Гвардейцы Н-ского авиаподразделения не любят говорить о своих подвигах. Но вглядитесь в лица лётчиков, уходящих в грозное военное небо, вслушайтесь в их короткие, скупые донесения о боях с гитлеровцами, и перед вами предстанет облик летчика-гвардейца, весь путь этого славного подразделения, уже год дерущегося под гвардейским знаменем.
…Молодой комиссар Одинцов встретился в воздухе с пятью «Мессершмиттами-109». Одному из них удалось поджечь истребитель Одинцова и дважды ранить лётчика. Кренами и пике Одинцов тщетно стремился сбить огонь с самолёта. Пламя охватило кабину, обожгло лицо и руки. На лётчике загорелся комбинезон. Но ненависть к врагу сильнее боли. Метнулась стрелка высотомера, и пылающий ястребок ринулся на немца.
Страшный толчок почти лишил Одинцова сознания. Сквозь дым и пламя он всё же увидел разбитый в щепы фюзеляж с черным крестом. Собрав последние силы, лётчик отстегнул ремень и спрыгнул с горящего самолёта. Над раненым лётчиком развернулся белый купол парашюта.
Красноармейцы, напряжённо следившие за ходом боя, подняли Одинцова и снесли его в полевой госпиталь.
Через некоторое время Иван Одинцов снова вылетел в бой за любимый город.
***
Война роднит людей. И, может быть, нет на свете дружбы крепче, чем дружба советских лётчиков.
…Восемь «чаек» вёл на штурм вражеских позиций летчик-истребитель Николай Свиденко. На земле видны были немецкие танки, автомашины, мотопехота. Немцы открыли по советским самолётам ураганный огонь из зенитных пушек и пулемётов. Но лётчики во главе со Свиденко отважно предпринимали всё новые и новые атаки. Внизу уже валялись сотни вражеских трупов и подбитые танки.
Можно было уже лететь домой. Но вдруг в кабине Свиденко запахло гарью. Снарядом пробило масляный бак. Ещё мгновенье и мотор замолк. Самолёт стал терять высоту.
До аэродрома было далеко. Прыгать нельзя, - слишком низко, и под самым самолётом немцы. Стиснув зубы, Свиденко повёл свою машину на опушку леса и с убранными шасси посадил её на крохотной площадке.
Немцы стали бешено обстреливать самолёт. Свиденко выстрелил из ракетницы в бензобак: пусть горит, только бы не досталась немцам машина. Затем лётчик бросился к лесу, держа наготове пистолет и решив ни в коем случае не сдаваться живым.
А в это время участник дерзких атак лётчик Алибек Слонов уже летел на помощь командиру. Он посадил свою «чайку» на землю, указал рукой на правую нижнюю плоскость, и Свиденко взобрался на крыло.
Машина снова поднялась в небо. Сильная струя воздуха сорвала со Свиденко шлем и очки. Ему было очень трудно держаться на крыле. До аэродрома предстояло пролететь 70 километров. По Слонов довёл машину осторожно, на небольшой скорости и благополучно сел на зеленом поле аэродрома.
Сойдя с самолёта, лётчики долго молча смотрели друг другу в глаза, потом крепко обнялись и расцеловались.
***
- У лётчика должны быть холодная голова и горячее сердце. Драться надо хладнокровно, с расчётом, тогда выйдешь из боя победителем, - любил повторять молодым пилотам своей эскадрильи орденоносец Николай Старков.
И сейчас, баянист и певец, Старков привлекает лётчиков на земле своей жизнерадостностью так же, как в воздухе увлекал их боевым мастерством и бесстрашием. Старкову были чужды понятия: вынужденная посадка, авария. С ним лётчики шли на самые смелые дела. Они проходили над высокими облаками. По его команде они сбрасывали точно на цель свой бомбовый груз. В жестоких воздушных боях стальное кольцо лётчиков во главе с Николаем Старковым не размыкалось, пока противник не оказывался разбитым.
В один из боевых вылетов Старкову и летевшему с ним в паре лётчику Зорину пришлось встретиться в воздухе с двенадцатью «Мессершмиттами».
- В атаку! - скомандовал Старков.
Не ожидавшие такого дерзкого натиска, гитлеровцы дрогнули. Старков ударил из всех пулемётов по ведущему «Мессершмитту», и машина врага, загоревшись, рухнула на землю. В это время Зорин сбил другого немца.
Но снаряды и пули преследовали советских лётчиков, и Старков внезапно почувствовал острую боль в груди и в руке.
- Я ранен, - передал он по радиотелефону Зорину и тут же снова скомандовал: - В атаку!
От выпущенных Старковым и Зориным снарядов загорелся и упал третий «Мессершмитт». Но свинцовый дождь поливал самолёты советских лётчиков, и Зорин тоже почувствовал, что он ранен.
Немцы уже выходили из строя. Но вдруг кабину Зорина окутало дымом и пламенем. Лётчик быстро отстегнул поясной ремень, скользнул с крыла самолёта в воздушную бездну и, дёрнув кольцо парашюта, опустился на своей территории.
***
За все раны, нанесённые Ленинграду, за стонущую под немецким игом родную землю жестоко мстят врагу крылатые гвардейцы.
Сейчас в их руках новые, построенные на трудовые сбережения советских людей истребители с надписью на фюзеляжах: «Саратовский колхозник». Лётчики сами получили эти машины на построивших их предприятиях.
- Берите самолёты! Летайте! Бейте насмерть фашистскую нечисть! - напутствовали гвардейцев рабочие.
Начались напряжённые дни тренировочных полётов.
Лётчики научились на новых машинах внезапно появляться над станом врага и на бреющем полёте громить его аэродромы, обрушивая на них тонны бомб, налетать с глубокого тыла на фашистские автоколонны, подавлять бешеный огонь зениток и расстреливать в воздухе гитлеровские самолёты.
Молодой, но совершивший за время Отечественной войны около 250 боевых вылетов, командир Мочалов повёл свою эскадрилью в первый боевой полёт на новых машинах. Истребители держались над шедшими на штурмовку «Илами». На полпути к цели в облачном коридоре командир заметил группу вражеских бомбардировщиков. Они летели под прикрытием «Мессершмиттов» курсом на Ленинград.
Сотая доля минуты, - и уже принято решение. Мочалов бросил часть эскадрильи на бомбардировщики врага. Он видел, как «Мессершмитты» кинулись на выручку к своим машинам. Открыв ураганный огонь из пулемётов, советские ястребки смело пошли в атаку.
Стремительность наших лётчиков внесла смятение в строй противника. Немецкие бомбардировщики беспорядочно побросали бомбы на ближние рощи и вместе со своими провожатыми помчались на предельной скорости назад. || Людмила Попова. ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 9 апреля.
+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
Автобусное движение в Сталинграде
СТАЛИНГРАД, 9 апреля. (ТАСС). Началось пассажирское движение на первой, только-что открывшейся автобусной линии, связывающей центр Сталинграда с южными рабочими посёлками. Курсирующие на линии машины обслуживают лучшие шоферы - участники обороны города.
В ближайшие дни возобновится автобусное сообщение Центр-Тракторный завод.
+ + + + + + + + +
Источник: «
Известия» №84, 10 апреля 1943 года # Н.Тихонов.
Советская гвардия || «Красная звезда» №55, 7 марта 1943 года
# Ю.Рыкачев.
Бои с «Мессершмиттами» || «Красная звезда» №123, 27 мая 1943 года
# Я.Милецкий.
Боевые успехи французских летчиков || «Красная звезда» №122, 26 мая 1943 года