Путин: новый курс

Jun 15, 2010 14:44


Оуэн Мэтьюс, Анна Немцова ("Newsweek", США)

Лидер, который громко критиковал Америку и ностальгировал по Сталину, теперь поддерживает оттепель в российской внешней политике


Всего три года назад Владимир Путин клеймил попытки Америки стать "единственным хозяином" мира и "подползание" НАТО к российским границам. Кроме того, он распорядился переписать учебники по истории России таким образом, чтобы в них прославлялась роль Сталина, напугав весь мир перспективой грядущей реабилитации советского диктатора. И вдруг тон российского лидера изменился самым радикальным образом. Вместо того, чтобы ругаться с Западом, премьер-министр Путин говорит о деловых отношениях с Европой и Америкой, о зонах свободной торговли и кредитах. А в начале апреля Путин, вместо прославления Сталина, прямо признал жестокость его "тоталитарного режима", стоя плечом к плечу с премьер-министром Польши в Катыни, где советские войска в 1940 году расстреляли 20 000 польских офицеров. Крупнейшим проектом Путина в этом году стала подготовка нового соглашения о партнерстве с Европейским Союзом, охватывающего все аспекты отношений - от торговли до безвизового режима. А в разрабатываемой уже несколько месяцев новой внешнеполитической доктрине Кремля подробно изложены планы выстраивания такой мировой системы, в которой Россия и другие крупные державы - самыми желанными партнерами названы Европейский Союз и США - будут "взаимозависимы".

Смягчение тона не означает отказа от основной цели Путина: восстановления статуса России как великой державы. По словам тех, кто его знает, в душе Путин остается "типичным силовиком" - так называют воинственную группу бывших разведчиков, которая продолжает доминировать в российской элите. "Вы ошибаетесь, если считаете, что Путин когда-либо позволит России ослабнуть", - говорит Юрий Крупнов, директор московского Института демографии, миграции и регионального развития, близко знакомый с Путиным. Новое здесь то, что впервые за десять лет ситуация в мире на руку Путину, и он, наконец-то, может немного расслабиться. Занимая в 2000-2008 гг. пост президента, Путин защищал право России на собственную сферу влияния на бывшей советской территории. Польша хотела разместить у себя американскую систему противоракетной обороны.

Украина твердо вознамерилась вступить в НАТО - так же, как и Грузия, пытавшаяся выгнать российские войска из двух своих мятежных республик - Абхазии и Южной Осетии. Теперь администрация Обамы отказалась от планов размещения противоракетных батарей в Польше и Чехии; благодаря избранию промосковского президента, вопрос о членстве Украины в НАТО снят с повестки дня; в результате своего вторжения в 2008 году, Россия фактически аннексировала северные территории Грузии. НАТО даже предложила включить Россию в европейские планы противоракетной обороны. А в прошлом месяце Путин подписал соглашение о продлении срока аренды военно-морской базы в украинском Севастополе, где уже давно размещается российский Черноморский флот, вызывая постоянные споры. Кроме того, Путин усилил энергетическое господство России в Европе, подписав серию контрактов по трубопроводу "Южный поток", который должен доставлять российский газ непосредственно в Болгарию и Центральную Европу.

Америка тоже не кажется такой угрозой российским интересам, как раньше. Хотя в самом начале отношения между Путиным и Джорджем Бушем складывались неплохо - в 2001 г. президент США заявил, что ему удалось заглянуть Путину в душу, - вскоре они омрачились. Россия подозревала, что Америка стоит за "цветными революциями", которые свергли дружественные Путину режимы в Грузии, на Украине, в Сербии и Киргизии. Теперь, когда Буш и его "программа свободы" ушли в историю, Путин может позволить себе принять предложение президента Барака Обамы о "перезагрузке" отношений. Обама, по словам Дмитрия Рогозина, постоянного представителя России при НАТО, - "молодой, современный мыслитель", который сумел развеять опасения России перед тем, что США хотят переманить на свою сторону ее традиционных союзников. Теперь, когда это геополитическое перетягивание каната осталось в прошлом, Путин может спокойно налаживать отношения с Западом, как он это делал в первые дни своего президентства, когда Россия поддержала войну Буша в Афганистане.

Попытки Путина исправить отношения с Западом отражают, прежде всего, тот факт, что России крайне необходимы деньги из-за рубежа. Безусловно, российский экономический бум путинской эпохи был основан на нефтяных доходах. Однако рост большинства российских компаний объяснялся, на самом деле, дешевыми западными кредитами, объем которых доходил до 450 млрд. долларов. Теперь источники кредитования иссякли. Несколько месяцев назад российское министерство экономического развития подсчитало, что до 2013 года России потребуется порядка 1 триллиона долларов на реализацию амбициозных планов восстановления разваливающейся советской инфраструктуры: железных дорог, школ и больниц - и из бюджетных средств можно изыскать не более трети этой суммы. Созданный в тучные годы Стабилизационный фонд объемом 150 млрд. долларов будет израсходован до конца 2011 года. Одним словом, Кремль произвел расчеты и осознал, что Россия не может модернизироваться - и просто выжить - без иностранных инвестиций, причем немалых. По словам высокопоставленного источника в министерстве иностранных дел, "кризис показал, что Россия не сможет развиваться самостоятельно - ей нужно с кем-то подружиться".

Поэтому нынешняя дружелюбность Путина объясняется потребностями самой России. Прошла эпоха бахвальства, наступившая с повышением цен на нефть, - в 2008 году, когда Путин демонстрировал самые агрессивные настроения, баррель стоил 146 долларов (вдвое выше, чем сегодня), а доходы текли в Кремль рекой. "Экономический кризис положил конец тому высокомерию, которое характеризовало окончание президентства Путина, - говорит Дмитрий Тренин из московского Центра Карнеги. - Если вы признаете, что без модернизации вы будете выброшены на обочину, и что своими силами модернизацию не провести, то вполне очевидно, какую следует проводить внешнюю политику. Нужно выстраивать отношения с развитыми странами, которые могут стать ресурсами для вашей модернизации".

Путин явно воспринял идеи модернизации: значительную часть своего времени он занимается привлечением иностранных инвестиций и расхваливанием нового российского "инновационного города" в подмосковном Сколково. Или, как говорит депутат Думы Сергей Марков, состоящий в путинской команде более десяти лет: "В Путине ничего не изменилось - он всегда был западником" - по крайней мере, по сравнению с силовиками, отличающимися большим национализмом. Изменилось то, что США больше "не относятся к России как к стране дураков", говорит Марков, добавляя, что демарш Путина в отношении Запада "на 90 процентов связан с тем, что Россия не может модернизироваться без западных специалистов и технологий". Остальные 10 процентов объясняются тем, что "Запад нужен Путину для противодействия угрозе радикального ислама, которая стоит перед Россией" как внутри страны в виде вооруженного сопротивления на Северном Кавказе, так и в Центральной Азии, где поднимают голову радикалы-исламисты.

Это переосмысление привело к впечатляющим результатам. Как отмечается в проекте новой российской доктрины, недавно оказавшемся в распоряжении русского Newsweek, основой внешней политики России должно стать создание мира, в котором нет ни друзей, ни врагов, а есть только интересы. Вместо конфронтации с Грузией и разговоров об угрозах, представляемых НАТО и планами США в области противоракетной обороны, акцент делается на "интеграции экономики и культуры России" с такими соседями, как ЕС и Китай. На уровне символов новый подход в наибольшей степени проявился во время Парада Победы 9 мая, когда парадные расчеты из США, Великобритании, Франции и Польши впервые в истории прошли по Красной площади в одном строю с российскими военными - и российскими ядерными ракетами.

За несколько дней до этого генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен предложил вести консультации с Россией по поводу последних планов альянса в области противоракетной обороны в Европе. Кроме того, несколько месяцев назад Россия подписала с Соединенными Штатами долгожданный Договор СНВ. Идет даже речь о том, что США могут способствовать одобрению российской заявки на вступление во Всемирную торговую организацию - мучительные переговоры с Западом идут с 1993 года. "Я и мечтать не мог о такой оттепели, когда прибыл в Брюссель, - говорит Рогозин, склонный к резким заявлениям бывший политик националистического толка, назначенный постоянным представителем России при НАТО два года назад. В свое время Рогозин назвал альянс "ослепшим носорогом". Теперь Рогозин говорит, что "перед нами открылось окно возможностей.... Мы стараемся разгрести весь тот мусор, что лежит на пути" улучшения отношений.

В чем-то России просто повезло. Цены на сырье оказались гораздо выше, чем предрекали скептики после финансового коллапса 2008 года. Прежде всего, именно это, наряду со стабилизационным фондом, объем которого теперь сокращается, позволило Путину сохранить контроль над страной путем вложения средств в потенциальные очаги недовольства рабочих. Постоянные пререкания прозападных политиков на Украине проложили путь к власти Виктору Януковичу, считающемуся пророссийским президентом. Резкое улучшение отношений с Польшей произошло после гибели польского президента Леха Качиньского в авиакатастрофе по пути в Россию, где он должен быть принять участие в совместных польско-российских мероприятиях в память о катынском расстреле. Мало того, что Россия оперативно приступила к расследованию катастрофы, - Путин прямо сказал, что жертвы Катыни "сгорели в огне сталинских репрессий". Катынь всегда была важным критерием готовности России к честному взаимодействию с миром; признание Михаилом Горбачевым в 1990 году того, что это преступление было совершено не нацистами, а Советским Союзом, подвигло многих в Восточной Европе на то, чтобы начинать говорить правду о советской эпохе.

Но в гораздо большей степени эта новая оттепель является результатом целенаправленных усилий. И Путин, и президент Дмитрий Медведев в последнее время активно играют роль высокопоставленных лоббистов России. Список совместных проектов ЕС и России по созданию трубопроводов уже довольно внушителен. С одной лишь Германией Путин подписал ряд важных соглашений - об участии России в разработке и производстве нового "Аэробуса" А350, о строительстве высокоскоростных железных дорог совместно с Deutsche Bahn и Siemens, о создании в России сборочных линий Volkswagen, Daimler и BMW, не говоря уже о трубопроводе "Северный поток", который прокладывается по дну Балтийского моря. В начале мая Медведев посетил Данию и Норвегию - его визит был призван привлечь скандинавские инвестиции. Кроме того, он подписал соглашения о разделе ресурсов Баренцева моря, о совместных проектах в области строительства арктических судов, энергосбережения, нанотехнологий и телекоммуникаций - и закрыл давний спор с Норвегией о границе. Россия, по словам Медведева, "должна прекратить хмуриться и начать улыбаться миру".

Как это ни прискорбно для российских реформаторов, новая оттепель не распространяется на саму страну. Хотя Медведев выступает в либеральном духе по поводу расширения политического пространства для оппозиционных партий, в действительности Кремль оказывает жесткое давление на оппозиционные партии (одну из них обвинили в терроризме) и проталкивает закон, который позволил бы Федеральной службе безопасности брать людей под стражу без суда. Кремль боится настоящих реформ, потому что он стоит во главе "коррумпированной системы, которая будет уничтожена либерализацией", - говорит бывший вице-премьер Борис Немцов, ставший теперь одним из лидеров оппозиции. Однако ни одно западное правительство не хочет ставить оттепель под угрозу критикой Кремля за нарушения прав человека. "Кремль действует в условиях отсутствия критики со стороны Запада, - говорит Маша Липман из московского Центра Карнеги. - Тем временем, внутренняя российская политика остается такой же авторитарной - и даже становится еще хуже".

Несмотря на то, что российская демократия пребывает в состоянии глубокой заморозки, превращение Путина из антиамериканского задиры в дружелюбного лоббиста интересов российского бизнеса и примечательно, и отрадно. Одним из важных испытаний оттепели должно стать вступление в ВТО - то, что Россия не состоит в этой организации, остается одним из препятствий западным инвестициям в Россию и торговле с ней. В июне прошлого года Путин удивил весь мир, прервав переговоры с ВТО и выступив с идеей таможенного союза с Белоруссией и Казахстаном. Создание этого союза идет ни шатко ни валко, и Москва должна возобновить переговоры с ВТО в июне, после саммита Россия-ЕС и запланированной встречи Обамы с Медведевым. Еще одним важным показателем может стать реанимация договоренностей с США о коммерческом сотрудничестве в ядерной сфере, разорванных в августе 2008 года после войны России с Грузией. Они позволили бы России перерабатывать американское ядерное топливо и заниматься осуществлением совместных проектов в сфере ядерных исследований. Все эти сделки выгодны Западу, поскольку они снижают вероятность того, что Путин вернется к былой агрессивности.

Источник: "Голос России".

___________________________________________________
"Путин исключительно компетентен" ("The Times", Великобритания)
Идеальный идеолог ("Gazeta Wyborcza", Польша)
Путин: десять лет потрясающих достижений ("The Sydney Morning Herald", Австралия)
Путин и история ("The Financial Times", Великобритания)
Путин и Польша ("The Times", Великобритания)
Путин с нами навсегда? ("The New York Times", США)
Кремлевский «либерал» ("Newsweek", США)
Репутация Путина от взрывов не пострадала ("International Herald Tribune", США)
Возрождение России ("Foreign Affairs", США)

Медведев, силовики, Путин, модернизация, Оуэн Мэтьюс, newsweek

Previous post Next post
Up