В один из дождливых дней апреля мне пришлось побывать в далёком прифронтовом селе у бойцов чехословацкой части в СССР. Солдаты в просторных шинелях цвета хаки и массивных ботинках вмиг окружили наш самолёт, опустившийся прямо посреди улицы. Командир части полковник Свобода вышел из калитки занимаемого им дома и любезно пригласил нас к себе.
В просторной хате, за столом с вышитой скатертью, состоялось наше знакомство с полковником. Г-ну Людвику Свобода 48 лет, из них он 28 лет провёл в строю. Высокий, собранный, статный, полковник словно рождён для мундира и боевых трудов.
Полковник Свобода не впервые сражается против немцев. За участие в знаменитом брусиловском наступлении он получил георгиевские кресты 4-й и 3-й степени, затем чехословацкий военный крест и орден Стефаника; после он был награжден польским военным крестом. В дни великой войны всего свободолюбивого человечества против гитлеровских разбойников Людвик Свобода со сформированной им частью - на советско-германском фронте.
Полковник и его ближайшие помощники капитан Ломский и надпоручик Рытирж, офицеры и бойцы части рассказали нам некоторые подробности недавних боёв.
* * *
В мороз и метель чехословацкая часть выгрузилась из вагонов на одной станции. Марш был длительным и нелёгким, но бойцы проделали его исключительно организованно и быстро. Они достигли линии фронта в момент начала контрнаступления немцев и получили участок, который должны были оборонять. Перед чехословацкой частью и её соседями - гвардейцами - была поставлена задача: остановить врага на рубеже реки.
На том берегу, откуда приближались немцы, раскинулось большое село. Оно выступало клином навстречу наступающему противнику и прикрывало подступы к реке. Было решено удерживать село как форпост на западном берегу реки, чтобы лишить немцев возможности маневра вдоль фронта. Руководить обороной села полковник поручил командиру одного из подразделений - надпоручику Отакару Ярош.
Командный пункт чехословацкой части расположился в совхозе на восточном берегу реки. Совхозные строения были отлично видны из расположения противника и находились под непрекращавшимся обстрелом, однако отсюда было близко до передовой линии и удобно наблюдать за полем боя. Полковник Свобода отклонил предложение перевести командный пункт в глубь леса и остался в совхозе.
В понедельник, после полудня, двенадцать германских средних танков начали наступление на село. Чехословаки-бронебойщики хладнокровно встретили вражеские танки. Советские противотанковые ружья били точно и сильно. Первая атака была отбита довольно быстро, но вскоре за селом вновь показались танки. На каждой машине сидели огнемётчики, а позади танков бежали группами автоматчики.
На этот раз танкам удалось прорваться на северную окраину села. Они под’езжали к домам, в которых укрепились чехословаки, и огнемётчики направляли струи пламени в соломенные крыши. Под перекрёстным огнём танки проезжали по улицам и поджигали всё новые дома. Вслед за танками в оборону чехословаков вклинились автоматчики. Надпоручик Ярош вызвал подкрепление из резерва, и чехословацкие пехотинцы бросились в контратаку. Немцы не приняли рукопашной схватки, стали разбегаться, а чехословаки догоняли их и уничтожали штыком и прикладом.
Танки тем не менее продолжали распространяться по улицам. Всё вокруг полыхало, огонь не тронул ещё только небольшую площадку в центре села. Здесь, вокруг школы, надпоручик Ярош приказал занять круговую оборону. С высокого здания за ходом боя наблюдал десятник Шмолик. Он докладывал надпоручику о замеченном и поддерживал связь по радио с командным пунктом части. Связь по проводу поддерживал телефонист Редиш.
Временами смельчакам-чехословакам удавалось ещё делать вылазки. Прорываясь мимо танков, сквозь дым и летящие во все стороны искры, они нападали на немецких автоматчиков там, где те считали уже себя полными хозяевами положения. Автоматчик Черный, встретившись с немецким транспортёром, взорвал его противотанковой гранатой. Ротный Витек подбежал к другому транспортёру в тот момент, когда автоматчики выскакивали из него, чтобы пойти в атаку. Витек перестрелял 14 человек, а нескольких убил прикладом.
Бывший студент-медик, ныне четарж (младший сержант) Курт Волф был тяжело ранен. Миной ему оторвало руку у самого плеча. Кровь лилась ручьём, когда он в последний раз скомандовал: «Вперёд!» - и умер. Отделение исполнило посмертную волю своего командира - ворвалось на ближайшую позицию, занятую врагом, и выбило оттуда немцев.
Пулемётчики продолжали сдерживать натиск противника огнём. Четарж Команек уложил вокруг себя до 100 фашистов, пока снарядом не был разбит его блиндаж. Свободник Шпигл всё время держал под пулемётным огнем главную улицу. Когда один из расчётов выбыл из строя, за противотанковое ружье лёг заместитель Яроша надпоручик Лом. На него шли два танка. Первый он подбил, второй наехал на него гусеницами…
Темнело. Ярош вызвал к проводу полковника и доложил, что обстановка тяжёлая, что 14 танков со всех сторон блокировали школу. Слобода приказал держаться до ночи: «Стойте на жизнь и на смерть!» Это был его последний разговор с Ярошем.
Вскоре был убит телефонист Редиш. Его место занял Райцин, в прошлом видный чехословацкий журналист. Райцин ещё несколько минут поддерживал связь с командованием части, но потом его ранило, и почти одновременно танк переехал и разорвал кабель. Вокруг школы ежеминутно рвались снаряды, Радисту Шмолику было предложено спуститься, но он остался наверху, продолжая наблюдать и радировать.
Ярош был ранен в голову, потом в грудь. Кровь шла у него из горла, но он ещё пытался отдавать приказания. Он нашел свою смерть под гусеницами фашистского танка. Надпоручик Ярош погиб, сражаясь, как лев, за Чехословакию, за свободу. Он отомстил немцам за Лидице. Страна Советов нарекла его своим героем.
Чехословацкая часть вместе с подразделениями Красной Армии удерживала натиск противника до тех пор, пока командование не приказало ей занять новый рубеж. Наступление немцев на важном участке было сорвано.
* * *
Беседа с командирами, начавшаяся в полдень, затянулась до сумерек. Потом мы вышли на улицу. По всему растянувшемуся на несколько километров селу в крестьянских хатах были расквартированы солдаты и младшие командиры. Советское население, как и всюду, встретило их чрезвычайно радушно. Непринуждённое веселье царило в домах в часы отдыха чехословацких бойцов. Можно было наблюдать немало примеров дружеского внимания и трогательной заботы, с каким население относится к нашим друзьям-чехословакам. Мы видели, как трогательно ухаживали женщины за захворавшим солдатом, как колхозницы потчевали солдат молоком, пышками, яичницей, как жарили они для них аппетитный, зарумянившийся в масле картофель.
Когда стемнело, в одной из хат состоялся импровизированный концерт. Ротный Экштайн дирижировал небольшим хором, состоявшим из солдат и сестёр милосердия. Полились прекрасные мелодии чехов, грустные напевы словаков, моравов и прикарпатских украинцев, боевые песни, с которыми часть шла на фронт. С особенным чувством бойцы спели любимую песню «Тече вода».
Далее следовали: старинная чешская песня «У панского двора», словацкая песня «Тренчанские годины», «Травичка зелена», которую поют в чехословацких частях в Англии, боевая песня «Мы за вами до Берлина», преследуемая немцами в Чехословакии «Песничка ческа».
А когда запевала затянул русскую «Вдоль по улице метелица метёт», а потом «Катюшу» и «Сулико», к хору присоединились голоса находившихся здесь колхозниц и ребятишек. И казалось, что в песне ещё теснее сливаются души родственных и спаянных общей целью народов. ||
П.Лидов. Действующая армия, апрель.
+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
Бои на Кубани
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 18 апреля. (Воен. корр. «Правды»). В низовьях Кубани продолжаются ожесточённые бои, завязавшиеся несколько дней назад. Немцы стремятся во что бы то ни стало удержать выгодные рубежи и, не считаясь с потерями, предпринимают ожесточённые контратаки.
Преодолевая сопротивление врага, отбивая контратаки, наши части продолжают вести активные боевые действия. В один из последних дней немцы предприняли на различных участках ряд контратак, но успеха не имели. Наши подразделения трижды отбрасывали противника назад с большими для него потерями.
Видя, что разрозненные контратаки не приносят успеха, немцы на одном из участков двинули против наших подразделений сразу до двух полков пехоты и танки. Эта контратака была поддержана большим количеством бомбардировщиков и штурмовиков, которые, взаимодействуя с наземными войсками, в течение всего дня атаковали наш передний край. На эту усиленную контратаку немецкое командование возлагало большие надежды. Однако оно и здесь потерпело неудачу. Наши подразделения стойко встретили врага и дали ему жестокий отпор. На ряде участков бой переходил в жаркие рукопашные схватки, в которых наши бойцы показали новые примеры героизма. К вечеру яростная контратака немцев была отбита.
На одном из участков в контратаку двинулось до двух батальонов румын и немцев, причем немцы «подпирали» румынских солдат автоматами. Когда румыны бежали от нашего огня, немцы стреляли по своим «союзникам», но и это не помогло. Контратака повторялась дважды, но оба раза вражеские подразделения отбрасывались на исходные позиции с огромными потерями. Отбив вторую контратаку, гвардейцы части тов. Захарова, а вслед за ними другие подразделения сами атаковали фашистов и вынудили их отойти.
Желая во что бы то ни стало добиться успеха и возвратить потерянные в предыдущих боях позиции, немцы решили контратаковать наши подразделения ночью. Под покровом ночи против гвардейских подразделений, которыми командует т. Рубанюк, противник бросил до полка пехоты. В контратаку немцы шли колоннами в полный рост. Подпустив фашистов на близкое расстояние, гвардейцы при поддержке тяжёлых миномётов открыли огонь из всех видов оружия, отбили новую контратаку и, воспользовавшись тем, что немцы дрогнули и повернули вспять, сами атаковали противника и продвинулись вперёд.
Авиация противника продолжает попрежнему действовать массированными группами. Над передним краем в низовьях Кубани идут непрерывные ожесточенные воздушные бои. Наши лётчики наносят немцам сокрушительные удары. Только за один день, по неполным данным, в воздухе сбито 25 и подбито 8 вражеских самолётов.
Восемнадцатый самолет по счету сбил вчера старший лейтенант Дмитрий Глинка. Гвардии капитан Покрышкин, сбивший недавно три самолёта сразу, вчера уничтожил ещё один немецкий самолёт. Два вражеских истребителя сбил вчера также старший лейтенант Фадеев. || Я.Макаренко.
+ + + + + + + + +
Источник: «
Правда» №102, 19 апреля 1943 года # И.Эренбург.
Судьба Европы || «Правда» №93, 9 апреля 1943 года
# И.Эренбург.
Возвращение Прозерпины || «Красная звезда» №102, 1 мая 1943 года
# А.Шпирт.
«Тотальное» ограбление Европы || «Красная звезда» №100, 29 апреля 1943 года
# Ф.Панферов. "
Друзья, мстите за нас!" || «Правда» №94, 10 апреля 1943 года