Набросал, вот, такую таблицу. Поправлю, если что не то будет...
Христология
Ереси.
Православие.
Крайнее (раннее) монофизитство.
Человеческая природа Христа частичная, урезанная:
1. Без плоти (призрачное "тело" у гностиков,докетов...)
2. Без души (у ариан...)
3. Без ума (у Аполлинария...)
Человеческая природа Христа всецелая по составу, общая с людьми, такая, как у людей, одинаковая с ними, такая же.
Несторианство.
Поскольку человеческая природа Христа такая же,как у людей,она всецела,индивидуальна и имеет отдельное от Бога Слова самостоятельное существование,так как соотношение Иисуса Христа и Бога такое же,как у любого другого полноценного человека. Христос - это богочеловеческое лицо единения двух разных ипостасей (индивидов) двух природ (видов). Человеческий индивид Иисус возрастал в обожении постепенно. Он,будучи искушаемым,победил,хотя мог согрешить. Он был послушлив Отцу до смерти крестной,благодаря чему Отец и воскресил Иисуса. Человеческий индивид Иисус Христос на благодатном уровне приближался к Божественному индивиду Сыну Божьему,достигнув наивысшего сближения,обожения в воскресении,вознесении и седении одесную Отца в Его славе. Как победивший усердием,Иисус является примером и духовным Наставником нам в аскезе.
Христос - это один богочеловеческий индивид (одна ипостась) сразу двух видов (двух природ). И хотя человеческая природа Христа всецелая в своём составе и хотя она индивидуальная (что значит то,что Христос отличается не только от Отца и Святого Духа,но и от Матери и всех людей),но она не имеет существования отдельного от существования Бога Слова. Одномоментно произошло и восприятие человеческой природы от Девы,и бытие в качестве ипостаси Бога Слова,и всецелое обожение. Бог Слово воспринял от ипостаси Марии умноодушевлённую плоть,которая во время перехода из ипостаси Марии в ипостась Слова не превратилась в абстракцию (в логический вид,в тождество природы в неделимом и природы в роде) и не стала людьми (онтологическим видом,природой,созерцаемой в людях),но как была индивидуальной реальностью,так и осталась индивидуальной реальностью,с той только разницей,что она была самостоятельным существованием Марии,а в Благовещении эта часть Марии стала самостоятельным существованием Христа. До Боговоплощения эта часть плоти Марии не была отдельной от ипостаси Марии,а с Боговоплощения эта часть Марии получила отдельное от Марии существование в качестве ипостаси Христа.
Умеренное монофизитство.
Христос - это индивид (ипостась) единого богочеловеческого вида (природы),индивид частного,только Ему принадлежащего,а потому уникального вида.
Человеческая сущность Христа всецела по составу,но отличается от Божественной сущности только в уме,так как различие вне ума будет означать разделение Христа на две ипостаси,что есть несторианство. Поэтому человеческая воля и человеческое действие Христа не исчисляются в качестве второй,но исчисляются вместе с Божественной волей и действием как единая воля и единое богомужнее действие.
1. Юлианиты.
а) Человеческая плоть по своему видообразующему признаку нетленна.
б) Первозданный Адам был актуально нетленным.
в) Плоть Христа с воплощения нетленна.
г) Страдания Христа были добровольными в смысле чудесности,так как Христос мог не страдать,но страдал добровольно вопреки Своей нетленной плоти.
д) В воскресении богочеловеческая природа Христа ничего не приобрела по своим свойствам,но лишь только перестала изъявлять желание страдать,так как в этом уже не было домостроительного смысла.
2. Севириане.
а) Человеческая сущность Христа по своему видообразующему признаку тленна.
б) Первозданный Адам был актуально тленным.[Тут есть сходство с Пелагием,учившим тому,что Адам умер бы и не согрешив. Вроде как наставником Пелагия был некий сириец (?)]
в) Плоть Христа с воплощения тленна и недообоженна.
г) Страдания Христа были добровольными в смысле превечного взятия на Себя тленной природы Адама,а потому воплотившись,Христос не мог уже не страдать и страдал по природе тленной плоти,а не вопреки природе.
д) В воскресении богочеловеческая природа Христа стала нетленной и всецело обоженной.
Не существует богочеловеческой природы, "частной природы" в смысле уникального частного вида, состоящего из одного только индивида. Такого вида "Христос" не может быть, так как вид делится на индивиды. А это будет означать наличие Богочеловеков, индивидов этого богочеловеческого вида.
Человеческая сущность Христа всецела по составу и отличается от Божественной сущности не только в уме,но и вне примышления,вне созерцания. Поэтому человеческая воля и человеческое действие Христа исчисляются. У Христа две природные воли и два природных действия. Число различает,а не разделяет.
а) Человеческая плоть по своему видообразующему признаку тленна. Этим она отличается от природы нетленной души. Эти свойства природ неслиянны.
б) Первозданный Адам был актуально нетленным,так как имел доступ к древу жизни. Это нетление стало бы в нём внутренним,если бы он прошёл искус и оставался послушным Богу,тем самым приобретя дар постоянного нетления.
в) Плоть Христа с воплощения тленна и всецело обоженна.
г) Страдания Христа были добровольными двойственно,в соответствии с двумя Его волями: и в смысле превечного Божественного решения воспринять тленную природу Адама, и в смысле человеческого согласия Его тварного ума попускать обоженной с воплощения плоти претерпевать страдания по естеству,хотя обоженность плоти давала возможность их вовсе не претерпевать и превосходить. Плоть Христа была с воплощения обоженной,но до воскресения она страдала естественно,а не вопреки естеству,как думал Юлиан. Но она также могла превосходить страдания сверхъестественно,вопреки тленному естеству,а не так,что тление действовало во Христе принудительно до воскресения,как думал Севир.
д) В воскресении человеческая природа Христа стала нетленной,то есть получила качество природного постоянного нетления,которое было уготовано Адаму в качестве дара,если бы он не согрешил. По воскресении та же самая обоженная плоть уже питалась пищей не по естеству,как было до воскресения,когда она была тленной,а по домостроительству,так как уже не имеет нужду в пище.
Иконоборчество.
Бог Слово воспринял общую человеческую природу не только в смысле цельности,неурезанности и полноты человеческого состава,но и в смысле восприятия Им вида,который общ всем человеческим индивидам,восприятия природы,созерцаемой в роде,тождественной с природой,созерцаемой в неделимом. В связи с этим Сын Божий не был наделён человеческими индивидуальными особенностями,отличающими Его от прочих индивидов человеческого вида,так как это означало бы восприятие Им человеческой ипостаси в Свою Божественную ипостась,а значит несторианство. А раз Сын Божий воспринял Человека_вообще,то Он принципиально неизобразим как Человек и уж тем более как Бог.
Сын Божий воспринял не общую природу человеческого вида (или рода),а то,что в индивиде,то есть индивидуальную душу и индивидульное тело. Индивидуальность человеческой природы Христа ещё не вводит вторую ипостась,так как Его человеческая природа не имела отдельного от Бога Слова самостоятельного существования,а значит не была отдельной,другой,второй ипостасью. Существование индивидуальной человеческой природы Христа - и есть существование воплощённого Сына Божия. Человеческая душа и плоть Иисуса,отличающиеся не только между собой (по природных свойствам),но и от прочих людей (по ипостасным свойствам),существуют ипостасно в качестве ипостаси воплощённого Бога Слова. В силу индивидуальности человеческой природы Христа Он изобразим. А в силу того,что человеческая природа Христа имеет одно существование с Его Божественной природой,изображение Христа - это изображение Бога Слова,Одного из Троицы по плотской природе. Иисус изобразим и по воскресении.Его плоть как была во Гробе со всеми свойствами и неистленными природными частями (органами,жилами,мышцами,желудком и т.д.),так и восстала из мёртвых,не утратив ничего из своих свойств и природных частей.