Эндрю Крамер (Andrew E. Kramer), "The New York Times", США.
Мосальск. - Вся в рытвинах и ухабах, дорога к городу пролегает мимо бревенчатых изб и полей, находящихся под парами - типичный пейзаж для этой части Центральной России, где бедность царит с незапамятных времен.
На узкой улочке, где среди грязи и луж вразвалку ходят гуси, стоит кирпичное здание. Здесь ящиками принимают то, что является самым востребованным товаром этого района - человеческие волосы, в основном имеющие натуральный светлый оттенок.
Для мировой индустрии красоты эти волосы представляют собой настоящее сокровище.
«Такого нет ни у кого в мире, - говорит Алексей Кузнецов, владелец здания, - волосы россиянок - лучшие в мире».
Байеры, покупающие человеческие волосы в российской и украинской глубинке, в большинстве своем являются мелкими заготовителями, продающими свой товар предприятиям по переработке волос, одним из которых владеет г-н Кузнецов. Группами они слетаются в бедные районы и платят небольшие суммы за волосы, состриженные местными женщинами, у которых часто нет других источников доходов.
Издавна ценимые производителями париков и шиньонов, человеческие волосы сегодня пользуются особенно высоким спросом, ведь они необходимы для процедуры наращивания волос, популярной в развитых странах. Темных волос, которые поставляются из Индии и Китая, в индустрии достаточно, однако белокурые локоны и волосы светлых оттенков ценятся больше - за их редкость и за то, что их легче покрасить в тон, совпадающий с натуральным цветом волос женщины.
Соединенные Штаты являются самым большим рынком для подобной продукции, ведь там десятки тысяч салонов красоты предлагают клиентам процедуру наращивания волос. Афроамериканские женщины уже давно носят шиньоны, а теперь эта тенденция стала популярной и среди блондинок, ее ввели в моду такие знаменитости, как Джессика Симпсон (Jessica Simpson) и Пэрис Хилтон (Paris Hilton).
По оценкам итальянской компании Great Lengths, являющейся основным поставщиком этого товара в Соединенные Штаты, объем американского рынка шиньонов составляет порядка $250 млн. в год, или около 3% от рынка продукции для ухода за волосами. Согласно результатам опроса, организованного журналом American Salon Magazine в 2009 году, процедура наращивания волос в среднем стоит $439, хотя в элитных салонах за нее могут взять и несколько тысяч долларов.
Подобный бизнес успешно развивается и в Европе.
Приблизительно 20% волос, купленных у российских женщин, используется внутри страны, их потребителями являются состоятельные жительницы Москвы и Петербурга, которые носят модные прически.
Продажа светлых волос - это отнюдь не новый вид бизнеса. Обусловленный экономической ситуацией, он развивался сначала в Западной Европе в 60-х и 70-х годах, затем в 80-х в Польше, и, наконец, пришел в Россию и Украину после краха Советского Союза в 1991 году. Однако чем больше появляется блондинок, которые сумели добиться успеха и благосостояния в жизни, тем труднее становится найти бедных женщин, готовых расстаться со своими белокурыми локонами.
«Нетрудно понять, почему жительницы Украины намного охотнее продают свои волосы, чем, например, гражданки Швеции, - объясняет по телефону Дэвид Элман (David Elman), совладелец компании-экспортера человеческих волос Raw Virgin Hair Company, расположенной в столице Украины Киеве, - Они это делают не от хорошей жизни, ведь свои волосы в основном продают жители депрессивных районов, испытывающие временные финансовые трудности».
В Мосальске за косу длиной 16 дюймов [примерно 40 см] - это минимальная длина, покупаемая байерами - дают около $50.
26-летняя Наталья Винокурова выросла неподалеку отсюда, в городе Юхнове, где в домах отсутствует система водоснабжения и канализации, а средняя заработная плата не превышает $300 в месяц. То небольшое сельскохозяйственное производство, которое когда-то существовало здесь, развалилось вместе с крахом Советского Союза.
Однако г-жа Винокурова сумела все же вырастить кое-что, имеющее реальную рыночную стоимость - белокурые волосы с клубничным оттенком, которые достигали талии, прежде чем она их состригла и продала.
«Я заплетала косу, убирала волосы в «конский хвостик», в общем, причесывала их по-разному, - вспоминает она, - затем мне это надоело, ведь другие девушки носят короткие прически, поэтому я подстриглась». Сегодня девушка носит короткую стрижку - боб - и пока не собирается отращивать волосы на продажу, что, по ее словам, занимает несколько лет.
Компания г-на Кузнецова Belli Capelli, которая перерабатывает человеческие волосы в шиньоны для наращивания, является самым крупным бизнесом этого типа в России. Ее годовой доход составляет около $16 млн.
Отряхнув грязь с сапог, он садится в лендровер и объезжает свои предприятия, расположенные здесь и в соседних городках, где несколько десятков работников моют, сушат и расчесывают волосы, а затем сортируют их по цвету и длине. У одного из сортировочных столов бизнесмен останавливается и начинает расхваливать качество продукции. По его словам, лучшими являются мягкие на ощупь волосы медовых оттенков, которые изменяют тон на свету.
«Это капитализм, - поясняет он, - люди, у которых есть деньги, хотят выделяться на фоне тех, у кого их нет. Почему одна женщина продает свои волосы другой? Состоятельная женщина хочет выглядеть лучше, чем та, у которой нет денег».
Американские потребители обычно не обращают внимания на происхождение шиньонов, другие спрашивают, гигиенично ли их носить, отмечает Рон Ландзаат (Ron Landzaat), основатель справочника Hair Extensions Guide, который выпускается в городе Санта-Роза в Калифорнии. По его словам, перед процедурой наращивания волосы стерилизуют кипячением.
«Женщины озабочены тем, как они будут выглядеть, больше, чем какими-то другими проблемами», - сообщает г-н Ландзаат в интервью по телефону.
Основная задача индустрии заключается в том, чтобы обеспечить необходимый уровень поставок.
Great Lengths, итальянская фирма, осуществляющая поставки на рынок Соединенных Штатов, приобретает волосы, которые индийские женщины дарят храмам во время религиозных ритуалов. По утверждению ее сотрудников, после покраски они подходят по тону к большинству типов волос. Другие бизнесмены, работающие на этом рынке, например, г-н Кузнецов, считают, что идеальными для блондинок являются волосы европейских женщин, и поэтому они ценятся очень высоко.
В российских фабричных городках на Урале, расположенных на расстоянии 900 миль к востоку от Мосальска, развернулась настолько жесткая конкуренция среди байеров, что одного из них даже застрелили во время ссоры с другим в 2006 году. Об этом случае сообщила газета «Коммерсант», по мнению которой, в этом инциденте замешана организованная преступность.
Хотя у г-на Кузнецова, насколько он знает, нет конкурентов в районе Мосальска, у ворот его склада стоит охрана, ведь коробки с волосами, купленными у тысяч российских женщин и рассортированными по таким категориям, как «Южная Россия», «Российское золото» и т.д., являются очень ценным товаром, а это может толкнуть кого-то из местных жителей на грабеж.
Большинство продукции поступает от байеров, которые колесят по дорогам беднейших районов России и Украины и расклеивают объявления на фонарных столбах, предлагая продать волосы за наличные. В Белоруссии президент Александр Лукашенко, являющийся стойким националистом, ввел такой драконовский контроль над мелкими предпринимателями, что купля-продажа волос стала невозможной. Это вызывает сожаление у бизнесменов, работающих в этой области, ведь Белоруссия - относительно бедная страна, среди жительниц которой много блондинок.
В целом, 70% волос, приобретенных в России, составляют локоны, которые женщины хранят дома после визита в парикмахерскую. Некоторые россиянки и украинки, например, по традиции стригут волосы после рождения первого ребенка, однако могут решиться их продать только спустя несколько лет. В районах, где царит нищета, продажа волос часто является последним средством заткнуть финансовую брешь в семейном бюджете.
Остальная часть приобретается, как говорится, «прямо с головы обладательницы» после некоторой торговли. Когда стороны приходят к соглашению, женщине остригают волосы прямо на месте. В порядке вежливости эту процедуру почти всегда проводят в салоне, чтобы парикмахер мог сделать аккуратную стрижку.
«Некоторые женщины стригутся, чтобы изменить прическу, другие - нуждаются в деньгах, - объясняет Сергей Котлубей, байер, промышляющий в охваченных депрессией промышленных районах под Новосибирском, - Это похоже на рыбалку. Никогда не знаешь, попадется ли что-то на удочку, или нет».
Источник: "
Голос России".
_____________________________________________________
Московские бродячие собаки ("The Financial Times", Великобритания)
Что такое сибирская зима, знаете? ("The Daily Mail", Великобритания)
Россияне уходят за грибами и не возвращаются ("The New York Times", США)
Автостопом по России. Вы что, серьезно? ("The Times", Великобритания)
Россия и водка ("Time", США)
Россия управляет своей погодой ("Los Angeles Times", США)
Страсть россиян к зимней рыбалке не остывает ("The Guardian", Великобритания)