По Волге пошла нефть! || «Известия» 7 апреля 1943 года

Sep 25, 2019 06:39




(От спец. корреспондента «Известий»)

Скованный льдами канал, по которому суда подымаются из Каспийского моря к Волге, преградил путь грузовому потоку. Зима обрекла на бездействие водную магистраль Баку-Астрахань-Сталинград. До последнего часа, раздвигая носом нараставшие льдины, могучие каспийские танкеры пробивались к баржам, спеша опорожнить свои трюмы. Теплоход «Берия», точно капитан всего нефтяного флота, последним покинул рейд, завершив навигацию, которая им же была открыта.

Можно было ожидать, что экипаж облегчённо вздохнет. На долю его выпали неслыханной сложности задачи, ранее незнакомые подобным судам. Не в том только дело, что он, как маятник, без устали мерил километры между берегом и астраханским рейдом, перекрывая всякие мыслимые рекорды погрузки в порту и перекачки в открытом море.

- Завтракали в Махач­-Кала, ужинали на рейде, - вспоминает капитан Борис Васильевич Калинцев. - Если, конечно, было время ужинать… - добавляет он.

Танкер порой превращался в обычное сухогрузное судно. На его палубах, отнюдь не приспособленных к этому, в несколько рядов укладывали ящики с боеприпасами, в проходах располагались люди.

- Учтите, что в «брюхе» везем бензин, - строго предупреждали людей, - о курении не может быть и речи! Да передвигаться желательно поменьше!

Бойцы понимали. Они сидели, как приросшие.

Так вот, завершив подобную навигацию, не грешно порадоваться. Однако радость была неполной. Никогда ещё извечные законы природы, оставляющей зиму без водного пути, не казались такими несправедливыми. Прощальные гудки отходящего от рейда танкера для моряка, для воина были сигналом тревоги: прерван кратчайший путь к фронту, к Сталинграду, где в те дни вырисовывались уже очертания исторической победы советского оружия.

…Нетерпеливое ожидание навигации, испытываемое каждой весной, в нынешнем году тем более возросло. Каспийцы были буквально одержимы одной мыслью, одним стремлением - скорее в рейс! Теплоход «Берия» 13 марта пришвартовался к причалам завода «Закфедерация». И, несмотря на то, что четыре года этот теплоход плавал без заводского ремонта, он уже 30 марта вышел в море. Срок, данный наркомом, был сокращён вдвое. Сложные работы по главному и вспомогательным двигателям, почти весь палубный ремонт совершены самим экипажем.

Руководители Каспийского нефтеналивного пароходства непрерывно сносились с Астраханью, выясняя ледовую обстановку. Как на зло, весна задерживалась. Баржи, вышедшие с Волги, застряли в ледяной кромке. Ждать, пока они достигнут рейда, значило потерять драгоценное время. Пришли к решению: ещё до официального открытия навигации отправить из Баку первый караван, чтобы он отстаивался где-либо неподалеку от рейда, а при первой возможности тотчас двинулся бы навстречу баржам.

Крупнейшие каспийские танкеры «Ленин», «Берия», «Жданов», «Профинтерн», различные суда, баржи рейдового флота, проходившие ремонт на бакинских заводах, отчаливали от берега, держа курс на север. Глубоко погруженные в воду, они несли первый весенний взнос нефтяного Баку - десятки тысяч тонн горючего для самолётов, танков, заводских топок, тракторов. В каждом трюме умещался груз, достаточный для заполнения нескольких железнодорожных маршрутов.

Танкер «Берия», как и в прошлые годы, налит бензином. Ночью капитан Калинцев поднялся на мостик, приступив к очередной навигационной вахте. Потомственный моряк - его отец 43 года проплавал механиком, два старших брата - на судах, дядька - боцман, - Борис Васильевич принадлежит к той плеяде каспийских флотоводцев, в послужных списках которых не значится ни одной аварии. Последовательно продвигаясь от упрятанной в глубине судна кочегарки до высящегося над палубами капитанского мостика, от малосильных буксиров до таких гигантов, как «Берия», этот суховатый на вид человек, вполголоса отдающий приказания, сохраняет на судне ту непоколебимую дисциплину, которая роднит моряков торгового флота с военными.

Уже в пути танкер получил направление непосредственно к рейду. Канал очистился ото льда, и баржи, миновав опасную зону, шли на сближение.

Глубоко в воду погружено тяжелое «брюхо» танкера. Он спешит к рейду, к прожорливым баржам, готовым принять его груз в свои необ’ятные трюмы. И вот рейд. Первый период навигации обходится без дебаркадера Так что рейд, по существу, это - условное понятие. Только судоводительский опыт капитана подсказывает, где именно следует стать на якорь.

Немного погодя, к этой же воображаемой линии рейда подходит баржа. Ночь. Сильного шторма нет, но поверхность воды подергивается надоедливой зыбью.

С танкера мгновенно подают длинный шланг, привёртывают его, и первые струи бензина гулко ударяют в пустое днище баржи.

Танкер привёз столько горючего, что в одну посудину его не уместишь, приходится пришвартовывать другую. Перекачка закончена. Безмерно утомлённый капитан собирается уйти на отдых, надо только сдать баржу на попечение буксира, который поведёт её дальше. Вот причаливает «Колхозник». Весь бензин перекачен. Опорожненный танкер, показавший из воды почти весь корпус, прощается гудком, разворачивается, ложась в обратный курс на Баку. Танкер «Берия» выполнил свой долг - благополучно довёз драгоценный груз, в Бакинском порту его наполнят очередной порцией горючего.

Бензин, который на наших глазах бакинцы накачивали в танкер, продолжает свой путь. Вскоре «Колхозник», отправляясь к другому пункту, перепоручает нашу баржу пароходу «Уральск». Новый поводырь тащит её до самой Астрахани.

Юркий, быстрый на ход «Уральск» осторожно продвигается по горловине канала. Если верить глазам, никакого канала здесь нет, всё то же безбрежное море. Но фарватер крайне узок. Непрерывно опускают в воду «намётку» - палку с нанесёнными на ней делениями.

- Тринадцать с половиной! - кричит матрос. - Тринадцать!

Капитан буксира Степанов неотрывно следит за показаниями глубины. Лишь когда несколько раз под ряд раздаётся крик «табак», что означает глубину, превышающую деления на «намётке», напряжение несколько спадает.

…Через четверо суток после выхода из Баку баржа с бензином, с которым мы проделали весь путь по Каспию и каналу, поступает в Астрахань. Первый человек, которого встречаем мы на берегу, широко улыбаясь, приветствует нас:

- Значит, нефть пошла! Заждались, однако, мы её…

Вновь открыта крупнейшая нефтяная магистраль. Скоро она будет продолжена до самых верховьев Волги, во все стороны от этого главного русла разольются потоки горючего. Советские самолёты и танки, заправленные бакинским бензином «нового урожая», ещё упорнее будут громить врага. || Я.Гик. БАКУ - АСТРАХАНЬ. (Передано по телеграфу из Астрахани).

+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

ГИТЛЕРОВЦЫ БОЯТСЯ ОТПРАВКИ НА СОВЕТСКО-ГЕРМАНСКИЙ ФРОНТ

ЛОНДОН, 6 апреля. (ТАСС). В последнее время среди германских солдат и офицеров, находящихся по Франции, участились случаи самоубийства, вызванные боязнью отправки на советско -германский фронт. Газета «Марсейез» сообщает, что на-днях в Монтаржи один германский офицер с шестью солдатами заперлись в помещении казармы и отравились светильным газом.

+ + + + + + + + +

Источник: « Известия» №81, 7 апреля 1943 года

# Н.Кавская. Сталинградские речники || «Известия» №85, 11 апреля 1943 года
# А.Софронов. Кубанская весна || «Известия» №85, 11 апреля 1943 года

весна 1943, 1943, апрель 1943, газета «Известия»

Previous post Next post
Up