Интеллигенция и гламур
Андрей Максимов (№11 [209] 01.08.2010)Автор:
«Без горького перца салат не будет вкусен»
(болгарская пословица)
Я хочу честно предуведомить читателя: в названиях глав я буду использовать пословицы, которые придумал сам. Как это: сам придумал пословицы? А почему бы и нет, собственно говоря? Я придумал такой жанр: «пословицы народов мира». Не может же такого быть, чтобы народы мира все уже сами придумали? Вот я и решил свою капельку капнуть…При этом хочу предуведомить читателя еще и о том, что пословицы отнюдь не всегда имеют непосредственное и прямое отношение к сути главы.
А зачем же тогда ты, автор, их используешь?
Хочется. Моя книжка: что хочу, то и использую. А кроме того, они вдруг да и вступят с содержанием главы в какую-нибудь полифонию. Почему нет? А если не вступят, - тогда будем считать, что мы просто обкатываем новый жанр… В конце концов, название - это не более чем название, правда? Не в нем же суть…
Итак, что же такое - гламур?
Ну, это когда все шикарно-расшикарно, красиво-раскрасиво.
Не, не. Ответ хоть и весьма распространенный, но за верный не засчитывается. Вообще-то, о том, что такое есть гламур, мы будем рассуждать аж на протяжении всей книги. Гламур и интеллигенция - вот, собственно, и все наши темы для размышлений.
Но для начала, для старта, так сказать, попробуем все-таки понять: что же в этом самом гламуре - самое главное. (Вот тоже удивительные слова: «гламур» и «интеллигенция»… Нет у них синонимов. Ни у того, ни у другого, что характерно. Приходится их повторять столько раз, что аж самому противно. А что поделать?!) Надо сказать, что в результате долгих поисков литературы про гламур, мне все-таки повезло: удалось отыскать по-своему замечательную книгу. Это произведение так и называется: «Гламурненький альбомчик» (Сост. Аня Амасова. - М., 2007). Автор сего труда не кто-нибудь, а знаменитая Виктория Прутковская. Кто это такая? Да вы что?! Это ведь та самая прекрасная няня - героиня очень многосерийного сериала, который бесконечно идет по телевизору, который, как известно, все стерпит. Подчеркиваю: книгу написала не актриса Анастасия Заворотнюк - дай ей Бог здоровья и новых ролей, - а ее героиня. Это вот такой издательский, с позволения сказать, ход.
Главный вопрос сего «исследования» вынесен на обложку: «Как выглядеть гламурненько?» Подозреваю (точнее, хотел бы надеяться), что авторы создавали свое детище хоть немного, да иронично.
Начнем - про гламур
Абсолютно убежден: книга будет воспринята огромным количеством молодых людей (особенно женского пола) как совершенно серьезное руководство к действию. Другими словами, на извечный вопрос «делать жизнь с кого?» - молодые люди будут радостно отвечать: «С альбомчика гламурного!» Как во всякой серьезной книге - тем более, ежели она издана большим тиражом, под твердой обложкой, да еще и с кучей иллюстраций, - в этой тоже есть предисловие. Его автор, естественно, сама Виктория Прутковская. Персонаж картины не только стал реальностью, но начал учить нас и наших детей, как нам жить (Должен сказать, что мне лично сериал «Моя прекрасная няня» кажется вполне даже симпатичным, и все-таки что-то внутри меня мешает воспринимать Викторию Прутковскую как героиню нашего времени). В предисловии Прутковская задает вопрос, над которым мы с вами сейчас и бьемся: «Что такое «гламур»?»
И, как и положено настоящему писателю, тут же на этот вопрос сама же и отвечает: «Это чары и волшебство. Это обаяние и очарование. Это умение околдовывать и пленять». Ну, все правильно. С самого начала было сказано: гламур - это когда все шикарно-расшикарно, красиво-раскрасиво.
Да, действительно, нам всем: и самим гламурщикам, и интеллигентам, и чиновникам, и политикам, и народу - в общем, всем, всем, всем проще считать гламур чем-то внешним.
На вопрос «что такое гламур?» проще всего давать ответ: «Гламур - это некий вариант роскошной жизни индивидуума».
На самом деле это не так?
На самом деле - это не главное. Точнее: не это главное.
Нам гораздо сложнее согласиться с тем, что гламур - это философия жизни, которая постепенно и незаметно завоевала нашу страну.
Гламур - это философия жизни, которая постепенно и незаметно завоевала нашу страну. Когда в Общественную палату вошла одна из столпов гламура, одна из его идолов и икон - Тинатин Гивиевна Канделаки, можно было бы по этому поводу шутить: мол, какое общество - такая и палата… Но это была бы неуместная шутка. Гламур - настолько существенная часть нашей жизни, что его представитель просто обязан заседать в палате, которая призвана отражать интересы всех слоев общества. А гламур, дамы и господа, это слой. Да еще какой - слоище просто!
Так, может быть, государство специально поощряет гламур? Вроде как хочет, чтобы молодежь гламурничала и не отвлекалась на более серьезные вопросы? Поругать государство - это, конечно, занятие приятное во всех отношениях: без особого труда можно прослыть демократом, борцом и проч. и проч. Но я абсолютно убежден: общество, а не государство способствовало тому, что гламур родился и развился. Посадив Тину Гивиевну в Общественную палату, государство просто адекватно отреагировало на те процессы, которые происходят в обществе. В общем, если кому гламур, например, не нравится, смотреть надо в зеркало, а не за Кремлевскую стену.
Общество, а не государство способствовало тому, что гламур родился и развился.
Единственно внятная философия жизни, которая есть сегодня в нашей стране, - это гламур. Как единственная? А религия? Разве она не учит людей жить? Есть, конечно, религиозная философия, которая учит человека жить по заветам Своего Бога. Есть она сегодня, как была во все времена, и во все времена будет, покуда существует человечество. Но, во-первых, мы все-таки - светская страна, и никакая религиозная философия не может быть у нас главной. А во-вторых, это философия избранных, тех счастливцев, которых нашла вера.
Гламур же всеобщ. Его философия понятна и очевидна для каждого желающего.
Что такое философия? Это, если угодно, рекомендации по тому, как надо жить. Жизнь прожить - это ж, как известно, не поле перейти. Вот еще аж со времен Древней Греции и Рима философы все советовали людям, как бы им так достойно и правильно это самое поле миновать.
Ну, понятно, сталкивались мнения, спорили все, школы всякие философские создавали… И тут пришел гламур и сказал: «Философы, спокуха. О чем базар, коллеги? Все просто и однозначно». В чем же суть философии гламура? Не в красоте. Не в шикарности. И даже не в избранности.
Абсолютная победительность гламура в совершенной ясности критериев. Каковы же эти критерии? Они элементарны. Человек живет для того, чтобы быть богатым и знаменитым.
И всё?
Всё.
Точка.
Абзац.
Вот, собственно, и вся философия гламура. Может, конечно, и не глубока она, зато абсолютно понятна, предельно ясна, и, главное, философия эта призывна: зовет она в даль светлую.
Философию гламура не надо изучать - по ней надо жить. Интеллигенции по-прежнему кажется, что философия - это нечто чрезвычайно сложное, заумное, неясное. Многим вообще представляется, что цель жизни - это то, что надо искать, искать, да еще и не найдешь никогда. Гламур прост. И в этой своей простоте победителен: два критерия, два главных смысла жизни, две цели: богатство и слава.
Вопроса «для чего это все?» - задавать не надо. Гламур твердо знает: богатство и слава - самоценны и самодостаточны.
Нынче интеллигенция обзывает гламурным все то, что ей, интеллигенции, не нравится. На самом же деле, критерии гламурности элементарны. Как понять: человек ли, фильм ли, книга ли, спектакль… да что угодно! - гламурно или нет? Как понять? Если у человека, фильма, книги, спектакля… да чего угодно! - нет иных целей, кроме как прославить себя или своих создателей, - значит, это гламур.
А если находятся иные цели и мотивации, - значит, не гламур. Понятно, что, как и всякая философия жизни, философия гламура тоже диктует свое понятие о морали и нравственности. Вот интеллигенция, скажем, долдонит: нельзя читать чужие письма… Нельзя читать чужие письма…
«Чего это нельзя?» - удивляется гламур. «Просто нельзя и все», - повторяет интеллигенция знаменитую фразу из фильма Рязанцевой и Авербаха «Чужие письма». Вроде как образованность свою хочет показать. А гламуру все одно непонятно: чего это нельзя? Если можно в Интернет выложить момент зачатия собственного ребенка - то почему нельзя чужие письма читать? Вот зачем момент зачатия ребенка выкладывать - понятно: для увеличения собственной славы. А почему письма нельзя читать - не ясно. И вообще, как бы говорит гламур интеллигенции, вся эта ваша интеллигентская нравственность - штука не только очень скучная и бессмысленная, но еще и тормозящая движение. Ведь что такое нравственность, в сущности? Система запретов. Это, понимаешь ли, нельзя, то, видите ли, неприлично. Но ведь сказали же вам: надо быть богатым и знаменитым.
Точка?
Абзац?
Именно. Все остальное - в том числе и русская духовность ваша - к делу отношения не имеет. Русская интеллигенция наивно полагала, что духовность - это нечто, передающееся по наследству. Причем обязательно и всем. Трогательная в своей наивности интеллигенция была убеждена, что идеалы, воспитанные русской литературой, у всех наших сограждан в крови. Ага!
Как бы не так…
Вот например. В произведениях русской литературы - гляди-ка! - оказывается, описываются женщины, которые не хотят выходить замуж за богатого без любви. Ишь ты, чего удумали! Наш гламур отечественный за последнее время создал целую библиотеку - библиотеку!!! - книг на одну важнейшую тему: как выйти замуж за богатого. А любовь? При чем тут? Оставьте любовь вашей великой, духовной русской литературе. Нет такой отдельной ценности - любовь. Есть богатство и слава. Ежели любовь можно использовать для увеличения того или иного, значит, она - ценность. Нельзя использовать - не ценность. Вот и все. Просто и понятно. Русская интеллигенция всерьез убеждена, что поиски нравственного идеала (как правило, ни к чему не ведущие, но значимые сами по себе) - занятие невероятно увлекательное, но как-то позабыла русская интеллигенция, что «развлечению» этому надо учить. А вот гламуру учить не надо. Сила его в том, что он здорово упростил жизнь. К чему, правда, все эти нравственные поиски, когда на вечный вопрос о смысле жизни есть ответ из двух слов: богатство и слава?
Никакой иной философии жизни никто - и, в первую очередь, интеллигенция - предложить не может. В то время как философия гламура спокойно и без всякого кровопролития завоевывала сердца моих сограждан, интеллигенция чуть нервно и весьма высокомерно поглядывала на этот процесс, ожидая, видимо, что гламур сам собой погибнет.
А он погибнет?
Чего вдруг?
Разговоры о том, что наша почва не выдержит гламура, глубоко лиричны, а потому абсолютно несостоятельны.
Наша почва выдержала даже большевизм, который, кстати, завоевал умы и сердца тоже во многом благодаря простоте лозунгов. Но он был кровав. А гламур бескровен. Разговоры про то, что гламур калечит души, убивает само понятие «нравственность», приносит какую-то новую, чуждую, отвратительную для русского человека мораль, - это все разговоры и есть. Может, и приятные для интеллигенции, но смысла, увы, не имеющие.
Если гламур все более завоевывает сердца и души россиян, - с чего бы вдруг говорить, что он нам чужд? Запретить гламур! За что? Да и, как известно, запретить ничего нельзя. Проверено веками: нет лучшего способа для распространения, чем запрет.
Хорошо бы, конечно, чего-нибудь взамен предложить. Но нечего. Предлагать, как мы уже тут много раз говорили, должна бы интеллигенция. Тут-то и возникает вопрос, которому мы и посвятим следующую главу: а есть ли, собственно говоря, у нас интеллигенция? Итак, пришла пора представить второго героя нашего повествования.
(продолжение следует)