О коммунизме и марксизме - 109. Тезисы

Apr 21, 2018 02:29




Согласно Марксу, капитализм - это погибель в полном смысле этого слова, а коммунизм - спасение. Как спасение и погибель соотносятся с жизнью и смертью? С физической жизнью и физической смертью?
  • Мощность противостояния спасения и погибели неизмеримо выше, чем мощность противостояния физической жизни и физической смерти.
  • Является ли духовная смерть вымыслом, выдумкой антиматериалистических мракобесов?
  • Материалист, отвергая религию, не вправе отвергать культуру порожденную религиозностью.
  • Эрнст Кассирер - выдающийся немецкий философ, представитель Марбургской школы, автор труда "Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры".
  • Кассирер обращает внимание на то, что дочеловеческие формы жизни способны на совершенную коллективную созидательную деятельность.
  • Однако в такой коллективной деятельности нет свободы творчества. Лишь на высших стадиях животного мира заметно проявление индивидуального выбора.
  • Для общего устройства жизни животных характерно следюущее: приобретенные черты не могут быть переданы по наследству, каждое усовершенствование организма, приобретенное в течение жизни, ограничивается рамками индивидуальной жизни.
  • Дальше следует парадоксальное утверждение Кассирера: "Даже человек не исключение из этого правила".
  • Однако человек открыл новый способ сохранения и распространения своих произведений. Человек, проживая жизнь, выражает её. Способ выражения человеческой жизни живет своей собственной жизнью, создавая род вечности. Это способ преодоления единичного существования.
  • Кассирер говорит о религии и культуре на языке светского человека. Он говорит о разных этапах религиозно-культурной деятельности человека по преодолению человеком единичного эфемерного существования.
  • "Человеческую культуру в ее целостности можно описать как процесс последовательного самоосвобождения человека. Язык, искусство, религия, наука суть различные стадии этого процесса".
  • Человек сохраняет родовую сущность, переживая культуру глубоко и целостно и участвуя в воспроизводстве этой культуры. Сотворение истории - это не только и не столько развитие средств производства, это расширенное воспроизводство культуры.
  • Уже в ближайшем будущем человек научит машины развивать производство. А вот расширенное воспроизводство культуры всегда останется уделом самого человека. Именно это для светского человека является подлинной жизнью или, если говорить религиозным языком, - спасением.
  • Духовная жизнь объединяет и религиозных, и светских людей и является спасением. Отчуждение же от духовной жизни и есть смерть вживе.
  • Дух - не вымысел. Это высшая человеческая способность, позволяющая обрести подлинное бытие. Быть, значит обладать способностью к собственному смыслеполаганию, к личностному самоопределению.
  • Противоположностью бытию является рабство, что, грубо говоря, является функционированием человека в качестве вещи.
  • Погибель - превращение человека в вещь.
  • По Марксу, любое общество, основанное на эксплуатации, превращает человека в вещь, то есть, обрекает его на погибель.
  • Несвобода, порожденная превращением человека в вещь, и есть отчуждение от родовой сущности.
  • Маркс считал, что история, в которой существую господа и рабы, не является подлинно человеческой историей.
  • При капитализме отчуждение от родовой сущности достигает максимума.
  • Проклятье - это обреченность на погибель. "Вставай, проклятьтем заклейменный весь мир голодных и рабов!"
  • Дух марксизма не в словах об эксплуатации, а именно в том, что капиталистический мир проклят, люди в нем прокляты: и рабы, и господа.
  • Капитализм - погибель в полном смысле этого слова. А коммунизм - спасение.
  • У марксизма есть и буква (нечто, напоминающее обычную научность), и дух. Именно соединение буквы и духа есть альтернативная научность, которая бесит Поппера.
  • Дух марксизма сближает его с религией, поскольку ведет речь о проклятье, погибели и спасении.

Кургинян, О коммунизме и марксизме

Previous post Next post
Up