Стадия предков Пречистой Девы.
Память Богоотец почитается Церковью целым рядом праздников, посвящённых им. Сотериологический смысл тут в том, что человеческая природа должна была очищаться от скверн и восходить до первозданного состояния с помощью Божьей. Очищение здесь мыслится как очищение от большей нечистоты к состоянию меньшей нечистоты.
Эту стадию очищения категорически недопустимо приписывать человеческой природе Христа, как это делают осиповцы. То есть, это однозначно ересь.
Что же касается Марии, то приписывание Ей этой стадии, думаю, простительно, но всё равно нечестиво. То есть, это не ересь, но и хорошего тут ничего нет (кроме педагогики, наверное). Некоторые считают, что природа Марии очистилась от скверны первородного греха только в Благовещении (сошествие Духа на Марию мыслят в крещенском смысле). А некоторые отдаляют это очищение аж до Пятидесятницы, ставя Марию на уровень апостолов, чтобы не "высовывалась", а была как все, под одну гребёнку, ибо и Она просто христианка. Но есть и ещё более далекоидущие, которые ставят Марию ниже апостолов и считают, что Она не была крещена непосредственно схождением Духа в Пятидесятницу, а была крещена уже после, руками апостолов, которые и получили Дух. Тут без комментариев.
Стадия Пречистой Девы.
В Ней человеческая природа была первозданной, новой и чистой от скверны, не имеющей ни пятна, ни порока. Поэтому в Её случае очищение нужно мыслить как восхождение от чистоты к ещё большей чистоте, как это происходит у святых ангелов. C самого зачатия Дева была исключительно свята. Бог проникал Её нетварными энергиями совершенно беспрепятственно, как свет пронизывает чистейший воздух.
"Когда же пришла в бытие Дева, тогда Он стал повсюду виден подобно тому, как из всех тел только через воздух мы ясно видим солнце, - ибо воздух не имеет ничего такого чтобы составило препятствие глазам для восприятия света. Таким же образом Она не имела ничего, кроме чистоты, и это было то, что исключительно сродно Первому Свету". (Св. Николай Кавасила. Слово на рождество Богородицы, 17)
Человеческая природа в предках Марии очистилась от скверн, а в Марии уже явилась в первозданной райской чистоте. Поэтому Бог отводит Ей отдельное место, отделяющее Её от всех людей, я имею ввиду, Святая Святых, которое, по словам святых отцов, называлось так только ради Девы, Которая должна была туда вселиться и освятить это место Своим присутствием. Как Святая Святых было изъято в качестве места, так и Дева была изъята из потока первородного греха.
"Что же иное так разительно изъяло это место [из общего употребления], если не [содержащиеся в нем] образы Пречистой, к Ней возводящие. Поэтому, быв неприступным для всех людей, [Святое Святых] оказалось открытым для вхождения Девы. Своим явлением Она сразу разрешила издревле бывший закон, который в том и имел значение, чтобы, намереваясь воздавать Ей честь и сохраняя [Святое Святых] для Нее Одной, не допустить вхождения никого из прочих, и Деву как Превысшую человека, сразу восприять, не воспомянув даже об общем человеческом уничижении. Отсюда видно, какой нужно сделать вывод из самых этих примеров: если по отношению к прообразующему Её месту такое было отдаление всех, что скажем так, оно никак не сообщалось с людьми и со всей Вселенной, то из меры низшего можно понять величие высшего". (Кавасила. Слово на рождество Богородицы, 13)
Итак, первая стадия нужна была для очищения природы от приразившихся грехов. И она проходила до Марии. Сломом, переходом в качественно новую стадию очищения было зачатие Марии Иоакимом и Анной, появление в бытие Пречистой. Для Боговоплощения полагалось не только очистить природу от скверн (что и было сделано предками Марии), но и донести человеческую природу до Творца, что и сделала Мария. Она, будучи первозданной, восходила в процессе обожения до Самого Творца и к 14-ти годам "прикоснулась" к Нему, достигла Его, воплотив в Себе.
Осиповцы исключают первую стадию Богоотец и считают, что исцеление природы произошло внутри Христа. Но тогда совершенно обесценивается и обесмысливается весь тот путь, который проделали Богоотцы.
А сторонники первородного греха в Марии (из тех, кто склоняется к крещению Марии в Благовещении) считают, что это исцеление произошло в Самой Марии. Но тогда обесмысливается то, зачем нужна было Богу чистейшая Дева. Можно было бы с таким же успехом взять любую грешницу и произвести очищение от скверны в ней. А ещё лучше было бы сотворить человеческую природу Христа из земли или прямо на небе, а потом протащить тело через Марию, как через канал. То есть, если роль Марии была только в том, чтобы доставить вещество Богу Слову, то ничего не поменяется и не потеряется, если заменить Марию на что угодно другое.
Но смысл стадии Марии не в том, чтобы очистить природу от первородного греха в Ней, а в том, чтобы уже чистую от первородного греха природу обожить в Ней до такой степени, чтобы доставить до совершенства Бога Слова. Передать природу нужно было не просто чистую от первородного греха, но и обоженную.
Стадия Христа.
Восприяв от Марии первозданную и обоженную человеческую природу, Бог Слово намеревался спасти людей, принеся за них заместительную жертву за грех. Христос берёт на Себя вину Адама, все грехи людей и подвергает Себя смертной и мучительной казни ради нас. Эту стадию спасения не мог совершить никто, кроме Богочеловека, потому что для удовлетворения Его правосудия требовалась жертва бесконечной цены. Эту жертву мог принести только такой первозданный и всецело обоженный Человек, Который был бы Богом.