кейси не считал пророчества абсолютной истиной, ибо это, по его мнению, исключило бы свободу воли и силу молитвы - в их действие он верил очень глубоко. И неоднократно подчёркивал, что полностью ничего нельзя предопределить, предопределяется только возможность.
Осуществление мечты
Когда семья Кейси крайне нуждалась, едва сводя концы с концами, и Эдгар уже отбросил всякую надежду на то, что его призвание получит большие возможности для реализации, неожиданно пришла помощь. Преуспевающий биржевой маклер из Нью-Йорка Мортон Гарри Блументаль - невысокого роста молодой еврей, скромный и приветливый по натуре, навестил Эдгара, чтобы послушать его "чтения жизни" и заодно получить помощь в лечении болезни ушей. Подогреваемый интересом к философии, он стал восторженным поклонником таланта Эдгара и побудил его осуществить свою мечту - основать постоянный исследовательский центр и больницу, где тот мог бы работать. И главное - он предложил финансовую поддержку всем этим начинаниям. От таких предложений трудно было отказаться, и вскоре была создана Ассоциация, задача которой состояла в оказании физической, умственной и духовной помощи людям, обратившимся к Эдгару за получением психодиагноза. В её задачу также входило сохранение тщательных, научно обработанных записей сеансов Кейси, которые послужили бы основой для будущих исследований. Ассоциация руководствовалась возвышенным девизом: "То, что мы в силах сделать, - свидетельство нашей любви к Богу и человеку". В итоге свыше двухсот человек стали участниками реализации этого проекта. И что удивительно: местность Виргиния-Бич была выбрана с помощью "чтений" Эдгара, где указывалось, что она наиболее благоприятна для этой цели. Итак, в один из штормовых осенних дней 1925 года семья Кейси переехала на пустынное, продуваемое ветрами побережье этого восточного морского курорта; однако пройдёт ещё целых два года, прежде чем начнётся строительство больницы.
В феврале 1929 года долгожданная мечта Эдгара приобрела, наконец, реальные черты. Исследовательско-просветительский лечебный центр - четырёхэтажное бетонное здание, возвышающееся на песчаной дюне, - был готов к приёму первых больных. Он включал 30 больничных палат, большой вестибюль, столовую, лекционный зал, библиотеку, врачебные кабинеты и просторные солнечные веранды, чтобы больные могли любоваться видами океана и дышать морским воздухом. Для Эдгара было огромной радостью видеть, как предлагаемые им курсы лечения выполняются в точности и при тесном сотрудничестве с больничным врачом (доктором Хаузом), персоналом и пациентами. В течение первого года здесь прошли курс лечения около 3 тысяч человек. Удовлетворялись не только физические и эмоциональные, но и духовные запросы больных: по выходным проводились дневные занятия и лекции по философии, которые читали Эдгар и Мортон Блументаль по таким темам, как "Значение самоанализа", "Взгляд из четвёртого измерения", "Моё понимание Бога". Благодаря многолетнему сотрудничеству с церковью Эдгар научился преодолевать природную застенчивость и приобрёл завидное красноречие. Он иллюстрировал свои взгляды многочисленными библейскими историями, случаями из повседневной жизни, и его сердечная, дружеская манера общения привлекала массу больных. В своих лекциях он не пытался обосновать какое-либо учение, систему знаний или быть чьим-то последователем - свою задачу, по его словам, он видел в том, "чтобы дать лучшее осознание Великого Целителя, кто Один способен исцелить прикосновением Своей руки. Я хотел, чтобы люди видели связь исцеления с состоянием своего духа".
В течение года лечебный центр процветал, излечивались все виды заболеваний, Эдгар ликовал. Ежедневно для прибывших больных проводились "чтения", а состояние здоровья прежних проверялось и перепроверялось. Почта доставляла огромную массу писем с просьбами, и расписание приёма больных составлялось на недели и месяцы вперёд. Излечивались сотни людей, которые потеряли почти всякую надежду на выздоровление. Однако вскоре после начала экономической депрессии между членами правления лечебного центра возникли серьёзные разногласия. В итоге Мортон Блументаль был вынужден прекратить финансирование больницы, что привело к её закрытию 26 февраля 1931 года. С тяжёлым сердцем Эдгар прошёлся в последний раз по опустевшим палатам, безутешно глядя на величественный океан за окнами. Как и следовало ожидать, - зная его характер, - он ни на кого не таил зла; возложив большую часть вины на себя, он рассудил по-философски: "Я надеюсь, что все те наши совместные усилия сделали нас духовно богаче, и мы будем лучше служить Богу и своим собратьям".
Рождение Ассоциации Исследований и Просвещения
Несмотря на гнетущее чувство разочарования после закрытия больницы, Эдгар был полон решимости продолжать свою миссию в той или иной форме. Он пишет сотни писем "всем, кто долгие годы поддерживал нас или проявлял интерес к нашей работе...". Ответы в подавляющем большинстве приходили положительными, и было решено создать новую организацию с тем, чтобы сохранить и изучить материалы "чтений", исчисляемых уже тысячами. Ей дали название "Ассоциация Исследований и Просвещения" (The Association for Reseach and Enlightenment - A.R.E.). Учитывая ошибки прошлого, решили начать скромно, не полагаясь на богатых инвесторов и отказавшись от мечты о строительстве ещё одной больницы. Старший сын Эдгара - Хью Линн, в качестве менеджера новой организации, приступил к собиранию материалов по философии, духовному развитию, различным аспектам здоровья. Он также начал издание ежемесячного бюллетеня, через который поддерживалась связь между всеми членами Ассоциации. Следующим шагом было создание в Норфолке, штат Виргиния, самой первой исследовательской группы Эдгара Кейси. Вступительная тема называлась "Как развивать психические силы". Примечательно, что в первом же "чтении" на эту тему делалось предупреждение о правильном применении этих сил и отмечалось, что "психические силы принадлежат душе, и при нормальном развитии личности они раскрываются в результате роста сознания и устремляются в сферы подсознания и сверхсознания вне времени и пространства".
В отличие от прежних организаций, Ассоциация выросла и расцвела, превратившись из малого зёрнышка в мощное "баньяновое дерево". В июне 1932 года состоялся первый ежегодный конгресс Ассоциации в Виргинии-Бич. В его программу входила организованная Хью Линном серия публичных лекций на различные метафизические темы, а также несколько публичных "чтений" Эдгара. Всё это явилось благоприятной почвой для образования исследовательских групп - они стали создаваться энтузиастами в других городах по всей стране, и в них вошли сотни людей. На протяжении второго года Хью Линн опубликовал множество исследований по историям болезней, где подробно указывались заболевания, лечебные средства и отклики пациентов. Кроме того, были опубликованы материалы по реинкарнации, психическим феноменам, а также по историческим периодам, описанных в "чтениях жизни".
Эдгар и Гертруда Кейси с сыновьями:
Эдгаром Эвансом (слева) и Хью Линном (справа)
Спустя полвека исследовательские филиалы Ассоциации были созданы почти во всех странах, установилось обширное и постоянное сотрудничество с медицинскими, философскими и парапсихологическими группами. В то же время суть её деятельности в одном из "чтений" "Источник" сформулировал так: "Идеалы и цели Ассоциации Исследований и Просвещения не в том, чтобы создать ещё одну секту или учение. Вновь и вновь мы предупреждаем: избегайте этого соблазна! Как можно меньше личных пристрастий, как можно больше от Бога и Христа в отношениях с людьми". Сам Эдгар говорил по этому поводу: "Ассоциация не собирается совершить революцию в мире. Если она помогла хотя бы одному человеку найти свой путь к Богу, значит, она действует успешно, а если этого не сделано, значит, она не оправдывает своё назначение, какой бы массовой она ни была и какой бы внешний эффект ни производила...".
(В октябре 1931 году Эдгар отправился по делам Ассоциации в Нью-Йорк. Там две женщины, как позднее выяснилось, служившие в полиции, обратились к нему с настойчивой просьбой провести для них сеанс "чтений". Диагностирование провели, после чего Эдгар был арестован и заключён в тюрьму. Местные члены Ассоциации активно поддержали Эдгара, наняли блестящего адвоката, поэтому слушание дела, состоявшееся 16 ноября, закончилось оправданием Эдгара.
В декабре 1935 года ему снова пришлось столкнуться с законом, когда он отправился в Детройт. Здесь его арестовали из-за отсутствия лицензии на медицинскую практику. Уголовное дело всё же не было возбуждено, и Эдгара освободили. - Ред.)
На протяжении 1930-х годов Эдгар продолжает свои сеансы "чтений"; обычно они устраиваются дважды в день: в 10 утра и в 3.30 пополудни; более частые сеансы были бы чрезмерным напряжением для здоровья. К этому времени его семья перебралась в дом, уединённо расположенный на берегу пресноводного озера, находившегося вблизи от города и недалеко от океана. Здесь Эдгар один раз в неделю посещал церковь и изредка ходил в кино, но большую часть времени проводил рядом с домом, работал в саду, рыбачил, столярничал. С наступлением лета 1939 года, когда Ассоциация прочно встала на ноги, началось строительство новой пристройки к дому Кейси под библиотеку и ряд офисов, был возведён также свод для постоянной штаб-квартиры. Строительство завершилось в сентябре 1941 года. К этому времени вторая мировая война была уже в полном разгаре, и оба сына Эдгара - Хью Линн и Эдгар Эванс находились на военной службе в Европе.
Заключительная глава
Во время войны число людей, обратившихся за помощью к Эдгару, значительно возросло. (В марте 1943 года Том Сюгру - первый биограф Эдгара Кейси опубликовал свою книгу "Река жизни" - Ред.). Письма доставлялись грузовиками, а рядом с его домом были разбиты палатки, где жили люди в надежде получить доступ к "чтениям". Несмотря на то, что с годами энергия Эдгара поубавилась (ему уже исполнилось 66 лет), он, как всегда преисполненный заботами и состраданием, стремился всем помочь. Его распорядок дня резко изменился. Увлечения пришлось оставить, а количество "чтений" доходило до 4-6, а иногда до 12 в день. С июня 1943 по июнь 1944 года их было дано 1385. Возросшие нагрузки отразились на здоровье Эдгара, и в августе 1944 года он слёг от нервного истощения. Его "Источник" дал краткий совет: "Пусть отойдёт от дел и отдохнёт". На вопрос: "Надолго?" - был ответ: "Пока не выздоровеет или не умрёт". Через некоторое время он как будто почувствовал себя лучше, был бодрым, строил планы на будущее. Но в сентябре 1944 года последовал приступ паралича, от которого он уже не оправился. В День Благодарения младший сын Эдгар Эванс привёз отца домой в санитарной машине. Глэдис, его секретарь, вспоминает: "На мистера Кейси было жалко смотреть, его внесли на носилках, и он был так слаб, что не мог говорить даже шёпотом, на глазах у него блестели слёзы: радость, что он снова дома, омрачалась страданием от своей беспомощности". Левая сторона тела у него была парализована. Никто не ожидал, что через несколько дней он продиктует письмо Хью Линну, находившемуся в армии генерала Паттона в Европе. Он также диктует шёпотом рождественское письмо друзьям и членам Ассоциации. С середины декабря он время от времени впадает в коматозное состояние, а будучи в сознании, находит в себе силы сказать жене, как сильно он её любит. 3 января 1945 года в 7.15 вечера Эдгар Кейси мирно отошёл в мир иной в возрасте 67 лет. За час до кончины последними его словами были: "Как сильно мир сегодня нуждается в Боге".
Так завершилась жизнь в этом мире, вероятно, одного из самых выдающихся целителей и ясновидцев ХХ века - сострадательного, скромного и глубоко религиозного человека, с которым люди всех возрастов и положений общались как с заботливым другом и советчиком. "Не мне, но людям" - таков был девиз его миссии служить страждущему человечеству своим замечательным психическим даром. Начатая им работа не прекратилась: сотни людей продолжают получать физическую, умственную и духовную помощь на основании информации, хранимой в созданной им Ассоциации Исследований и Просвещения, и благодаря вдохновенной работе ее сотрудников.
Биография составлена по материалам из книг, описывающих жизнь и деятельность Э.Кейси; их авторы: Роберт А. Смит, Джесс Стерн, Том Сюгру, Эдгар Эванс Кейси.
Перевод с английского Г.И.Михайлова