Композиторы Ленинграда || «Известия» 10 апреля 1943 года

Jul 09, 2019 07:14




Связь ленинградских композиторов с фронтом постоянная, живая и многообразная.

Характерно то, что во многих случаях инициатива этой связи исходит от самого воинского подразделения. Сержант Пергаменщиков привозит набросанную карандашом в блиндаже партитуру «Кантаты о Сталине», которая должна исполняться на смотре фронтовой самодеятельности. Он просит товарищеских указаний и советов. По заданию командира дивизии присылаются стихи сержанта Альшица для написания строевой песни Н-ской краснознаменной стрелковой дивизии. Дом отдыха среднего начсостава просит организовать творческий самоотчёт композиторов об их работе за время Великой Отечественной войны. Группа раненых командиров-гвардейцев обращается в Союз композиторов с просьбой организовать исполнение 7-й симфонии Шостаковича.

Наша героическая Красная Армия, плоть от плоти великого советского народа, борясь с ненавистным врагом, живёт жизнью, полной широких культурных запросов и творческих интересов. На ряду с первоклассной боевой техникой она «принимает на вооружение» все средства массово-политической, культурной работы. А с другой стороны, ленинградские композиторы верно поняли свою задачу во время Великой Отечественной войны.

Композиторы-фронтовики, мобилизованные или добровольно ушедшие в армию, составляют значительную часть ленинградского Союза советских композиторов. Некоторые из них героически погибли в боях с заклятым врагом, почти не успев творчески откликнуться на события Великой Отечественной войны. В.Томилин, В.Иванищин, В.Фризе, Г.Флейшман - вот славные имена наших погибших товарищей, память о которых наполняет гордостью и вместе с тем горечью наши сердца. Вероятно, это далеко не полный список. Некоторые, как, например, М.Глух, А.Левнев, были ранены и, поправившись, вернулись к композиторской деятельности. Большинство ведёт творчески пропагандистскую работу в своих частях. Здесь надо назвать награждённых Г.Носова и А.Маклакова, Л.Энтелиса, В.Барбе, А.Цурмилена, Н.Будашкина и безвременно погибшего Бориса Гольца.

Но и вся, если можно так выразиться, «гражданская» часть ленинградских композиторов теснейшим образом связана с фронтом, работает по заданию командования отдельных армий, дивизий, бригад и полков. При Доме Красной Армии имени Кирова в контакте с ансамблем песни и пляски Ленфронта под управлением А.Анисимова работают композиторы Ю.Кочуров и Н.Леви. Их строевые, походные, эстрадные, концертные, сольные и хоровые песни стали широким достоянием красноармейского быта. Значительная часть их создана «на переднем крае» в землянках, в боевой обстановке и использует стихи поэтов-фронтовиков, воспевающие героев своей части. Война изменила творческий, психологический облик большинства композиторов.

Исключительным примером творческой продуктивности является деятельность ленинградского композитора Б.Асафьева. За сравнительно короткий срок в труднейших бытовых условиях он написал большое количество разнообразных музыкальных произведений (в том числе антифашистский балет «Милица» о борьбе югославских партизан и симфонию «Родина») и научно-исследовательских трудов.

Во время блокады зимой 1941-42 года композитор А.Пащенко создал лучшее своё произведение - «Реквием памяти героических бойцов, жизнь свою положивших в дни Великой Отечественной войны» для солистов, хора и оркестра на собственные стихи. Не говорю уже о классическом примере «зачатой» в Ленинграде 7-й симфонии Д.Шостаковича, прозвучавшей во всех свободолюбивых странах мира, как яркое воплощение воли советского народа к победе.

Тема Ленинграда занимает значительное место в музыкальном творчестве ленинградских композиторов. Это отнюдь не местная тема. Это тема всесоюзная, всемирная, обязывающая к определённой высоте идейно-политического звучания. Звучание это уловлено и по-разному преломлено в песне «Город-крепость» Ю.Кочурова на стихи Виссариона Саянова, в его же «Героической арии» на стихи А.Решетова, в «Ленинградском блок-ноте» - серии безымянных фортепианных пьес молодого композитора О.Евлахова, в песне А.Каменского «Ленинград-Сталинграду», в «Песне о Петре» М.Глуха, в детской песенке В.Ежевова «Ленинградским детям» на стихи С.Маршака.

Тема Ленинграда конкретна и многообразна. Она даёт материал и для широких обобщений, и для типических зарисовок. Песенно-симфонический цикл «Ленинград» О.Евлахова, состоящий из ряда оркестровых, хоровых и сольных, вокальных пьес. «Героический марш» для симфонического оркестра А.Животова, опера «Сила войны» пишущего эти строки, кантата Г.Носова «Сказ о городе-герое» - вот примеры различной и жанровой, и стилистической её интерпретации.

Музыка - наиболее тонкое и, казалось бы, наиболее отвлечённое из всех искусств, наиболее отдалённая и высокая из «культурных надстроек». Музыка - искусство, требующее определённых бытовых предпосылок для своего созидания - инструмента, чувствительного к температуре, света для мелкой чертёжной работы партитурного письма. И это искусство создается под огнём, в условиях громадного напряжения интеллектуальных и физических сил. И это не только песня, наиболее оперативная массовая форма художественной агитации. Это - инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные, ансамблевые. Это - произведения крупной формы: хоровые, симфонические (кантаты, оратории, концерты, симфонии) и музыкально-сценические (оперы, балеты, музыкальные комедии).

Быть может, именно музыка, созданная за время Великой Отечественной войны в Ленинграде, является одним из самых верных и неопровержимых показателей духовной силы ленинградцев, живым свидетельством того, что осаждённый в течение больше чем полутора лет, непрерывно обстреливаемый, бомбардируемый с воздуха бессмертный город Ленина жив и продолжает жить напряжённой, разносторонней и полной созидательной, творческой жизнью. || В.Богданов-Березовский, председатель Ленинградского Союза советских композиторов.




+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

От СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО

Утреннее сообщение 9 апреля

B течение ночи на 9 апреля на фронтах существенных изменений не произошло.

* * *

Южнее Балаклеи противник ночью пытался атаковать советские подразделения. Минометным и ружейно-пулеметным огнем немцы были рассеяны и отступили, оставив перед нашими позициями до 200 трупов своих солдат и офицеров.

* * *

Южнее Изюма части Н-ского соединения, отражая атаки противника, истребили до роты немецкой пехоты. Артиллерийским огнем уничтожено 2 вражеских танка. Красноармейцы-разведчики тт. Глазков и Бровкин ночью пробрались в населенный пункт, занятый немцами, и открыли огонь из автоматов. Среди гитлеровцев началась беспорядочная стрельба. Наши разведчики, воспользовавшись паникой, уничтожили 10 вражеских солдат и благополучно вернулись в свою часть.

* * *

На Западном фронте артиллеристы Н-ской части подавили огонь 2 артиллерийских и 3 минометных батарей противника. Гвардии старшина Фатеев, находясь в разведке, заметил 6 немцев. Разведчик скрытно подполз к гитлеровцам и огнем из автомата убил немецкого офицера, двух солдат, а одного ранил. Остальные немцы убежали. Разведчик доставил раненого немца в свою часть.

* * *

На Кубани наши войска закреплялись на достигнутых рубежах и вели разведку противника. На ряде участков прошедшие дожди затруднили активные боевые действия. Н-ское соединение, действуя передовыми отрядами, уничтожило 180 гитлеровцев. Захвачено у противника 3 орудия, 8 пулеметов, 10 тысяч патронов. Взяты пленные.

* * *

Партизанский отряд, действующий в одном из районов Латвийской ССР, за последнее время уничтожил до 200 гитлеровцев, взорвал 6 складов и разгромил 3 немецких полицейских участка. Группа партизан этого же отряда пустила под откос железнодорожный эшелон противника. Разбит паровоз и несколько платформ с военной техникой. Другой отряд латвийских партизан совершил налет на штаб немецкой части. Советские патриоты уничтожили 6 офицеров противника.

* * *

Ниже публикуется акт о зверствах немецко-фашистских мерзавцев в станице Ивановской, Краснодарского края: «В четырех километрах юго-западнее станицы Ивановской в старых карьерах кирпичного завода мы обнаружили трупы советских граждан, замученных и расстрелянных гитлеровцами. Опознаны колхозник Петр Бойко, его жена Татьяна и четверо их детей, колхозник Федот Карпушкин, рабочий Лысенко, рабочий Иван Галушко, его жена Мария и дети Людмила - 2 лет и Александра - двух месяцев и другие мирные жители. Установлено, что перед расстрелом гитлеровцы подвергли свои жертвы пыткам, а детей Ивана Галушко палачи закопали в землю живыми». Акт подписали жители станицы Ивановской: К.Выж, Е.Дешура, М.Галушко, С.Синельникова и военфельдшер В.Воронцова.

* * *

В провинции Брабант бельгийские железнодорожники привели в негодность 11 паровозов и много вагонов, реквизированных немцами для военных перевозок. На участке железной дороги Малин-Лувен патриоты пустили под откос немецкий военный эшелон. Убито несколько десятков гитлеровцев.

Вечернее сообщение 9 апреля

B течение 9 апреля на фронтах существенных изменений не произошло.

* * *

8 апреля частями нашей авиации на различных участках фронта уничтожено или повреждено не менее 20 немецких автомашин с войсками и грузами, взорван склад боеприпасов, подавлен огонь 5 артиллерийских и минометных батарей противника.

* * *

Южнее Балаклеи противник силами трех батальонов пехоты и 20 танков атаковал позиции Н-ской части. Пехота противника была встречена огнем из всех видов оружия, понесла большие потери и была вынуждена залечь перед передним краем нашей обороны. Наши бойцы перешли в контратаку и в рукопашной схватке нанесли немцам тяжелые потери. Гитлеровцы в беспорядке отступили. В этом бою немцы потеряли убитыми 1.200 солдат и офицеров. Сожжено и подбито 9 танков противника.

* * *

На Западном фронте наши войска совершенствовали свои позиции, артиллерийским и минометным огнем уничтожали живую силу и боевую технику гитлеровцев. Истреблено до двух рот немецкой пехоты, подавлен огонь минометной и 9 артиллерийских батарей противника.

* * *

Южнее Изюма Н-ская часть вела бои местного значения, в ходе которых несколько потеснила противника и улучшила свои позиции. Уничтожено 3 немецких танка, 2 самоходных орудия и шестиствольный миномет. На поле боя осталось 120 вражеских трупов.

* * *

На Кубани 19 снайперов Н-ской части за последние дни истребили свыше 200 немецких солдат и офицеров. Снайпер Концедал убил 18 солдат и одного немецкого офицера, снайпер Гайдаров истребил 27 немцев, старшина Галицяни - 28, сержант Гавриков - 60, старшина Мазницын уничтожил до 50 гитлеровцев.

* * *

Партизанский отряд, действующий в одном из районов Киевской области, внезапно ворвался в районный центр. В завязавшемся ожесточенном бою немецкий гарнизон был уничтожен. Партизаны разрушили телефонно-телеграфную станцию и захватили большие трофеи. Много хлеба, 8 тонн сахару и 10 тонн соли партизаны роздали местному населению.

Отряд украинских партизан в Сумской области организовал крушение железнодорожного эшелона противника, следовавшего к линии франта. Разбиты паровоз и 6 вагонов.

* * *

Добровольно сдавшийся в плен ефрейтор 218 немецкой пехотной дивизии Ганс Д. рассказал: «В прошлом году мы с нетерпением ждали окончания зимы. Мы надеялись, что весна и лето принесут нам долгожданную победу. Наши надежды не оправдались. Немецкая армия ничего не добилась и потерпела жуткую катастрофу под Сталинградом. С тревогой и страхом мы ждем приближающегося лета. Многие теперь утратили веру в победу. Среди солдат распространена поговорка: «Кто пойдет за Гитлером, тот не только ничего не выиграет, но и проиграет то, что у него есть». Уходя на пост или в разведку, солдаты, прощаясь, говорят друг другу: «До свидания в братской могиле».

* * *

Ниже публикуется акт о чудовищных зверствах немецко-фашистских мерзавцев в поселке шахты имени Красина, Ростовской области: «3a время оккупации гитлеровские бандиты убили многих жителей поселка. У ствола разрушенной шахты немцы соорудили застенок, в котором производились массовые расстрелы мужчин, женщин и детей. Трупы убитых сбрасывались в ствол. Перед расстрелом фашистские изверги брали у своих жертв кровь для немецких военных госпиталей. Выкачивание крови производилось в таких больших дозах, что арестованные, привезенные к месту казни, не могли стоять на ногах. После изощренных пыток гитлеровцы бросили в ствол Антонину Сапельникову, ее сына - 14 лет и дочь - 18 лет, Ф.Кузовлева, В.Моисеенко, И.Антоновича, Ф.Антоновича, П.Щеглова, М.Мельникова, П.Попова и его дочь, С.Силютина, А.Иванникову, И.Василенко и многих других. Немцы раздевали всех обреченных на смерть и делили между собой их одежду. Семьям расстрелянных гестаповцы сообщали, что арестованные отправлены на работу в Германию. Установлено, что ствол шахты стал могилой для многих мирных советских граждан, замученных и растерзанных гестаповцами.

Пусть весь советский народ, от мала до велика, знает об этих неслыханных преступлениях гитлеровских зверей. Мы призываем доблестных воинов Красной Армии и всех советских патриотов беспощадно мстить фашистским кровопийцам». Акт подписали: Д.Захарченко, С.Фисенко, Д.Андропов, П.Козьменко, Н.Пересада, Житникова, М.Поводарский и В.Кузнецов. || СОВИНФОРМБЮРО.

+ + + + + + + + +

Источник: « Известия» №84, 10 апреля 1943 года

# Н.Тихонов. Ленинград в апреле || «Красная звезда» №98, 27 апреля 1943 года
# Дм.Кабалевский. В спорах о песне || «Литература и искусство» №26, 26 июня 1943 года
# Вс.Вишневский. Люди города Ленина || «Литература и искусство» №17, 25 апреля 1942 года
# Л.Руднев. Архитекторы на защите города Ленина || «Литература и искусство» №11, 14 марта 1942 года

Совинформбюро, весна 1943, блокада Ленинграда, апрель 1943, газета «Известия»

Previous post Next post
Up