Война, объявленная образованию. Часть I. Размышления

May 05, 2018 13:08





В первой части учебника "Война, объявленная образованию" автор (Павел Расинский) пытается определить с чем мы имеем дело. Он ведет речь о действующих лицах и группах этой войны, определяет цели групп и цели идеального образования. Нельзя сказать, что, когда заходит речь о целях идеального образования, автор ссылается только на опыт советского образования. Нет, это в большой степени не так. Иначе бы не приводились сведения и об античных философах, и о первых авторах дидактики, которые жили и творили в XVII веке, и об Ушинском, жившем в XIX веке. Конечно, система советского образования тоже не обойдена вниманием. Но в целом, речь идет о гуманистической традиции просвещения, которая тянется из глубины веков.

Враг
Что из себя представляет противник, который развязал войну с гуманистической традицией в образовании. Тут даже неверно сказать, что все группы, находящиеся на стороне врага, планировали разрушение образования. Кто-то оказался вовлечен в силу личных качеств (вернее сказать, пороков).

Группа X - это дорвавшиеся до власти воры, которые воспринимают власть, как кормушку. Они используют свое положение для наживы. Будет образование разрушаться или наоборот совершенствоваться, им все равно. Может даже в глубине души они бы хотели, чтоб совершенствовалось. Но тут ничего личного, просто бизнес. Властная позиция конвертируется в деньги. В сфере образования тоже. Эти люди готовы проводить любую политику в сфере образования, если им лично за это кто-то заплатит. Все, кто что-то хочет делать, но им лично денег не предлагает, а настойчиво требует от них разумного управления - просто надоедливые мухи, от которых отмахиваются: не мешайте деньги делать.

Группа Y - сознательные проводники разрушительных идей, с очень узким горизонтом оценки событий. Эти интеллектуалы поражены болезнью западопоклонничества и готовы претворять в жизнь все, чем веет с благословенного цивилизованного мира. Если оттуда веет смрадом, они по направлению ветра определяют этот смрад, как благоухание. Своих мыслей у них нет, они поражены чужими, сознательно вогнав себя в состояние ребенка, который обучается быстро благодаря тому, что копирует поведение взрослых. Взрослые - там, в цивилизованном мире. Группа Y, живет авторитетом этого цивилизованного мира в "варварской" стране. Своими действиями, черпая специально приготовленное для них дерьмо лопатами и разбрасывая его по территории, населенной "варварами", эта группа думает, что способствует преобразованию "варваров", "унтерменшов" в цивилизованных людей. Но все, на самом деле, еще хуже. Группа Y убеждена, что большую часть "недочеловеков" не сделать "нормальными людьми", у них испорчена кровь и генетика. Поэтому свою задачу они видят в выделении среди "варваров" тех, кто может стать цивилизованным.

Группа Z - настоящие враги с реальным целеполаганием. Им необходимо разрушить до основания альтернативную модель развития. На самом деле, модель, предложенная и испытанная "варварами" и воплотившаяся в советском государстве, пока единственная из известных является моделью развития. Поэтому речь идет о том, что группа Z пытается разрушить альтернативную модель будущего, которое только и связано с развитием. Модель западного мира может и развивает какие-то технологии, но ведет к деградации человека и упадку, а если победит окончательно, то грозит катастрофой человечеству в целом. Трагедия острова Пасхи повторится в большем масштабе. Работают они на воплощение модели, описанной у Герберта Уэллса в романе "Грядущие дни" и у Александра Зиновьева в романе "Глобальный человейник". Если говорить не о художественных образах, то речь можно вести о многоэтажном человечестве, в котором могут еще сохраняться в местах малопригодных для жизни лишние люди. Те же, которые не лишние, будут четко поделены на уровни. Кому-то прямо уготована жизнь под землей в постоянном тяжелом физическом труде, именно так, как это описано у Уэллса. А какие-то группы будут "вкушать" жизнь. Это цель группы Z. Им необходимо убить все альтернативные проекты будущего. Разрушение образования на чужих территориях, еще сохраняющих остатки гуманизма, цепляющихся за них, вполне способствует этой цели.

Субъектность
Очень большое внимание автор учебника уделяет понятию субъектность. Это то, чего начисто лишены, как группа X, так и группа Y. Хотя в данном случае забота не о них, а о формировании этой самой субъектности, как очень важной, а может и самой важной составляющей образовательного процесса. Довольно подробно разбираясь с понятием субъектности, Павел Расинский вступает в полемику с В.А. Петровским, который дал определение этого понятия в словаре. Если не вдаваться в подробности полемики, приведу то, что мне удалось из нее почерпнуть о понятии субъектность.
  1. Способность человека ставить цели.
  2. Способность человека работать на воплощение целей.
  3. Способность человека коллективно работать на воплощение целей ("стройки в небо взмечем, держа и вздымая друг друга").
  4. Способность человека создавать новое в процессе коллективного творчества.
  5. Способность все это осуществлять вырастает из встраивания себя в традицию рода, в культурно-исторический контекст. Для этой способности важна опора на дела тех, кто жил до тебя, кто породил тебя.
  6. Один из способов убить субъектность - порвать связь с историей,
  7. Второй способ - разрушить способность к коллективной деятельности. Мы видим повсеместное насаждение индивидуализма, пропаганду того, что личные цели важнее общих.
По утверждению автора, один из основных ударов по системе образования враг наносит именно по формированию субъектности у подрастающего поколения.

Война с образованием
Два значения слова образование
  1. Процесс передачи знаний.
  2. Совокупность знаний.
Войну можно вести как с процессом передачи знаний, так и с уже приобретенными знаниями. При атаке на приобретенные знание их пытаются проблематизировать, поставить под сомнение их истинность. Собственного говоря, это происходило в огромных масштабах в перестройку. Все знание об СССР было проблематизировано так, что некоторые до сих пор не в состоянии отойти от полученной травмы и все еще заражены большой дозой яда, впитанной в конце 80-х, начале 90-х годов прошлого века. Детали этой войны описаны в учебниках "Война с историей", "Война с культурой", "Концептуальная война". В данном учебнике идет речь о войне с процессом передачи знаний.

Какие же ниши занимают группы X и Y? Группа Z - это внешняя сила - агрессор вторгающийся в сферы нашей жизни разными способами и пытающийся разрушить ее. В основном он находится за пределами страны, а в стране может присутствовать в виде различных НКО и сотрудников посольств, зарубежных экспертов, готовых "делится опытом".

Группа X - управленцы в министерстве, в управлениях образования различных уровней. Они проводники идей, которые приходят из академической и интеллектуальной среды. Конечно, группа X - это не все управленцы, а лишь та часть, для которых личный гешефт важнее всего остального. Но тут еще беда в том, что даже те, кто не продается за деньги, может быть куплен авторитетом. Главный удар наносится не из управленческой среды. Группа Y разместилась как раз в академической среде, формирующей цели образования. Именно оттуда сочится яд, который разносят управленцы, даже те, которые в группу X не входят. Именно в этой среде и следует наносить основные контрудары, заменяя внедряемые враждебные методики, нужными воспитательными и образовательными методиками, в которых в нашей стране не было недостатка.

История педагогики
Вопросами воспитания были озабочены во все времена. У многих античных философов были свои школы. Соответственно, они не могли обойти вниманием образовательный и воспитательный процесс.

Большой шаг в развитии педагогики был сделан в эпоху Возрождения. Одним из выдающихся учителей того времени был Витторино дель Фельтре, организовавший школу "Дом радости", в которой учились дети герцога, его приближенных, а также дети из бедных семей. Витторино стремился связать воспитание и обучение. Его называли первым школьным учителем нового типа.

Ян Коменский и Вольфанг Ратке в XVI-XVII веках впервые ввели термин дидактика, который означал "искусство обучения". Ян Коменский в своей работе "Великая дидактика" обобщил опыт работы народных школ юго-западной Руси, Чехии и Словакии. Он впервые разработал классно-урочно-предметную систему обучения.

Коменский предлагал энциклопедический (дидактический материализм) подход в обучении, который предполагает, что школа пытается дать максимально возможный объем знаний ученику. Сторонники дидактического формализма утверждают, что задача школы в том, чтобы развить способности и познавательные интересы учащихся.

Дальнейшее развитие педагогики в Европе связано с именами Руссо, Песталоцци, Гербарта и других мыслителей.

В России и в Советском Союзе наиболее значимый вклад в педагогику внесли Ушинский, Вентцель, Пирогов, Макаренко, Луначарский.
В развитии человека Ушинский отводил решающую роль исторической преемственности поколений. Цель воспитания - формирование активной и творческой личности, способной к умственному и физическому труду, как к высшей форме человеческой деятельности. Он утвердил в русской дидактике принцип воспитывающего обучения - единства обучения и воспитания. "Воспитание должно действовать не на одно увеличение запаса знаний, но и на убеждения человека".

Основными вопросами педагогики являются: "Чему учить?" и "Как учить?". "Чему учить?" - определяет содержание образования. Вокруг этого вопроса идут основные боевые действия в битве за подрастающее поколение. Если противник одержит победу, наше общество будет неспособно ни к какому сопротивлению. Его можно будет брать голыми руками.

объявленная образованию, Война

Previous post Next post
Up