Редакционная статья, "The Christian Science Monitor", США.
Кто он, Медведев? Безобидный домашний пес Путина? Но почему он стал рычать на хозяина? Ответа не знает никто, поэтому делать ставку на одного из них крайне опасно, особенно для Белого дома
Похоже, Россия вновь оправдывает знаменитые слова Уинстона Черчилля о том, что она представляет собой «тайну, покрытая мраком, за семью печатями».
Владимир Путин сделал это определение неактуальным. К маю 2008 года, когда закончился восьмой год его президентства, Путин явно и целенаправленно превратил Россию в «управляемую демократию», ограничив права человека и гражданина, начав проводить активную внешнюю политику и восстановив контроль государства над гигантскими корпорациями, особенно в нефтегазовой сфере. Вопрос о намерениях даже не возникал.
Но сегодня, когда и россияне, и иностранцы задумываются о том, в каком направлении движется Россия, высокие стены Кремля вновь окутывает тайна. Эта неопределенность представляет особую проблему для Белого дома, пытающегося нажать «кнопку перезагрузки» своих напряженных отношений с Москвой. Ему нужно содействие России по таким вопросам первостепенной важности, как Иран и война в Афганистане.
Вплоть до недавнего времени предполагалось, что Путин, занимающий ныне пост премьер-министра, продолжает управлять страной, что протеже Путина Дмитрий Медведев - его безобидный домашний пес. Однако Медведев, по всей видимости, начинает рваться с поводка. Удастся ли ему выскользнуть из ошейника?
Слова Медведева будто бы указывают на то, что он намерен сменить курс, который Россия взяла при Путине. В своем манифесте, опубликованном в Интернете в сентябре, в своем обращении к нации в начале ноября и выступлении на съезде партии «Единая Россия» в прошлые выходные Медведев резко раскритиковал многое из то, что создал его наставник (разумеется, не называя имен).
Он ополчился на государственные корпорации и осуждает нездоровую зависимость России от такого переменчивого источника доходов, как продажа природных ресурсов. Его тревожит внешняя политика, сводящаяся к демонстрации силы (в советском духе?). Юрист по образованию, он отстаивает верховенство закона и прочитал лекцию «Единой России» - подвергшуюся широкой критике за подтасовки на местных выборах в октябре - о том, что побеждать на выборах надо честно. Среди его приоритетов и борьба с постоянно растущей коррупцией (считается, что на взятки уходит примерно треть валового национального продукта России).
И все это во имя «модернизации» России. Запад может это только приветствовать - конечно, если его идеи когда-нибудь осуществятся.
Но моложавый президент, знающий толк в Интернете, предпринял до обидного мало шагов для подкрепления своей революционной риторики, которая заучит с первых дней его президентства. Время от времени Медведев делает громкие заявления - например, на этой неделе он распорядился начать расследование о гибели в тюрьме юриста, боровшегося за повышение прозрачности российского бизнеса. Кроме того, он снял с должности многолетнего советника Кремля по СМИ (союзника Путина) за несоблюдение этики госслужащего.
Бездействие Медведева провоцирует спекуляции. Действительно ли он заинтересован в том, чтобы повести страну в ином направлении, нежели Путин, но его политические позиции недостаточно сильны для осуществления задуманного? Или же в путинской системе управляемой демократии он просто дает недовольным возможность излить свою досаду? Возможно, на самом деле, оба они играют в одной команде, но стремятся удовлетворить разные аудитории.
Действительно, позже Путин поддержал главные тезисы обращения Медведева к нации, в котором подчеркивалась необходимость в экономической модернизации. «Уверен, что этот призыв отражает настроение всего российского общества», - заявил Путин на съезде «Единой России» в субботу.
Правда, однако, такова, что никто не знает, в каком направлении движутся отношения Путин-Медведев - возможно, даже они сами - хотя ситуация должна проясниться с приближением выборов 2012 г., на которых Путин вновь может выдвигать свою кандидатуру.
В силу этой неопределенности делать ставку на одного из них было бы опасно. У США нет иного выбора, кроме как действовать в условиях такой двусмысленности - пользоваться имеющимися рычагами, где это возможно, продвигать общие интересы, где это возможно, и не соглашаться, где это необходимо.
Возможно, Медведев - новый российский Горбачев. Было бы неплохо. Но не стоит на это рассчитывать.
Источник: "
Голос России".
_______________________________________
Кто контролирует Россию? ("The New York Times", США)
В ожидании путинской реставрации ("The Times", Великобритания)
Трагедия Медведева ("Newsweek", США)
Путин против Медведева ("The Financial Times", Великобритания)
Россия о двух лицах ("The Washington Post", США)