Продолжение размышлений, которые были в предыдущих постах:
1) Предопределение или свободное решение человека?
https://ioanna-poula.livejournal.com/104417.html 2) Избранность Богом
https://ioanna-poula.livejournal.com/108372.html …Из этого можно сделать только один вывод: что свободу человека Бог ценит больше, чем его жизнь - земную жизнь
Бог охраняет свободу человека, даже если он, «избранный и предопределенный», не следует воле Божьей, то есть, своему избранию и предопределению, действует во вред себе, другим, и занимается богоборчеством. При этом страдают, и даже лишаются жизни, другие люди, которых Бог тоже любит и оберегает. Из этого можно сделать только один вывод: что свободу человека Бог ценит больше, чем его физическое существование в этом мире. Почему свобода важнее земной жизни? И для чего дана земная жизнь?
Если посмотреть на действия Бога по отношению к человеку, то окажется, что Бог, прежде всего, охраняет свободу человека. Бог охраняет ее настолько, что не то чтобы «позволяет», но дает возможность человеку самому определять свою жизнь, то есть, действовать самому, даже если человек этими действиями наносит вред себе, другим, и делу Божественного спасения, как это делал апостол Павел в начале своего пути. Бог охраняет свободу человека даже в случае совершения самых тяжелых поступков - так, Павел участвовал в убийстве Стефана, не прямо, но он был на стороне тех, кто его убивал, и сочувствовал им. То есть, мы видим, что, с одной стороны - Стефан, христианин, мученик, с другой - люди, которые на него напали, и которые действовали против Божьей воли, но Бог не останавливает их.
Таким образом, свобода человека для Бога важнее физической жизни. Он не вмешался ни при убийстве Стефана, ни потом, при убийстве мучеников. С одной стороны - христиане, которые осуществляли Божью волю, с другой - богоборцы и убийцы, но Бог не прекращает их действий.
Свобода для Бога важнее физической жизни в этом мире.
Божественная поддержка Стефана была в другом: Бог дал ему силу и открыл Царство Небесное, так, что Стефан его видел, то есть, по существу, был в нем, и это делало его сильным и бесстрашным.
Бог участвует в этой ситуации, но по-своему. Он поддерживает мучеников, открывая им Свое Царство, и давая им силу. Это и значит «Дух Святой научит вас, что говорить» - Дух Святой даст силу и откроет Царство, и это - ценности, несоизмеримые по своей значимости с земной жизнью.
С другой стороны, Бог пытается воздействовать и на богоборцев, но тоже не нарушая их свободу: Он пытается говорить с ними, предупредить их, чтобы они не совершали плохих поступков. Это - работа совести, того образа Божьего, который есть к в каждом человеке. То есть, Бог, по-своему пытается предупредить человека, чтобы он не делал плохое дело, но - очень деликатно, не нарушая свободу человека. Но, как правило, люди не слышат Его.
Свобода для Бога важнее физической жизни в этом мире.
Показателен пример с Каином: при всей своей испорченности, Каин был тем человеком, который слышал Бога и разговаривал с Ним. Бог обратился к Каину перед его преступлением, Он сказал: «У твоих дверей грех лежит, но ты господствуй над ним». Бог знал, что может произойти, что Каин задумал, и предупредил его об этом, предложив свободное действие: знай о том, что перед тобой грех, и господствуй над ним, управляй им. То есть, Бог предложил 1) узнавание, различение греха, 2) свободное действие по обузданию греха, когда он уже известен. Это свободный выбор и свободное действие. И еще важно, что, по свидетельству Бога, у человека есть силы обуздать грех, господствовать над ним. При этом человеку предлагается свободное действие и свободное решение.
Таким образом, свобода важнее физической жизни. Возможно, потому, что свобода - основная базисная черта Бога, без которой богоподобие, в котором задуман человек, невозможно.
Дело в том, что человек, в своих представлениях, ограничивается только земной жизнью. Но для Бога это не так, контекст рассмотрения вопроса Богом гораздо шире. Бог знает, что земная жизнь - только фрагмент человеческого существования в целом. Он смотрит на человеческую жизнь в другой перспективе, в контексте всего человеческого бытия, от самого начала времен, когда человек был задуман и создан по образу и подобию Бога, от человеческого рождения в земную жизнь и до нашей встречи с Богом и друг с другом в Небесном Иерусалиме. Свобода сопровождает человека на всех этапах его существования, а земная жизнь - всего лишь один фрагмент этого развернутого в вечности полотна человеческой жизни.
Поэтому можно сделать вывод, что свобода - это основа осуществления человеческой жизни, ее непременное условие. Это условие богоподобия. И ошибки, которые человек совершает, входят в свободу, делают ее осуществление возможным, потому что через ошибки падший человек учится управлять своей свободой.
Вспомним слова Христа в Лк, 12:4-5. Эти слова можно пересказать как: «не бойтесь лишения жизни в этом мире, бойтесь потерять свободу».
Обращает на себя внимание, что Иисус Христос говорит: не бойтесь потерять жизнь в смысле физического существования. А вот чего нужно бояться, говорит Иисус Христос - это несвободы, потери возможности управлять своей жизнью и исправлять ошибки. Говоря о том, чего бояться и чего не бояться, Иисус Христос утверждает ценность свободы как основного условия жизни. И говорит Он это «вам, друзьям Моим», то есть, это откровение дано нам как друзьям Бога, как тем, кого Он хочет видеть рядом с Собой в вечности.
Таким образом, свобода - это залог общения с Богом и способ получения и осуществления жизни; несвобода равна небытию. Если человек сохраняет свободу, он может вернуться к Богу и исправить в вечности свои ошибки. Если он теряет свободу, он не может получить помощь от Бога - это и есть «геена», о которой Иисус говорит.
Поэтому Иисус Христос предупреждает о хуле на Духа Святого. Хула - это отказ, отрицание, непризнание, то, что сделал, в конце концов, Каин. И это отрицание Духа Святого означает невозможность восстановления человека и его жизни в вечности. Потому что путь в вечность - через Христа в Духе Святом. Если человек, в какой-то момент, не понимает слова Иисуса Христа и не признает Его, то в другой момент своей жизни, он, наученный, просвещенный Духом Святым, может признать Христа, и креститься во имя Троицы, и, с этого момента, начать свое движение в вечности. Но отвергая Святой Дух, человек делает свое спасение, приобщение к вечности невозможным, потому что все осуществляется Духом Святым - и признание Иисуса Христа, и возрастание в Иисусе Христе. «Бог есть Дух, а где Дух Господень, там свобода». Где Святой Дух, там свобода и там жизнь. Потому что жизнь в начале времен была сообщена именно Духом Святым, Источником жизни (Быт., 1:2). Где нет Духа Святого - там несвобода и небытие. Таким образом, жизнь и свобода соединены в Боге.
Зачем же нужна тогда земная жизнь человека - эта короткая жизнь, которая менее важна, чем свобода? Затем, очевидно, чтобы человек смог осуществить, свободно, свой выбор Иисуса Христа, и жизни в вечности, чтобы человек мог свободно исправить грех Адама, его ошибку - исправить ее в своей собственной жизни. Чтобы в свободном решении освободиться от своего падшего состояния. Потому что мы рождаемся людьми падшей природы, в падшем, искаженном мире, и мы должны совершить акт свободного творчества жизни, чтобы отказаться от падшего мира и выбрать Христа и жизнь в вечности. А дальше идет уже возрастание во Христе в Духе Святом, которое начинается в этом мире и продолжается в вечности. Иисус говорит, что мы очень дороги Богу, и у нас даже все волосы сочтены - ничего не пропадет, все будет восстановлено к жизни в вечности, Бог заботится о нас. Но мы должны правильно распорядиться своей свободой.
В таком контексте земная человеческая жизнь, действительно, меньше свободы, потому что Бог в момент смерти подхватывает и спасает человека, но Он ничего не может сделать со свободой человека. Свободой человек распоряжается сам - свободой, а значит, возможностью возрастать во Христе в Духе Святом, и быть с Богом в вечности. Но если человек выбирает Христа, то у него есть вечность, для возрастания в свою полную меру - меру огромной прекрасной человеческой вселенной.
Это касается христиан - то есть, то есть тех, у кого была возможность выбрать Христа в своей земной жизни.
А как же быть с людьми, которые в своей земной жизни не могли узнать о Христа? Например, с теми, кто жил в атеистическом обществе, кто по месту и времени своего рождения не мог узнать Бога?
Здесь вступают в силу заповеди блаженства. Это те люди, о которых Иисус говорил в заповедях блаженства: это жаждущие правды, плачущие, миротворцы, кроткие, милостимые и чистые сердцем. Если эти люди стремились к добру, правде, справедливости, любви, верности - они, по факту своего этического и мистического выбора, оказываются христианами; они, через выбор любви добра и правды оказываются причастны ко Христу, и, как христиане, принимаются Богом. Они в вечности узнают Христа и возрастают во Христе.
Таким образом, человеческая земная жизнь - это опытный выбор добра и любви, и накопление этого опыта, чтобы иметь возможность встретиться со Христом и дальше возрастать во Христе.
Человек, переходя из земной жизни в вечную, предстает перед Христом, и все хорошее, что было в нем, освещается светом Иисуса Христа, а все плохое сгорает в этом же свете, не выдерживает его. Поэтому в Царство Небесное человек входит только хорошим - с тем хорошим, что у него осталось, когда все плохое было сожжено, сгорело в свете Иисуса Христа: «Впрочем сам человек спасется, но так, как бы из огня». И дальше человек начинает свое возрастание во Христе, восполнение своего образа, своей вселенной, в вечности.
И здесь, почему-то, нужен этот запас хорошего, которое накапливается в земной человеческой жизни. Зачем это нужно? Можно предположить, что как для младенца, когда он рождается в земной мир, важно, чтобы он весил достаточно, от его веса зависит его жизнеспособность, так и человек, рождаясь в небесную жизнь, должен обладать каким-то определенным духовным «весом», который состоит из выбора и осуществления любви, добра, справедливости, самоотверженности, правды, милосердия.
Земная жизнь важна накоплением добра, постоянного выбора в пользу Христа и Его учения, накопления света, любви, милосердия, чистоты сердца и правды. Это наш духовный вес, и, рождаясь в вечность, люди, как новорожденные, обладают определенным духовным весом, который почему-то важен.
Таким образом, свобода - это основа нашей жизни в вечности, нашего бытия с Богом и нашего богоподобия, а земная жизнь - это осуществление, реализация нашей свободы в пользу бытия с Богом.
Свобода человека лежит в его основе, так же, как в основе Бога - свобода Божественная. Именно она, а не жизнь, определяет человека. Это и есть первое человеческое богоподобие - неотъемлемое обладание свободой, и все остальное человеческое бытие зависит от нее.