Вчера в новостях на 5-му канале ТВ проскочил сюжет под названием «Писатели обвиняют библиотеки в воровстве!» О чём там шла речь, понятно. О пресловутых поправках к 4-ой части Гражданского кодекса РФ и об Открытом письме Президенту РФ Д. А. Медведеву, подписанному "рядом отечественных писателей, литераторов и ведущих общественных деятелей".
http://www.eksmo.ru/news/publishers/498488/ Трепетно уважаемые и горячо любимые нами авторы (правда - любимые! честное слово!) очень встревожены. Не тем, что это как-то коснётся лично их - нет-нет, ни в коем случае. Все участники сюжета, как один, сконфуженно улыбаясь, признавались, что их произведения уже давно лежат в Сети, и они лично ничего с этого не имеют, но это ерунда, это не имеет никакого значения, и вообще - не это их тревожит. То есть, то, что сегодня все, кому не лень, оцифровывают всё, что хотят, и выкладывают туда, куда захотят - это всё мелочи, никак книжный рынок не затрагивающие. Но вот если тем же самым займутся БИБЛИОТЕКИ, причём - о, ужас! - на законных основаниях…. вот от этого книжный рынок пошатнётся и рухнет в одночасье. Более того - случится нечто, ещё более страшное. Погибнет Книга.
Но она уже гибнет, дорогие вы наши… Та самая традиционная книга, к которой мы все привыкли. Ну, пусть не гибнет, но уступает дорогу той самой электронной книге, о которой мы так долго мечтали, которую так боимся и которой все, как один, успешно пользуемся. Вы же сами пишете: «По прогнозам специалистов 40-50% книжного рынка в будущем перейдет на электронные носители. Этот процесс уже набирает обороты не только в Америке, но и в нашей стране». Не библиотеки запустили этот процесс. Более того - библиотеки были первыми, кто его испугался, потому что поняли: он потребует неизбежных изменений не только в структуре книжного рынка, но и - в первую очередь - в структуре именно библиотек. Но страхи страхами, а процесс необратим, как бы мы к этому ни относились. Можно, конечно, сопротивляться из последних сил и продолжать строить свою работу по принципу «книга в традиционной форме всё равно останется». Конечно, она останется, никто не спорит. С появлением автомобилей лошади не исчезли с лица земли - они просто перестали быть основным транспортным средством, только и всего. Какую же участь вы отводите библиотекам, если считаете, что присутствие электронной книги в их фондах представляет потенциальную угрозу для человечества, ибо библиотеки её «не удержат»? Во что должны превратиться библиотеки? В архивы? В музеи книги? В избы-читальни для одиноких пенсионеров? В экзотический аттракцион, рассчитанный на любителей старины и заезжих туристов? Да, конечно, никто из нас не против, приехав в Санкт-Петербург или в Прагу, прокатиться в настоящей карете на настоящей лошади, но, если нам нужно не позабавиться на досуге, а куда-нибудь поехать, мы всё-таки предпочтём автомобиль или поезд. И если нам нужно не просто насладиться тишиной, умиротворяющее-интеллигентной обстановкой и шелестом страниц, а оперативно получить нужную информацию, мы всё-таки будем вынуждены обратиться к источникам на РАЗНЫХ носителях; в первую очередь - на электронных.
Цитируем письмо дальше: «Легальный электронный книжный рынок только-только начал свое становление в неравной борьбе с пиратами. И если в России все это будет бесплатно, в отличие от общемировой практики, то о каком инновационном развитии экономики можно говорить?»
Ну, что тут можно сказать? Только то, что российские библиотеки, как и во всём мире, когда имеют возможность, покупают электронный продукт у его производителя. Но беда в том, что, во-первых, они сплошь и рядом не могут его купить - по вполне понятным нам всем причинам, - а, во-вторых, те электронные базы, что сейчас предлагаются библиотекам на имеющемся рынке, сплошь и рядом не удовлетворяют интересы пользователей. Пользователю - по крайней мере, обращающемся конкретно в нашу библиотеку - нужен добротный и выверенный продукт, имеющий реальную научную ценность. Почему мы должны лишать его возможности доступа к этой информации - а потом сетовать на катастрофическое «отставание» нашей науки и «упадке» нашей культуры? Мы же сами себе не позволяем пересесть с пролётки на автомобиль, чтобы не ущемлять извозчиков в их правах, - а потом удивляемся, что плетёмся в хвосте. И, право, есть чему удивляться!
В том же телесюжете проскочила изумительная фраза: «Если книга поступит в межбиблиотечный обмен, то она станет ОБЩЕДОСТУПНОЙ». И тогда всё. Конец света и крах книжного бизнеса.
А ведь вся штука в том, что библиотеки для того и существуют, чтобы книга стала общедоступной. Она, библиотека, просто так устроена. Природа у неё такая. Она предоставляет книгу всем желающим без каких-либо профессиональных, национальных и прочих ограничений, причём, как правило, совершенно бесплатно. Более того. Общедоступность вытекает и из самой природы книги - во всяком случае, с тех самых пор, как изобрели книгпечатание. И с этим уже ничего не поделаешь. А разговоры о том, что библиотека "убьёт" книгу тем, что её оцифрует, напоминают фрагмент из диалога "Федр" Платона, уже однажды упомянутый Умберто Эко в сходном контексте. Гермес, предполагаемый изобретатель письменности, демонстрирует фараону Таммузу своё изобретение. Фараон не рад, а удручён: "Хитроумный Тот! От того, что ты делаешь, у людей испортится память! Они будут вспоминать не благодаря внутреннему усилию, а благодаря внешней поддержке".