Пулеметная точка || «Красная звезда» 20 сентября 1942 года

Sep 26, 2019 07:05




(От специального корреспондента «Красной звезды»)

Пулемет Евсеева стоит между двух больших серых камней. Над пулеметом нависла темная каменная глыба - укрытие для расчета. Тут же возле пулемета - коробки с запасными лентами, котелки, провиант. Напротив виднеется белая вершина горы. Сбоку черная пропасть.

У пулемета дежурит наводчик Шувалов. Наблюдатель Морозов - он же подносчик патронов - взобрался на глыбу и оттуда обозревает окрестности.

Пулеметная точка установлена здесь недавно. Но первые же бои с немецкими альпийскими частями многому научили их. В горах надо иметь зоркость орла, чтобы первому бить врага. Надо обладать большой ловкостью, чтобы успеть преградить немцу путь или опередить его в под’еме на господствующую высоту.

Во втором часу дня, перед самым обедом, Морозов вдруг поспешно спрыгнул с глыбы, подбежал к лейтенанту Евсееву и доложил:

- Немцы, товарищ лейтенант.

Долиной, по теневой стороне, цепочкой шли немецкие солдаты. Лейтенант стал наблюдать за солдатами.

Через некоторое время в долине показалась новая группа солдат. На этот раз их было более тридцати. За ними появлялись все новые и новые группы противника. Это немецкий горно-стрелковый полк накапливался для наступления. Вскоре первые группы немцев атаковали роту лейтенанта Прошака. Она располагалась несколько впереди и в сторону от пулеметной точки Евсеева. Когда на роту пошел в атаку немецкий полк, она дрогнула. Лейтенант Прошак покинул свой боевой пост и сбежал. Рота без командира оказала врагу некоторое сопротивление, но затем стала отходить, рассыпаясь в горах. Пулеметная точка Евсеева осталась одна, продолжая вести огонь.

Эхо повторяло короткие, но частые очереди. Ближайшие группы немцев заметались в поисках укрытия. Шувалов продолжал бить, затем поднятая рука лейтенанта остановила его.

- Приготовить гранаты, - скомандовал Евсеев.

Над скалой и глыбой свистели пули. Это били солдаты из колонны, которая шла вслед за первой.

- Все в укрытие, - скомандовал лейтенант, - у пулемета остаться Шувалову и Келехсаеву.

Укрытием служила та же глыба. Обратная сторона ее спускалась метра на два ниже пулеметной площадки. По лесенкам, высеченным в камне, бойцы опустились на вторую площадку.

В воздухе раздался прерывистый свист мины. Она разорвалась в пропасти. Последовали новые разрывы, Осколки мин ударились о камни.

Лейтенант опустил руку. Снова ударил пулемет. С десяток немцев, успевших заползти далеко вперед, пригибали головы к земле и заслоняли их лопатами. Шувалов целился в лопаты, каски, спины.

Вдруг Шувалов уронил голову. Евсеев крикнул:

- Келехсаев - за пулемет, да поспокойнее.

Подносчик патронов Морозов оттащил раненого наводчика за укрытие.

Немцы продвигались под прикрытием минометного и ружейного огня. Келехсаев продолжал поливать их из пулемета. Но пулемет накалился - нужен был перерыв.

- Пусть ползут, - забросаем гранатами.

Новая попытка немцев пройти по долине была отбита гранатами. За это время пулемет остыл, и Келехсаев продолжал стрельбу. Около Келехсаева лежал Морозов.

- Поддай, Муса, поддай еще, - говорил он.

Муса стрелял мастерски. Немцы валились десятками. Но вот раздался свист мины и почти сейчас же грянул взрыв. Муса Келехсаев схватился за правый бок. Он стиснул зубы, но не издал ни единого звука.

- Ранен?

Муса поднял голову:

- Нет, товарищ лейтенант, бью.

Еще одна очередь хлестнула по наседавшим врагам. Пулемет делал свое верное дело. Ряды немцев редели, но были еще достаточно густы и напористы. Муса стрелял до тех пор, пока осколком ему не ранило голову.

Пулемет было замолчал, затем снова разразился свинцом. За него лег подносчик патронов Морозов. За ленты взялся второй подносчик - Волощук. И снова были отбиты три попытки немцев подойти к пулеметной точке.

Долго продолжался бой пулеметного расчета Евсеева с 99 горно-стрелковым немецким полком.

Солнце заходило за горы. В долине стал потухать дневной свет, а бой пулеметчиков с немцами все еще продолжался.

* * *

В километре от места описанной схватки, по ту сторону горы, стоял на отдыхе горный отряд капитана Москальца. Отряд четыре дня находился на марше, несколько раз вступал в бой с немцами, и сейчас усталые бойцы спали крепким сном. Вдруг эхо принесло звуки выстрела. Часовые услышали отдаленную пулеметную очередь. Капитан определил, что бой идет в долине за горой.

- Поднять отряд, выступаем, - приказал капитан.

Пока отряд строился, капитан Москалец совещался с проводником - пастухом Башиловым. Тропинка, по которой пастух собирался провести отряд, показалась капитану длинной. Он решил итти кратчайшим путем. Через полтора часа ходьбы тропинка уперлась в скалу. Вправо от нее чернела пропасть, а левее громоздились одна на другую несколько скал.

Проводник бросил вверх веревку. Она выпрямилась в воздухе, задела петлей за камень на вершине скалы. Башилов попробовал крепость камня, затем обвязался и ловко полез вверх. Бойцы с восхищением смотрели на старика.

- Здесь еще одна небольшая скала, а за ней долина, - вскоре сообщил сверху проводник.

- Снять всем ремни и вязать из них лестницы, - приказал капитан. Ременные лестницы привязывались к веревке проводника. Он их на скале укреплял, а затем опускал к отряду.

Москалец первым увидел долину и то, что предстало перед глазами, поразило его. Вся она была усыпана трупами немцев. Между трупами ползли вперед солдаты. A по ним откуда-то бил станковый пулемет. У немцев тоже стреляли пулеметы и минометы. По правой скалистой стороне долины немцы на себе тащили небольшую горную пушку.

- Во-время мы подошли. Вот молодцы пулеметчики! - восхищался капитан. Он тут же отдал ротам приказ. Отряд располагался выше немцев. Его вступление в бой будет внезапным. Эти два фактора в горном бою имеют решающее значение. Бойцы быстро установили минометы и пулеметы. Рота младшего политрука Попова стала заходить немцам в тыл. Неожиданно и для немцев и для пулеметчика Евсеева ударили пулеметы и минометы, автоматы и винтовки.

К ночи бой в долине был закончен. Утром в ней насчитали 718 немецких трупов. А через несколько дней бойцы узнали, что командир роты Прошак, открывший немцам дорогу в начале боя, военным трибуналом приговорен к расстрелу, как трус и предатель. || Батальонный комиссар П.Трояновский. СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ.

+ + + + + + +

Источник: « Красная звезда» №222, 20 сентября 1942 года

# И.Эренбург. Твое гнездо || «Красная звезда» №220, 18 сентября 1942 года
# К.Симонов. Солдатская слава || «Красная звезда» №214, 11 сентября 1942 года

сентябрь 1942, осень 1942, газета «Красная звезда»

Previous post Next post
Up