Фрейзер Кэмерон (Fraser Cameron), "The New York Times", США.
Президент Дмитрий Медведев публично заявляет: если Россия не хочет превратиться в страну Третьего мира, ей надо менять курс. А первый вице-премьер Игорь Шувалов недавно заверил инвесторов: хотя Россия только что пережила самый серьезный спад за десять лет, к 2020 году благодаря инновациям и вложениям в «человеческий капитал» она станет совершенно «новой страной». По его словам, в течение ближайшего года инвестиционный климат в стране существенно улучшится - за счет сокращения бюрократических проволочек и реформы судебной системы.
Отлично - вот только все это мы уже слышали. Десять лет назад, обосновавшись в Кремле, Владимир Путин тоже обещал обеспечить в стране верховенство закона и побороть коррупцию. Однако за годы его пребывания у власти никаких шагов в сторону усиления независимости судебной власти сделано не было, а коррумпированный бюрократический аппарат только разросся.
Именно при Путине были конфискованы активы «ЮКОСа», Shell и BP. Именно при нем российские журналисты все чаще становились жертвами убийц (достаточно вспомнить Анну Политковскую), и эти преступления до сих пор остаются нераскрытыми. Поэтому не стоит удивляться, что инвесторы скептически воспринимают новые обещания властей покончить с всепроникающей коррупцией или диверсифицировать экономику, преодолеть ее зависимость от экспорта сырья.
Поскольку в период пребывания Путина на посту главы государства нефтяные цены росли, он мог обеспечить своевременную выплату пенсий и зарплат. Однако он не создал никаких стимулов для инвестиций в передовые отрасли промышленности, технологии и инфраструктуру.
Сегодня для России наступили трудные времена. Финансовые резервы, накопленные за «тучные» годы, подходят к концу. Крупнейшие компании вроде «Газпрома» близки к банкротству и сталкиваются с серьезнейшими проблемами из-за недостаточных инвестиций в энергетический сектор. Власти всячески поддерживали контролируемые государством концерны и банки, но не уделяли внимания развитию малого и среднего бизнеса, необходимому для обеспечения будущего роста.
Многие сегменты российской инфраструктуры рушатся на глазах. Сложнейшие проблемы создают сотни «моногородов», не имеющих будущего. В стране существует резкое имущественное неравенство и огромный разрыв в благосостоянии между регионами. На всем пространстве от Калининграда до Владивостока все чаще происходят акции протеста - люди выходят на улицы, недовольные социально-экономической ситуацией. Даже элита не верит в будущее России. Ее представители держат свои капиталы в зарубежных банках и отправляют детей учиться за границу.
Авторы доклада, подготовленного недавно Институтом современного развития, - влиятельным аналитическим центром, близким к президенту Медведеву - предлагают провести целый ряд реформ. Для усиления конкуренции в политической жизни в докладе рекомендуется вернуться к выборам губернаторов и сенаторов, отмененным Путиным в период его президентства. Авторы также призывают к либерализации медийного сектора (сегодня 93% СМИ контролируются государством), поскольку свободная пресса могла бы разоблачать коррупцию и стимулировать политические дискуссии.
К сожалению - но, увы, как и следовало ожидать - доклад не получил никакого резонанса в СМИ. Правящая партия «Единая Россия», возглавляемая Путиным, также не считает нужным что-либо менять. Дума представляет собой лишь «машину для голосования», послушную исполнительной власти: большинство депутатов заинтересованы скорее в личном обогащении, чем в осуществлении демократического контроля над правительством.
По мнению некоторых наблюдателей, переменам в России могло бы способствовать давление со стороны Соединенных Штатов и Евросоюза. Однако президент Обама надеется заручиться поддержкой Москвы в решении двух главных внешнеполитических прочем Вашингтона - иранской и афганской. Впрочем, нет никаких признаков того, что Москва может, хочет и готова оказать ему необходимую помощь.
В ноябре прошлого года на саммите Россия-ЕС в Стокгольме председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу (José Manuel Barroso) обещал оказать содействие России в осуществлении программы модернизации. Однако на переговорах между Евросоюзом и Россией по новому соглашению о партнерстве прогресса не наблюдается. Кроме того, Москва до сих пор не может решить, намерена ли она присоединяться к Всемирной торговой организации. Искаженное мировосприятие российского руководства затрудняет также выработку взаимовыгодных механизмов в энергетической сфере.
Мышление российских элит по-прежнему построено по принципу «антагонистической игры» - особенно в том, что касается трубопроводных систем или отношений с Украиной, Белоруссией и Грузией. Путин и Медведев говорят о праве России на собственную сферу влияния в Восточной Европе. Москва не понимает, что превращение ее соседей в стабильные, процветающие и демократические государства отвечает долгосрочным российским интересам.
Впрочем, возможно, они осознают, что подобное развитие событий побудит многих россиян усомниться в правильности политического курса Путина-Медведева. Разговоры о расколе их «тандема» - не более чем разговоры. Своим постом Медведев полностью обязан Путину. Обоим выгодно время от времени играть роли «доброго и злого следователя», но на деле фундаментальных разногласий между ними нет.
Таким образом, перспективы реформ в России не выглядят обнадеживающими. Однако общественность все больше проявляет недовольство бездействием властей, и уже в недалеком будущем в стране может сложиться взрывоопасная ситуация. Другие государства не способны существенно повлиять на развитие событий. Однако мы должны неуклонно поддерживать демократические силы в России, стремящиеся изменить нынешнюю систему. Их борьба - наша борьба.
Фрейзер Кэмерон - директор Центра Россия-ЕС (E.U. Russia Centre), независимого информационного ресурса по российской проблематике.
Источник: "
Голос России".
____________________________________
Бояться нужно не столько России, сколько ее краха ("The Washington Times", США)
Возрождение России ("Foreign Affairs", США)
Время и место для России ("The New York Times", США)
Россия - империя гангстеров и содержанок ("Forbes", США)
С Россией невозможно разговаривать без палки ("Polska", Польша)
Россия: дорога без конца ("The New York Times", США)
Россия и водка ("Time", США)
Россия ставит условия Западу ("The Financial Times", Великобритания)
Россия о двух лицах ("The Washington Post", США)
Коррупция тормозит развитие российской экономики ("The Washington Times", США)
Американцы по-прежнему боятся Россию ("Forbes", США)