2 Кор., 3:12-18 Прояснение смысла отрывка

Nov 17, 2021 19:52



Отрывок посвящен теозису, возрастанию в Духе Святом, в свете Иисуса Христа и в преображении этим светом. Теозис осуществляется посредством понимания слова Божьего и возрастании в этом слове, потому что это живое общение с Богом, в котором нам дано смотреть на образ Божий, то есть, на Христа, и «преображаться в тот же образ» восходя «от славы в славу», то есть, обретать богоподобие. Апостол Павел открывает весь путь такого преображения человека, начиная с Ветхого Завета и продолжая Новым Заветом.
Теозис осуществляется путем постижения слова Божьего. И начинает Павел с сопоставления Ветхого и Нового Заветов, потому что все это - единое слово Бога. Павел пишет, что нам (христианам) «Бог дал способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа». (2Кор., 365).

Моисей, как пишет Павел, был служителем буквы, а христиане - служители духа. Таким образом, мы видим единство Ветхого и Нового Завета как слова Божьего. Ветхозаветные служители были ориентированы на букву закона, а Новый Завет - это дух закона, его глубинный смысл, который был свернут, и, тем самым, был скрыт от понимания, но который был полностью раскрыт словом Иисуса Христа.
Таким образом, Новый Завет - это глубинная основа, глубинный смысл Ветхого Завета, который сокровенно содержался в нем, но был раскрыт и открыт к пониманию только Иисусом Христом.
И оказалось, что смысл Ветхого Завета, открываемый Новым Заветом - это любовь. Важнейшее в Законе - «суд, милость и вера» - говорят о любви, о том, что любая заповедь Закона должна осуществляться в этом контексте, то есть, в контексте любви. Две самых главных заповеди ВЗ, выделенные Христом - это любовь к Богу и любовь к ближнему; здесь важно, что любовь к человеку не менее значима, чем любовь к Богу. Новый Завет, о котором Павел говорит, что это дух закона, уже явно утверждает любовь как единственную и непреходящую ценность; весь ВЗ теперь сводится  к одной заповеди: «Заповедь новую даю вам: любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин., 13:34).

Павел пишет, что  христиане  осуществляют служение духа. И это не просто понимание глубинного смысла закона. «Служение духа» - это жизнь в Духе Святом, потому что глубина слова Божьего, как Новый Завет, открывается Духом Святым. А жизнь в Духе Святом, и постижение глубин слова Божьего, приобщение к смыслу, то есть, к Логосу, означает теозис. О чем Павел и говорит: «Мы действуем с великим дерзновением». Великое дерзновение - это действие в свободе, то есть, в Духе Святом, новое действие, которое стало возможным только во Христе. И это - дар Божий: «Наша способность от Бога».

Далее он поясняет отличие новозаветного, дерзновенного действия: «не так, как Моисей, который полагал покрывало на лицо свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец происходящего». Моисей, лицо которого сияло Божественным светом, накрывался покрывалом, чтобы не смущать иудеев, которые не могли смотреть на этот свет. Он делал это, чтобы они «не взирали на конец преходящего», то есть, не были подвержены свету Второго пришествия Христа неподготовленными, потому что неподготовленный человек не может этого вынести. Моисей уберегал своих соплеменников от нетварного света, который мог обернуться для них огнем: «Свет Израиля будет огнем, и Святой его - пламенем, которое сожжет и пожрет терны его и волчцы его в один день» ( Ис.,10:17).

Павел пишет, что это же покрывало лежит на всем ВЗ, то есть, тот свет, та сила « жизни как света» (Ин, 1:4), которая содержится в слове Божьем, в ВЗ была скрыта. Это покрывало снимается Христом.
 То есть, с нас снимаются ограничения, мы можем быть во свете, постигать Истину - Христа - в свободе. Это - жизнь в Новом Завете, «в великом дерзновении», то есть, свободном действии созидания, в свободном выборе жизни как света. Жизнь в Духе Святом, пишет Павел, - это и есть обретенная свобода: «Господь есть Дух, а где Дух Господень, там свобода».
Здесь устанавливается тождество свободы и истины: «Истина сделает вас свободными» (Ин., 8:32). Павел пишет, каким образом это происходит: покрывало снято, и мы с открытым лицом можем взирать на славу Господню как в зеркале. Мы можем смотреть на свет Бога и возрастать в этом свете, чтобы этот свет пребывал в нас и мы преображались в нем, меняя свою природу на духовную. Иисус Христос, Сын Божий - это образ Божий, «Божественный отпечаток», в котором мы, по замыслу Бога, должны были возрастать до грехопадения. По  Нему, «по образу Божьему», человек был когда-то сотворен. Он - то «зеркало», взирая на которое, мы взираем на Бога..  Теперь, будучи приобщенными ко Христу, мы можем смотреть на Него, слушать Его слово и возрастая в слове, возрастать в смысле - в Логосе, в Иисусе Христе. «Мы же, с открытым лицом, взирая на славу (свет и смысл) Господню (на Иисуса Христа), преображаемся в тот же образ, как от Господня Духа» - преображаемся в образ Иисуса Христа, а значит, в образ Бога, Которым Он является. То есть, становимся тоже такими, как Сын Божий. Возрастание происходит постепенно, «от славы к славе», то есть, от света к свету, от смысла к смыслу, и так человек постепенно обретает подобие Божье - то, что было изначально замыслом Божьим.

Другими словами, возрастание в свете и смысле дает нам возможность обретения жизни как света, той жизни, которая была при сотворении мира и которая была обещана как спасение, то есть, жизнь в вечности: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет людям» ( Ин., 1:4). Человек, возрастая в Божественном свете и смысле, в Логосе, преображается, то есть, перетворяется, обретая то, что было обещано - подобие Божье, становясь богом по благодати, тем, кем его задумал Бог, таким, каким Он его создал.

Но теозис - это не только перетворение человека, это утверждение жизни как света в мире, тем самым -  перетворение мира. Мир когда-то был создан «жизнью, которая была светом», но, вместе с помрачением человека, он был тоже помрачен и искажен. Теперь человек, возрастая в слове Божьем, в его свете и смысле, в Духе Святом, не только сам преображается, но и, тем самым, осуществляет преображение связанного с ним мира.

богословие, Новый Завет, Апостол Павел

Previous post Next post
Up