Сторонники "имяславия"
Противники "имяславия"
Нетварные энергии имманентны в противоположность трансцендентной сущности Божьей.
Нетварные энергии трансцендентны, так как энергия - это прежде всего внутритроичный феномен, превечный, а не только домостроительный. Сами нетварные энергии непознаваемы мышлением, но познаются лишь только опытно выше имён, слов, идей. Функция имён Божьих заключается в том, чтобы несовершенным образом лишь обозначить свойства (сущностные и ипостасные) Божьи, указать на них, направить ум на относительно (насколько это возможно человеческим языкам) правильное ведение. Имена Божьи лишь говорят о нетварных энергиях (или об ипостасях), но не являются самими этими нетварными энергиями.
Трансцендентная сущность Божья именуется имманентными нетварными энергиями.
Сущность не именуется энергиями. Энергии (и ипостаси Троицы) именуются именами.
Имена Божьи - это нетварные энергии.
Имена Божьи - это не нетварные энергии, а тварные знаки, которыми воспевают (согласно автору Корпуса Ареопагитикум) нетварные энергии и Божественные ипостаси. Исповедуя имена Божьи нетварными энергиями, имябожники тем самым обоготворяют тварное, превращают тварное в нетварное.
Имена Божьи - это движение Бога к нам, Откровение, "словесная энергия".
Есть различие между нетварной энергией и результатом нетварной энергии. Имя Божье возникает в результате двух движений, как плод двух последовательных действий:
- откровения от Бога (так как не мы Ему придумываем те или иные свойства, а Бог нам открывает о них) и
- отделения, посвящения Богу некоторых человеческих слов и некоторых человеческих имён.
Само узнавание от Бога о Его свойствах, само это движение Бога к нам является нетварной энергией. Но материал,взятый Богом и взятый святыми из наших слов для обозначения неименуемых до конца некоторых свойств Божьих - это не нетварная энергия.
Имя Божье - это не само движение Бога к нам, не сами свойства Божьи, а то, что взято из нашего мира для некоторого примерного и условного обозначения этих свойств Божьих. Имена Божьи не выражают адекватно свойств Бога (ипостасных и сущностных),но они достаточны для нас в плане спасения, они наилучши из всего того, что может дать человеческое слово.
Между именем и именуемым онтологическая, а потому неотделимая связь.
Между именем и именуемым лишь относительная, а потому отделимая связь.
Священный Синод, осудивший имяславие, отказывался именовать нетварную энергию Богом, а потому его "Определения" погрешимы и не имеют канонической силы.
Существует различие между такими именами, как θείον, θεότης и Θεός. Имя Божье θείον, но не θεότης и уж тем более не Θεός в догматической перспективе. А что касается нетварной энергии, то хотя в некоторых творениях свт.Григория Паламы и встречается именование энергии Θεός, но паламитский Собор утвердил за нетварной энергией именно θεότης. Потому Священный Синод, осудивший имяславие, не погрешил против паламитского Собора, но в точном соответствии с ним утвердил именование нетварной энергии θεότης. Осуждение "имяславцев" двумя Константинопольскими Патриархами и Российским Синодом имеет полную каноническую силу.
У Бога есть Слово и Откровения Бог давал в словах.
У Бога есть ипостасное Слово, Которое есть Сын, но в Боге нет слов и речей, нет Божественного языка, нет средства коммуникации, так как у Троицы в этом нет нужды. Имябожники антропоморфируют Божество, вводя в Бога слова, имена.
Учение имяславцев восходит к Паламе.
Имябожники ложно атрибутируют свою ересь Паламе, так как сам Палама различал тварные имена Божьи от нетварных энергий Божьих.
В Писании и Предании именам Божьим усваиваются Божественные атрибуты.
Имябожники тендензиозно прочитывают слова Писания и Предания, где фигурируют имена Божьи, не различая контекстов (там, где говорится об ипостаси Сына) и смешивая обозначения и обозначаемых.
Согласно Катехизису свт.Филарета, имя Божье свято само по себе. Оно свято независимо от того, говорим мы его или не говорим.
Это говорится в том смысле, что имя Божье не нуждается в специальном освящении, так как оно и так соотнесено с обозначаемым, от чего и получают именование святое. Имя Божье освящается не от нас. Оно само свято, благодаря своей соотнесённости с именуемым. Согласно Определению Российского Священного Синода, имя Божье θείον.
Имяборцы ставят имя Божье на один уровень с иконой и не считают, что иконы освящаются именами и что таинства осуществляются именами Божьими.
Св.Иоанн Кронштадский ставил имена Божьи на один уровень с иконами и крестами. Согласно седьмому Вселенскому Собору, икона свята по самому своему имени "святая", по самому определению "святая икона", по самому факту своей иконности (=подобия) святому первообразу. И только в результате этого подобия, этой соотнесённости с первообразом икона получает и имя первообраза, лишь утверждая это подобие, а не освящая неосвящённое. Таинства осуществляются не именами Божьими.
Имяборцы имеют неправильную молитву. Поскольку они не веруют в то, что имя "Иисус" есть Сам Бог, они вынуждены лишь испрашивать соединение с Богом, а потому их молитва чувственная и эмоциональная. Имяборцы, берясь за молитву Иисусову, скоро её оставляют по причине неверия в Божественную силу имени "Иисус".
Имябожники искажают аскетическую практику, закон молитвы, протаскивая оккультизм в православие. Веруя, будто бы имя "Иисус" есть Сам Бог, имябожники полагают, что, произнося имя, они уже соединились с Богом во спасение или во осуждение. Таким образом, таинства церковные становятся лишь придатком к уже осуществившемуся соединению с Богом. Молитвенник должен навыкнуть погружать ум в слова молитвы, не паря умом и не творя образы в уме. Творя Иисусову молитву, невозможно избежать механического повторения на первой стадии обучения молитве, так как ум привык "парить". Но на этой обязательной первоначальной стадии молитву нельзя забрасывать, так как постоянная погружённость ума в слова молитвы, а тем более погружённость ума в сердце приходит только от Бога (и то только в качестве дара, а не заслуги).