В детстве для меня понятие немое кино было связано только с фильмами Чарли Чаплина. Все остальное было скучно. Ну как смотреть что-то без звука, если есть «Неуловимые мстители» или «Не бойся я с тобой»? Но вот немое кино с бродяжкой Чарли ничем не уступало самым лихим геройским лентам.
Заразительным был не только образ, который художник тщательно конструировал и оттачивал, но и сюжеты, неожиданные повороты, забавные мизансцены. А самое главное, самое важное для ребенка: добро торжествовало. Было и смешно, и радостно. В буквальном смысле слова, эти фильмы воспитывали. Невольно вспомнилось противопоставление миссионеров кинематографа из картины «Человек с бульвара Капуцинов», в котором именно фильм Чаплина совершил чудо, исцелив смертельно раненного.
В его лучших картинах никакой патетики, масштабности, но все они пропитаны любовью.
В фильме «Малыш» бродяга Чарли находит брошенного младенца. Он не может оставить ребенка лежать на улице, но новорожденный ему совсем не нужен. Отчаявшись пристроить, бродяга после недолгого размышления принялся растить и воспитывать его. Свою лачугу главный герой быстро приспособил под нужды малыша. Сколько трудов стоило Чарли протянуть пять лет с ребенком на руках, сюжет умалчивает. История продолжается, когда мальчику уже исполнилось пять лет. Это смышленый малыш, любящий своего отца, делящий с ним все беды и радости. Жилище убогое, заработок скудный, однако Чарли и его приемный сын счастливы.
Способ добывать средства на пропитание заслуживает особого внимания. Пацан бьет стекла в домах, а Чарли их вставляет, как бы случайно оказавшись со всем необходимым у разбитого окна. В эпизоде с полицейским мы в буквальном смысле слова видим пятилетнего Чарли, который при столкновении со стражем порядка быстро сориентировался и начал исполнять роль невинного агнца, просто играющего с камушками. Мальчик в этой сцене просто великолепен, а ведь актеру, на самом деле, пять лет.
Весь антураж фильма знаком Чаплину с детства. Во время болезни матери они с братом бродяжничали, ночевали в ночлежках, попали в приют. Ничего не придумано, все выстрадано.
Мое внимание привлекло противостояние государственной машины и семьи. По всем формальным признакам государство право, когда забирает у какого-то бродяги чужого ему ребенка и помещает в приют. Но оно неправо. В этой сложившейся семье есть любовь. А в приюте, и Чаплин знал это точно, таких отношений нет. При всех трудностях жизни Чарли и малыш были счастливы вместе. Но тяжелая, неповоротливая, слепая государственная машина давит это счастье. В фильме Чаплина чудо не позволило свершиться несправедливости. Родная мать обрела ребенка, а Чарли его не потерял. Мы не будем домысливать дальнейшей развитие событий за создателя картины. Важно, что все нашлись и даже полицейский, у которого были натянутые отношения с бродягой, доволен, что поучаствовал в удачном разрешении проблем Чарли и малыша.
Добрый и смешной фильм, который можно и нужно смотреть и детям, и взрослым.