Беседа корреспондента «Красной звезды» с командиром французской эскадрильи «Нормандия», действующей на советско-германском фронте, майором Жаном Т.
Мы беседовали в землянке, вырытой на гребне горы. Через небольшое оконце виднелось широкое поле аэродрома. Поодаль стояли замаскированные зеленью самолеты с французскими и советскими опознавательными знаками.
Командир эскадрильи «Нормандия», действующей в СССР, майор Жан Т. сидел за раскладным столом. В форме французского летчика - короткой темносиней куртке спортивного покроя - он казался моложе своих тридцати лет. Внешний вид майора типичен для летчика-истребителя: он небольшого роста, стройный, легкий и быстрый в движениях. Майор Жан Т. приехал к нам, уже обладая боевым опытом. Он участвовал в ливийской кампании 1941 года и однажды на своем истребителе заставил приземлиться вражеский санитарный самолет. Ко всеобщему изумлению, в этом самолете оказались шесть совершенно здоровых итальянских генералов, пытавшихся улизнуть от союзных войск. О боевом опыте майора говорят и три орденские ленточки на его куртке.
- Как вам воюется на советско-германском фронте?
- Хорошо, - говорит майор, - хотя сражаемся мы недавно, а теперь на фронте сравнительно тихо. Всё же мы находим врага в воздушных просторах и уничтожаем его.
Вот цифры, характеризующие боевые успехи эскадрильи «Нормандия». Уничтожено шесть немецких самолетов и, вероятно, сбиты еще три самолета. На аэродромах противника уничтожено шесть одномоторных самолетов и два двухмоторных. Во время одной штурмовки уничтожено или повреждено 43 грузовика, две легковых автомашины, железнодорожный эшелон (отмечено восемь прямых попаданий в вагоны), подожжены станционные здания. Эту операцию французские летчики провели на бреющем полете.
Эскадрилья «Нормандия» вооружена советскими «Яками». Каково мнение командира эскадрильи об этих самолетах?
- Из тех машин, какие я знаю, - говорит майор, - «Яки» - самые лучшие истребители. Это замечательный самолет, очень маневренный, безупречный для пилотирования. Все наши летчики очень высокого мнения о «Яках». Среди них многие летали на самых современных иностранных самолетах. Тем не менее они считают «Яки» лучшими. Мы, летающие на «Яках», не испытываем никакого страха перед немецкими «Фокке-Вульф-190», обладающими большой силой огня, потому что наш «Як» маневреннее немецкого истребителя.
Командир эскадрильи «Нормандия» с благодарностью отзывается о заботе, которую проявляет советское командование в отношении личного состава эскадрильи.
- Нам созданы все условия для боевой работы, - таковы подлинные слова майора.
С увлечением рассказывает он о боевых схватках его летчиков с немцами, о том, как летчики «Нормандии» производят свободный поиск противника.
- Мы в Советском Союзе нашли настоящую работу истребителя, - заявляет майор.
- Расскажите о самых характерных воздушных боях, проведенных французскими летчиками.
- Почти все встречи с противником кончались нашей победой. Характерен бой двух наших лейтенантов, встретивших четыре «Фокке-Вульф-190» и два «Мессершмитта-109». Надо отметить, что оба наши летчика - лейтенант Марсель Л. и лейтенант де ля С. - побывали раньше в Ливии и имеют боевой опыт. «Як» они освоили хорошо, что и сказалось на результатах схватки. Немцев было в несколько раз больше, но наши летчики сбили один их самолет и вышли из боя невредимыми. Кстати, это уже второй самолет, сбитый лейтенантом Марселем Л., имеющим более ста боевых вылетов на советско-германском фронте. Однажды два наши «Яка» прикрывали два бомбардировщика «ПЕ-2». На обратном пути они встретили два «Фокке-Вульф-190». Завязался бой. Наши летчики очень успешно помогали друг другу. Лейтенант Д. так правдоподобно имитировал падение в штопор, что ввел немца в заблуждение, и тогда капитан П., известный асс Франции, снизу атаковал немца и сбил его. Эта воздушная схватка характерна слаженностью и взаимной помощью пары истребителей.
Командиру эскадрильи «Нормандия» майору Жану Т. привелось лично участвовать в боевых вылетах по сопровождению наших бомбардировщиков. Это боевое содружество советских и французских летчиков глубоко радует майора. Он отмечает аккуратную работу наших бомбардировщиков, свидетелем которой был лично. Полное представление о мощи советской авиации майор получил, будучи участником одной операции, в которой действовало 450 наших самолетов. По этому поводу он рассказывает:
- Да, это была крупная операция. Конкретную задачу, которую выполнял я, выполняли одновременно еще 120 самолетов. Бомбежка была очень успешной. Эта операция подтвердила мое высокое мнение о советской авиации и ее летчиках, о воздушной мощи Советского Союза.
Затем майор добавляет:
- Растет и наша эскадрилья «Нормандия». Мы не хотим отстать от русских союзников. Мы готовим летчиков из числа офицеров Сражающейся Франции и вводим их в строй. Мы увеличили свои ряды и будем их еще увеличивать. А что касается потерь, нанесенных противнику, то за короткий срок число сбитых вражеских самолетов почти удвоилось против того количества машин, которое наши летчики сбили раньше, в Англии и Ливии. Конечно, это число еще больше увеличится. Единственное, чего мы все хотим, - это драться и драться с проклятыми бошами.
Майор Жан Т. встал и подошел к окошку. По зеленому полю проносились «Яки» с трехцветными кругами и красными звездами. Летчики «Нормандии» улетали в бой. || Майор
Я.Милецкий. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.
+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
КРУПНЫЙ ВОЗДУШНЫЙ БОЙ
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 25 мая. (По телеграфу от наш. корр.). На-днях на одном участке фронта произошел крупный бой с фашистскими самолетами. 27 «Юнкерсов-88» в сопровождении 5 «Мессершмиттов-109», прячась в густых облаках, шли на бомбежку нашего аэродрома. Враг пытался застать врасплох советских летчиков и нанести им внезапный удар, но безуспешно. Наши летчики своевременно поднялись с аэродрома, навстречу немцам.
Восьмерка истребителей ушла в облака. Вскоре она столкнулась с вражескими самолетами. Вслед за этой восьмеркой в воздух поднялось еще несколько пар наших истребителей. В облаках и под облаками сразу завязался ряд воздушных боев. «Юнкерсы», потеряв цель, начали сбрасывать бомбы, куда попало, пытаясь уйти от преследования. Наши летчики настигали их и прошивали пулеметными очередями.
Большую настойчивость и волю к победе проявил в этой схватке младший лейтенант Михалев, который вместе с другими летчиками сделал свой первый боевой вылет и принял боевое крещение. Преследуя «Юнкерс», Михалев всё время вел огонь короткими прицельными очередями из пушки и пулеметов. Ему удалось убить вражеского стрелка и запалить левый мотор «Юнкерса». Скорость вражеского самолета уменьшилась, но тут у нашего летчика кончились боеприпасы. Тогда Михалев, чтобы не упустить немца, решил пойти на таран. Он зашел с хвоста, рубанул винтом своего «ЯК’а» по стабилизатору «Юнкерса» и отвалил в сторону. Немец резко пошел к земле. Михалев благополучно посадил свою машину.
Вражеские экипажи, стараясь уйти, спасались в облаках, но наши молодые летчики ловили в просветах облаков немецкие самолеты и навязывали им бой. Стремительно ринулись в лобовую атаку на «Юнкерс» старший сержант Свистунов и младший лейтенант Стройков. Немец свернул влево и нырнул в облака, но Свистунов сумел пристроиться ему в хвост и длинной пулеметной очередью сбил его. Самолет врага запылал и вскоре врезался в землю. Мужественно дрались также летчики, принимавшие боевое крещение, старший сержант Скоблов, сержант Харченко и другие.
Шесть «Юнкерсов-88» и один «Мессершмитт-109» сбили молодые летчики N части, показав на деле свою хорошую выучку, упорство и отвагу.
+ + + + + + + + +
Источник: «
Красная звезда» №122, 26 мая 1943 года # А.Булгаков.
«Нормандия» || «Известия» №108, 9 мая 1943 года
# И.Эренбург.
Французы || «Красная звезда» №4, 6 января 1943 года
# И.Сельвинский.
Чувство неба || «Красная звезда» №101, 30 апреля 1943 года
# А.Осадчий.
Свободный полет истребителей || «Красная звезда» №120, 23 мая 1943 года