Квентин Пил (Quentin Peel), "The Financial Times", Великобритания.
Последнее модное словечко в Москве - "модернизация". Оно то и дело звучит из уст истеблишмента - от президента Дмитрия Медведева до различных экономистов, комментаторов, банкиров и бизнесменов.
Похоже, оно означает множество вещей - от инвестиций в технологии до искоренения коррупции и сокращения роли государства. Оно является ответом на шок экономического кризиса, больно ударившего по России и подчеркнувшего ее неспособность преодолеть зависимость от экспорта энергоносителей.
Президент Медведев, похоже, склоняется к минималистскому подходу, предлагая резко увеличить государственное финансирование отдельных секторов: атомной промышленности, информационных технологий, здравоохранения
и аэрокосмической отрасли.
Либеральные экономисты видят шанс вновь открыть дебаты об отсутствии конкуренции в российской экономике и политике. Но они опасаются, что с ростом цен на нефть исчезнет ощущение необходимости в более радикальных реформах.
Еще одна большая тема в российских правительственных кругах - на первый взгляд, никак не связанная с модернизацией - это предложение о "новой европейской архитектуре безопасности".
Москва хочет заключить соглашение, объединяющее все существующие европейские институты - в том числе, НАТО и Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе - в рамках единой структуры, что, по сути, дало бы ей право вето, особенно на решения о расширении НАТО.
Накануне последней встречи министров иностранных дел стран ОБСЕ 1 декабря Медведев опубликовал проект договора о европейской безопасности, удивив и встревожив страны-члены НАТО и государства, стремящиеся вступить в альянс. Речь идет о создании зонтика над всеми европейскими странами и организациями и праве любой страны объявлять действия другой угрозой своей безопасности. В этом документе не упоминается о защите прав человека и этнических меньшинств - "третьем столпе" договора об основании ОБСЕ.
Похоже, темы безопасности и модернизации объединяет желание Кремля вернуться в цивилизованные рамки. При этом очевидно, что он хочет, чтобы потепление отношений с Западом никак не повредило структуре власти в Москве или его сфере влияния в регионе.
Возьмем медведевский тезис о модернизации. Андрей Рябов, главный редактор журнала "Мировая экономика и международные отношения", говорит, что программа Кремля во многом напоминает стратегию Петра Великого и Иосифа Сталина. "Речь идет о приобретении иностранных технологий при сохранении контроля, поддержании закона и порядка. Это утопический проект, который вряд ли может быть реализован, так как ключевым игроком [в России] останется государство, структуры которого погрязли в коррупции".
Такие комментаторы, как Рябов, утверждают, что без экономической и политической конкуренции Россия никогда не преодолеет зависимость от нефти и газа, поскольку эти резервы способствуют сохранению нынешней властной структуры.
Игорь Юргенс, глава Института современного развития и советник президента России, проводит связь между модернизацией и внешней безопасностью. "Нам нужно 20 лет на модернизацию нашей экономики, и все, о чем мы просим, - это внешняя безопасность на данный период", - говорит он.
С этим и связана потребность в договоре о европейской безопасности, говорит Сергей Караганов, глава российского Совета по внешней и оборонной политике. Но все зависит от того, как определять "внешнюю стабильность". Для России крупнейшей угрозой является расширение НАТО, говорит Караганов, прежде всего, если в состав альянса войдет Украина. Это создаст "угрозу крупномасштабной войны в Европе". Он считает, что прошлогодняя российско-грузинская война принесла победу Москве, потому что она покончила с разговорами о расширении атлантического альянса.
В этом вся загвоздка. Россия хочет взаимодействия - но на собственных условиях. Она хочет инвестиций без чрезмерных реформ. Она хочет соглашения о безопасности, которое не принимает в расчет суверенные решения ее соседей. Пожалуй, для всей остальной Европы эта цена слишком высока.
Источник: "
Голос России".
_________________________________
Россия и НАТО: замороженный конфликт ("The Guardian", Великобритания)
План Медведева по безопасности в Европе ("The Times", Великобритания)
Россия покупает крошечного союзника: Науру ("Los Angeles Times", США)
Расширение НАТО и нарушенные обещания Запада ("Der Spiegel", Германия)
Доверяет ли Запад России? ("The New York Times", США)
Россия демонстрирует силу, НАТО переживает кризис ("The Financial Times", Великобритания)