Оригинал взят у
varandej в
Вильнюс. Часть 7: Республика Ужупис В завершение темы "Вильнюса, который и так все знают и потому не смотрят", нельзя не рассказать про Ужупис. Своё название этот район вполне оправдывает: от Старого города отделён Вильней, а от Няриса - горой, сам весь стиснут Павильняйскими холмами и прямо скажем - неуютен. Основали его в 16 веке кожевники, заселили в 18-19 веках бедняки, а нынешний образ создали художники. О том, как последние оказались в бедняцком квартале, куда приличные виленцы предпочитали не заходить без надобности и в ХХ веке, я слышал несколько версий: то ли это место казалось им самым андерграундным, то ли просто здесь построили общежитие и студии художественного вуза. Как бы то ни было, к моменту распада СССР здесь сложилась своя культурная среда, и вздохнув свободно, художники и артисты принялись самовыражаться кто во что горазд, тем более покровителем Ужуписа стал тогдашний вильнюсский мэр из числа возвратившихся на родину эмигрантов. Апофеозом всего этого стало провозглашение независимости 1 апреля 1997 года.
Проект оказался столь удачен, что ныне Республика Ужупис - одна из базовых достопримечательностей Вильнюса, и судя по чужим постам, в большинстве своём турист отсюда уходит разочарованным. Я решил не обольщаться, и поэтому мне Ужупис понравился. Не "город неформалов", не "артхаус наяву" - но очень даже колоритный район, непохожий на остальной Вильнюс.
Вильня, давшее название городу - речка совсем маленькая, хотя порой по ней и пролетают байдарки. Вверх по течению, высоко на горе, виден Вознесенский костёл монастыря миссионеров - ещё один шедевр Глаубица, который я покажу в одной из последующих частей.
2.
В плане Ужупис - неправильный тризубец из длинной улицы Ужупё (Заречной) и короткими Паупё (на юг) и Малуну (на север). Каждая из них продолжена мостиком, и главный въезд в Республику - там же, где мы закончили
прошлую часть, у древнего Пречистенского собора.
3.
Под мостом какая-то очень уж надрывная русалка:
4.
Бедняцкое прошлое выдаёт уже сама архитектура Заречной улицы - низенькие, бесхитростные, мрачноватые дома, откуда ещё не выветрился столетний дух нищеты и бесправия. Но для меня 19 век - это не магнатские дворцы, а такие вот бедняцкие слободы, в затхлом воздухе которых медленно зрело безумие ХХ век.
5.
Однако прежде чем подняться к главной площади, от моста мы свернули во дворики, на карте отмеченные как Тибетский сквер, получивший своё название в память о визите Далай-ламы в 2001 году. Здесь Ужупис не разочаровывает:
6.
Арт и разруха - таким он и должен быть. Мне даже никаких умных пояснений к эти фото не приходит:
7.
8.
9.
10.
10а.
Довершил картину "Жук" и дядька с косой на газоне:
11.
Чуть выше - безымянная главная площадь. Налево Малуну, направо Паупё (по которой мы так и не сходили), а прямо - всё та же Заречная. 12-метровая скульптура Ангела на колонне воздвигнута в 2001-2002 годах и считается символом Республики Ужупис... но монументы - вообще не самая сильная сторона современной Литвы, и на мой взгляд можно было придумать что-то и пооригинальнее:
12.
На фоне разных инсталляций, украшающих площадь, этот ангел смотрится громоздко и скучно:
13.
Основатель Республики и её бессменный президент - Ромас Лилейкис, поэт, музыкант, режиссёр и философ. Текст его Конституции выбит на металлических досках, но мы умудрились каким-то образом их не найти. Однако, всё есть в интернете:
Человек имеет право жить рядом с Вильняле, а Вильняле течь рядом с человеком.
Человек имеет право на горячую воду, отопление зимой и черепичную крышу.
Каждый имеет право умереть, но не обязан.
Каждый имеет право ошибаться.
Каждый имеет право быть единственным и неповторимым.
Каждый имеет право любить.
Каждый имеет право быть нелюбимым, но это не обязательно.
Каждый имеет право быть не известным и не знаменитым.
Каждый имеет право лениться и ничего не делать.
Каждый имеет право любить и опекать кошку.
Каждый имеет право заботиться о собаке до конца дней одного из них.
Собака имеет право быть собакой.
Кошка не обязана любить своего хозяина, но в трудную минуту обязана прийти ему на помощь.
Каждый имеет право забывать, есть ли у него обязанности.
Каждый имеет право сомневаться, но это - не обязанность.
Каждый имеет право быть счастливым.
Каждый имеет право быть несчастным.
Каждый имеет право молчать.
Каждый имеет право верить.
Никто не имеет права на насилие.
Каждый имеет право осознавать свою ничтожность или свое величие.
Никто не имеет права покушаться на вечное.
Каждый имеет право понимать.
Каждый имеет право ничего не понимать.
Каждый имеет право на любую национальность.
Каждый имеет право праздновать или не праздновать свой день рождения.
Каждый обязан помнить свое имя.
Каждый может делиться тем, что у него есть.
Никто не может делиться тем, чего не имеет.
Каждый имеет право на братьев, сестер и родителей.
Каждый может быть свободным.
Каждый отвечает за свою свободу.
Каждый имеет право плакать.
Каждый имеет право быть непонятым.
Никто не имеет права перекладывать вину на других.
Каждый имеет право быть личностью.
Каждый имеет право не иметь никаких прав.
Каждый имеет право не бояться.
Заповеди
НЕ ПОБЕЖДАЙ
НЕ ЗАЩИЩАЙСЯ
НЕ СДАВАЙСЯ
В общем-то, получился неплохой манифест, особенно хорошие последние заповеди. Главный соавтор Лилейкиса, литератор и журналист Томас Чепайтис в Республике занимает пост министра иностранных дел. Ещё тут есть премьер, министры финансов, информации и "без портфеля", а вот министров обороны, безопасности, образования, здравоохранения, чрезвычайных ситуаций, внутренних дел и прочего не предполагается. Впрочем, собственную армию Ужупис всё-таки завёл - в разных источниках её численность значится от 12 до 17 человек, и видимо она просто непостоянна. Есть и консульства в самых разных городах Европы. Ещё есть своя валюта евроуж, своя радиостанция и газета "Глашатай Заречья", свои визы и таможни - а вот паспортов и гражданства так и не ввели. По словам Лилейкиса, в Республике Ужупис можно только участвовать, её "гражданство" - соответствие философии.
14.
Ещё в Республике Ужупис есть королева - правда, только выборная и только церемониальная, её функции заключаются в том, чтобы красиво сидеть на троне.
15.
Ведь, как я понимаю, Республика в Ужуписе не постоянная, а "включается" по праздникам типа Нового года (который тут 21 марта) или Дня независимости (1 апреля). И виза на практике выходит входным билетом, таможня - досмотром участников массовых мероприятий, армия - охраной порядка в местах скопления народу, а консульства - выездными выставками, открывающимися периодически при литовских посольствах. Тем не менее, в тех же путеводителях пишут, что из 7 тысяч жителей Ужуписа каждый десятый - человек творческих профессий, хотя бы какой-нибудь дизайнер.
16.
Как мне показалось, на улицах Ужуписа и русская речь слышна чаще, чем по всему Вильнюсу, и это меня удивило - ведь насколько такой проект немыслим в России... Но наверное просто как самые убеждённые петербуржцы живут на Васильевском острове, так и самые убеждённые виленцы - хоть литовцы, хоть поляки, хоть русские - именно в Заречье.
17.
Взгляд назад - за рекой бесчисленные виленские храмы:
18.
Пречистенский собор и руины Тибетского сквера. Вроде бы один из этих заброшенных домов - недействующая со времён войны синагога.
19.
Улица круто уходит на гору. Вильнюс "плоским" городом вообще не назвать, но всё же такие перепады высот тут редки:
20.
21.
22.
Ягеллонская корона на костёле Казимира довлеет и над Заречной Республикой:
23.
На половине высоты - небольшой костёл Святого Варфоломея (1824), основанный в 1644 году редким орденом марков, или регулярных канонников покаяния. Затем им владели белые августинцы и бернардины (в своё время бывшие для Ужуписа натуральной метрополией):
24.
А ныне это единственный в Вильнюсе белорусский костёл, как показанный в прошлой части Никольский костёл был единственным литовским в польском Вильно 1920-30-х годов. Многие считают именно Беларусь преемником Великого княжества Литовского (и я с ними даже согласен - только не единственным преемником), а Вильно - отобранным советской властью областным центром. Ещё одна из бесчисленных развилок литвинской истории...
25.
В Ужуписе много заброшенных домов - они и в Старом городе попадаются, но не в такой концентрации, однако там это "запустение", а тут - "андерграунд". Я нигде не видел таких уютных руин:
26.
Дошли до скверика на самом верху, где услышав русскую речь, нам очень тепло улыбнулся пожилой человек с собакой. Высшую точку отмечает водонапорная башенка насосной станции (1872), а вернее её "пенёк":
27.
Дальше решили не ходить, так как вряд ли увидели бы там что-то новое. Ужупис лучше осматривать не "вширь", а "вглубь" - здесь интересен едва ли не каждый двор. Как в Одессе самые живописные дворы на
Молдаванке, так и в Вильнюсе - в Заречье:
28.
29.
30.
Мне нравятся виленские дворы - они ветхие и запущенные, но в них реально хочется жить. Такое ощущение, что и сами жители к битой мостовой и прорастающим кустам относятся не как к запустению, а как к ландшафтности. Попадаются, впрочем, и гламурного вида дворики - но у меня они вызывают куда как меньше эмоций:
31.
С некоторых дворов видны костёлы визиток (1729-56) и миссионеров (1722-30) на горе:
32.
Заглянули в стрёмного вида подворотню меж двух заброшенных стен:
33.
Что там в конституции про кошку?
33а.
Снаружи обратите внимание на ржавого ангела:
34.
А вот удачный пример "гламурного" двора - я даже не знаю, что мне понравилось в нём больше: вид на замок или стеклянная "прихожая"?
35.
Покинул же я этот двор через подъезд. Подъезды в Старом Вильнюсе обычные, в них пахнет кошатиной и готовящимся обедом на чьей-то кухне. Ведь "Каждый имеет право любить и опекать кошку".
36.
Вернувшись на площадь, мы покинули Ужупис по улицу Малуну:
37.
В Тибетском сквере ещё одна башенка, видимо бывшая нижняя насосная станция:
38.
Почти всю длину улицы Малуну (132 метра!) занимает бывший корпус одного из бернардинских монастырей (1794), отстроенный после восстания Костюшко, в 1864 году превращённый в казарму, а в 1872 - в богадельню православного Свято-Духова братства:
39.
Теперь же это ни то общага, ни то жилой дом. Идеальное помещение для коммуны творческого люда! Весьма вероятно, что именно в этих клетушках и зарождалась будущая Республика...
40.
А бернардинский костёл уже за Вильней. С внешним миром Республику Ужупис связывают целых 7 мостов:
41.
И ещё одна мысль, не покидавшая меня всё время (около часа) прогулки по Ужупису - разумеется, "в России такое невозможно". Дело даже не в том, что попытка провозглашения Республики у нас бы неизбежно кончилась проверками на экстремизм - но такой юмор вряд ли поняли бы и в Тбилиси, и в Кишинёве. Проблема ещё глубже: "смех без причины - признак дурачины!", "вот людям делать нечего!", "лучше бы что-нибудь полезное построили!", "культурная столица, итить!", "в то время как наш известный на весь мир театр деградирует, они тут в бирюльки играют!". Отношение россиян к
попыткам современного искусства в Перми (см. комменты) тут крайне показательно, и все обоснования того, почему Ужупис делать можно, а пермский музей нельзя было, которых мне конечно накидают в комменты - ещё показательнее. Вот де наступит нормальная жизнь, чтобы всем всего вдосталь, чтобы никто не воровал, чтобы в театре не лажали - тогда можно и об ужуписах подумать. Только нормальная жизнь никогда не наступит, если живёшь её ожиданием...
В следующей части - про другое завиленское предместье Антоколь. Там всё совсем по-другому...
ЛИТВА-2013
Вступление и оглавление.
Граница Литовского княжества.
Из Москвы в Белую Русь. Смоляны, Лепель и Бабцы.
Из Белой Руси в Чёрную Русь. Бегомль, Будслав, Вилейка.
Из Чёрной Руси и Литву. Сморгонь, Крево, Медининкай.
Вильнюс.
Виды сверху.
Виленские замки.
Виленский университет.
Пилес - Диджёйи - Аушрос-Варту. Ось Старого города.
Старый город. Общее.
Старый город. Избранное.
Республика Ужупис.
Антакальнис (Антоколь)
Павильняйские холмы и Бельмонтас.
Новый город. Вокзал и Погулянка.
Новый город. Лукишкес (Лукишки).
Новый город. Жверинас (Зверинец) и Шнипишкес.
Северный Иерусалим. Гетто и Панеряй.
Виленская кальвария.
Жизнь в сокровищнице. Люди и реалии Вильнюса.
Литва. Прошлое и настоящее.
История и архитектура.
Колорит и особенности.
Люди и реалии.
Дзукия (Дайнава).
Тракай.
Аукштадварис и Чёртова яма.
Румшишкес. Литовский скансен.
Кедайняй (хотя он уже не в Дзукии).
Каунас.
Малая Литва (Мемельланд).
Жемайтия (Жмудь, Самогития, Нижняя земля).
Аукштайтия (Верхняя земля).
Латгалия в Латвии.
Дорога домой через Любавичи.
.