О своем знакомстве с книгами Брэнсона "
К черту всё! Берись и делай!" и "
Бизнес в стиле Virgin" я уже писал раньше. Их тоже можно назвать автобиографичными, в них содержится немало фактов о жизни автора, но почему-то именно "Теряя невинность" считается "настоящей" автобиографией.
Действительно, о каждом значимом событии в своей жизни, будь то полет на воздушном шаре через Атлантику или выпуск альбома Sex Pistols, в этой книге Брэнсон рассказывает более подробно, как будто старается не упустить и малейшей детали. И эти детали очень хорошо "раскрашивают" и дополняют повествование.
Начинается рассказ с детских лет, с семейных отношений и ценностей Брэнсонов. И кажется что именно благодаря родителям маленький Ричард стал таким упертым в достижении своих целей.
Стартапу журнала "Student" Брэнсон уделяет особое внимание - еще бы, с этого издания, выпускаемого семнадцатилетними мальчишками и началась компания Virgin. В этом журнале печатались интервью с разными знаменитостями, такими как Мик Джаггер и Джон Леннон (хотя с последним чуть до суда дело не дошло), политические обзоры. Брэнсон привлек к оформлению журнала известного в Англии художника Джеральда Скарфа, который потом будет делать рисунки к фильму "The Wall" (Pink Floyd). В общем, два школьника сумели создать журнал национального масштаба.
Занимаясь журналом, Брэнсон видел проблемы своего поколения, в основном связанные с нежелательными беременностями, наркотиками и венерическими заболеваниями. В итоге был образован консультативный центр помощи молодежи. Вроде бы, полезное дело, но и тут автору пришлось столкнуться со сложностями - его привлекли к уголовной ответственности по законопроекту 1887 года за несоблюдение нравственных норм - в рекламных листовках центра упоминались "венерические заболевания" (ай-яй-яй!). Нам может показаться абсурдным такое обвинение, но это Англия - страна, где судебный прецедент имеет значение. Ну да ладно - суд состоялся в пользу Брэнсона и центр продолжил работу.
Музыка в начале 70-х стала для Брэнсона новым источником дохода - он начал продавать грампластинки. Именно тогда появилось название Virgin. Идея музыкального магазина, в который будут приходить не только за товаром, но и за удовольствием (здесь можно послушать музыку, пообщаться, отдохнуть, потусить...) оказалась новаторской. И востребованной - таких магазинов в Лондоне не было. Сейчас это кажется нормой, но в те годы, видимо, это еще мало кто осознавал.
Также и
Чичваркин в свое время в России открывал свою "Евросеть", стараясь создавать магазинчики, в которые было бы приятно заходить. На общем фоне он выделялся в лучшую сторону, что сопутствовало успеху компании.
Вслед за продажей пластинок было создание собственной звукозаписывающей студии. Там записывались многие музыканты, в том числе Пол Маккартни и Wings. Но первым настоящим успехом стал альбом Майка Олдфилда "Tubular Bells", который в последующие годы принес немало денег компании Virgin. И музыкальный бизнес пошел в гору.
Это, пожалуй, был расцвет музыкальной эры. У Брэнсона не получилось заключить контракт с Dire Straits, но он не побоялся связаться с панками из Sex Pistols, хотя все вокруг уже от них отмахивались. Подробностями обо всем Брэнсон делится с удовольствием,описывая атмосферу, которая царила в музыкальном бизнесе. Секс, наркотики и рок-н-ролл словами человека, который попробовал всё.
Следующим большим шагом было создание авиакомпании. У меня сложилось впечатление, что это тоже любимое детище сэра Ричарда. Рискованное предприятие далеко не сразу начало приносить прибыль. Получение лицензии, разрешения на полеты, времени в расписании - все это потребовало огромных моральных и физических сил, не говоря уже о деньгах. Но самолет Virgin Atlantic полетел. И составил конкуренцию British Airways, хотя между этими двумя компаниями возникла чуть ли не настоящая война. Но Брэнсон утверждает, что никогда не прибегал к "грязным трюкам" в отличие от ВА.
Используя возможности авиации Брэнсон организовал благотворительный сбор одеял и продовольствия для беженцев в Омане. Потом участвовал в переговорах с Саддамом Хусейном и в обмене британских заложников на медоборудование. Все это в последствии сыграло на руку Брэнсону и Virgin Atlantic.
Мало ему, видимо, экстрима в бизнесе, так он нашел способы устроить экстрим себе, родным и коллегам, то перелетая через океан на воздушном шаре, то пересекая водное пространство Атлантики на яхте. Все эти рекорды, конечно, великолепные - первым перелететь из Японии в Канаду через стратосферу это круто! Но надо быть совсем безбашенным... Такой уровень экстрима не по мне - слишком многое доверяется случаю. И шансы остаться в живых невелики. Но Брэнсона это не останавливает - он постоянно рвется совершать какие-нибудь рекорды. Этим, конечно, он продвигает и свой бренд, но... Настолько ли это необходимо?
Я то и дело задумывался, смог бы Брэнсон сейчас начать свое дело и развить его до того уровня, которого достиг?
Когда-то я сказал "да". Сейчас же призадумался - слишком часто Ричард Брэнсон шел "ва-банк", рискуя всеми своими активами. Иногда просто чудом он выбирался из сложных ситуаций. Иногда его напористость выводила его из кризиса. Но такой рисковый игрок мог всё потерять в один момент. Мне кажется, что сейчас он не был бы столь безбашенным в бизнесе - но определенного успеха добился бы. Потому что такое упорство должно давать результат. А мечтательность не позволит спокойно сидеть на месте и подкинет пару-тройку новых интересных идей.
Удачи Вам и успехов!