Майкл Теодулу (Michael Theodoulou), "The Times", Великобритания.
Фатима - очередная попытка пропаганды традиционных иранских ценностей
Когда тегеранским консерваторам не по душе какая-то вещь, которую они считают символом загнивающего Запада, они создают собственный аналог.
Взять хотя бы любимицу девочек от Вашингтона до Владивостока, куклу Барби. В Иране она известна под именем Фатима. Кукла в виде круглолицей, кареглазой и скромно одетой девочки служит противоядием от западных излишеств.
Она была разработана одной иранской компанией для того, чтобы напомнить о традиционных ценностях и привить иранским девочкам гордость за их исламскую культурную идентичность. Хоссейн Хомай Серешт из фирмы "Фам", создавшей Фатиму, обвиняет Барби в том, что она внушает иранским девочкам несерьезное отношение к строгим иранским нормам ношения одежды. Его кукла будет защищать маленьких иранок
от "культурного вторжения противника".
Посмотрим, какая судьба ждет Фатиму. Восемь лет назад иранский Институт развития детей и подростков создал Сару, еще одну целомудренную куклу, которая должна была вытеснить Барби с прилавков магазинов игрушек. Проект "Сара" провалился, а Барби осталась бестселлером. В отличие от Барби, у которой есть Кен, у Фатимы, по-видимому, нет друга.
У ее предшественницы Сары был брат по имени Дара. Восьмилетняя Сара была достаточно малолетней, чтобы появляться на людях без платка. Было выпущено четыре варианта - каждый со съемным белым шарфом, прикрывающим черные или каштановые локоны.
Тем временем, один иранский инвестор решил для своих соотечественников галстучную проблему, смоделировав "исламский" шейный платок в форме меча.
Иранские консерваторы презирают обычные варианты это джентльменского аксессуара, который в свое время был уподоблен ослиному хвосту, считая его символом загнивающего Запада.
Но Хемат Комейли утверждает, что его "исламский" галстук был одобрен духовными лидерами страны. По его мнению, он красив и соответствует исламским ценностям. Прообразом галстука послужил меч имама Али, почитаемого как основателя шиитского ответвления ислама, двоюродного брата и зятя пророка Мухаммеда.
На галстук нанесены слова хадиса, приписываемого пророку изречения: "Нет никого храбрее и щедрее Али, и нет меча, подобного Зульфикару". Зульфикар - название меча Али с раздвоенным лезвием.
Обычные галстуки становятся в Иране все популярнее, особенно на свадьбах. Но они не считаются подобающим предметом одежды правительственного чиновника - особенно если он ценит свою работу. В первые годы после исламской революции 1979 года революционные гвардейцы порой срывали галстуки с прохожих.
Никого не волновало, что галстук был изобретен в Восточной Европе и, соответственно, не является представителем специфически западной моды. Достаточно было того, что галстуки носили непопулярный, проамериканский шах и его министры.
Тридцать лет спустя галстуки продолжают вызывать споры. В июле президент Ахмадинежад возмутил консервативных священнослужителей, заявив, что мужчинам допускается носить галстуки, поскольку ни один религиозный лидер никогда их не запрещал.
Его немедленно отчитал радикальный аятолла Ахмад Хатами, напомнивший Ахмадинежаду, который всегда был его близким союзником, что "по мнению многих высоких духовных лиц, носить галстуки недопустимо".
Хатами добавил, что верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи даже выпустил фетву, согласно которой "ношение галстуков не разрешается".
Одиозный президент-популист Ирана никогда не носит галстук.
Будучи сыном кузнеца, он культивирует сермяжный стиль человека из народа, представителя рабочего класса: дешевые туфли, белые носки и недельная щетина.
Один из предметов непритязательного гардероба Ахмадинежада неожиданно сделал президента страны образцом моды для его сокращающегося электората. Это "ахмадинежадка", бежевая ветровка в стиле семидесятых.
Иранские консерваторы давно мечут громы и молнии по поводу "вестоксификации"" - распространения глобальной монокультуры, порожденной в Америке.
Строгим контролем охвачены все элементы стиля и туалета. В июле министерство культуры и исламского воспитания опубликовало перечень допустимых мужских стрижек, чтобы огородить иранцев от пагубного влияния Запада.
Источник: "
Голос России".
_____________________________________________________
О ценностях, паранджах и любовницах ("The New York Times", США)
Европа против паранджи ("The Washington Post", США)
Остановить исход христиан из исламского мира! ("Asharq Alawsat", Великобритания)
Ислам: пропагандистская гармония ("Asharq Alawsat", Великобритания)
Европа против паранджи ("The Washington Post", США)
Расизм, маскируемый под освобождение ("The Guardian", Великобритания)
Мусульмане: интеграция в мировое сообщество ("Asharq Alawsat", Великобритания)