Надо сказать, что отношения со страной, которая привела Чарльза Спенсера Чаплина к успеху, были сложные. Как актер он заявил о себе уже на родине в Англии, но часть жизни, посвященная кино, прошла в США. Возможно, Америка не стала ему такой же близкой. Средоточие огромных возможностей и таких же контрастов.
Чарли Чаплин не любил капитализм. Он признавал Владимира Ленина апостолом новой идеи, которой явно симпатизировал. Человек, который провел детство в нищете, и которому пришлось бродяжничать, когда болела мать, не мог испытывать теплых чувств к системе, массово повторяющей эту ситуацию.
Разразившийся экономический кризис при громадном росте производительных сил, лишивший куска хлеба и выгнавший из домов миллионы людей, добавил красок к палитре отторжения художником современного ему общественно-экономического устройства.
В фильме «Огни большого города» есть сцена, в которой звучит гимн США. В самом начале картины. Герой висит на мече одной из фигур скульптурной композиции «Мир и процветание», а в это время звучит гимн. Что воплощает собой фигура с мечом: мир или процветание, не совсем ясно. Но она очень удачно дополнена зацепившимся за меч штанами бродягой Чарли, который изо всех сил старается соответствовать торжественности момента. Старается, старается… Чаплин вполне понимал, что он делает. Просто в этой сцене выразилась вся его «любовь» к самому передовому капиталистическому государству. Не случайно его фильмы подвергались цензуре.
Герои картины - маленькие люди в этом большом, безжалостном, технологизированном мире. Судьба подарила им шанс на личное счастье в виде не помнящего себя миллионера-алкоголика. В состоянии опьянения этот человек может проявлять дружеские чувства и сильные эмоции. Как только он трезвеет, то обретает свою хищническую суть, не склонную к добрым чувствам. Складывается впечатление, что это метафора. Капитализм только в состоянии измененного сознания способен на проявление человеческого тепла и доброты. А в нормальном для себя состоянии у успешного представителя этой системы ничего личного быть не может, только бизнес.
Понятие «личное счастье» в данной ленте не стоит трактовать в узком смысле. Более того, по последней сцене у меня сложилось впечатление, что личного семейного счастья у героев не будет. Но ведь бродяга счастлив уже тем, что смог помочь девушке. И не просто счастлив, а очень. Девушка же обрела зрение. Разве этого мало?
Чарли Чаплин любил людей и поэтому не любил ни Америку, ни капитализм. Будет неправдой сказать, что в США все несчастны, но эта система порождает множество обездоленных, причем не только у себя в стране. Чем совершенней капитализм, тем больше бед он несет миру.
Чарльза Спенсера Чаплина считали коммунистом. Он всячески подчеркивал, что он вне политики. Но это не спасало. Американские чиновники остро чувствовали, что фильмы Чаплина - самая настоящая политика. Обвиняли его не голословно. Чаплин обладал талантом режиссера, актера и человека, сопереживающего людскому горю. С таким набором качеств - пойди, докажи, что ты не коммунист.
А Америка? Америка - страна огромных возможностей. Она манит талантливых людей. После многих лет лишений трудно устоять перед соблазном хорошо заработать и, главное, воплотить свои творческие мечты. Америка - страна не только контрастов между бедностью и богатством, но и между теми, кто получил почти неограниченную возможность для творчества, и сотнями миллионов тех, кто может быть лишь нужным или ненужным винтиком государственного механизма.