Мирослава Гонгадзе, "The Wall Street Journal", США.
Желающих «сильной руки» может оказаться больше тех, кто хочет сохранить демократию, пусть и несовершенную
В эти дни пять лет назад оранжевое море украинцев заполнило улицы Киева. Протестуя против попыток тогдашнего президента Леонида Кучмы воспользоваться административной машиной для фальсификации результатов выборов, они требовали для себя права избирать лидера страны. Они продемонстрировали миру свое стремление к свободе, справедливости и демократии. Они привели к власти новое руководство, но оно не выполнило большинство обещаний, данных людям на морозном Майдане. Разочарованные и обескураженные, украинцы вновь пойдут на выборы в январе. И на этот раз желающих «сильной руки» может оказаться больше тех, кто хочет сохранить несовершенную демократию. Западу пора обратить внимание на это.
Люди хотели, чтобы политические лидеры несли ответственность за свои неправомерные действия, но за последние пять лет это желание так и не осуществилось. Обещание справедливости, служившее мантрой Оранжевой революции, было нарушено с самого начала. Виновные в большинстве преступлений режима Кучмы так и не наказаны, а многие из их предполагаемых вдохновителей по-прежнему обладают привилегированным статусом и материальным комфортом. Некоторые даже были удостоены наград от новой власти или продвинулись по служебной лестнице. Более того, нынешние правители Украины продолжают пользоваться иммунитетом от судебного преследования и ведут коррупционную деятельность с тем же ощущением безнаказанности, что и их предшественники. По данным доклада Transparency International за 2009 г., коррупция на Украине остается на том же уровне, что и в России, Сьерра-Леоне и Зимбабве, и никаких улучшений с 2004 г. здесь не отмечено.
Неосуществленные реформы и широкое распространение коррупции оказывают мощный разлагающий эффект на украинское общество. По данным последнего опроса исследовательского центра Pew, больше двух третей украинцев считают, что решить проблемы страны может только сильный лидер. И лишь каждый пятый украинец полагает, что ответом может служить демократия. Даже при том, что разочарование в демократии и капитализме проявляется в большинстве стран бывшего Восточного блока, Украина выделяется на их фоне. Лишь каждый третий украинец одобряет переход от государственной к рыночной экономике и от однопартийной к многопартийной системе.
Украина, бывшая некогда перспективным демократическим лидером региона, стала образцом разочарования для борцов за демократию и гражданское общество в соседних странах. Белорусские активисты и российские оппозиционеры больше не могут продемонстрировать своим сторонникам, что эффективные общественные протесты могут повлечь за собой подлинные перемены в стране.
Отвечая на запросы общества и преследуя собственные цели, фавориты выборов-2010 на Украине обещают восстановить вертикаль власти в путинском стиле с централизованным политическим контролем. Более того, их процесс принятия решений лишен прозрачности, а готовность к борьбе с коррупцией - особенно в собственном ближайшем окружении - явно недостаточна. Они скрывают подлинный размер своих состояний и обнародуют сомнительные декларации о доходах, оказавшиеся в центре внимания многих журналистских расследований.
С каждым днем украинским журналистам все труднее выполнять свою работу. Еще до начала избирательной кампании украинский суд запретил критику в адрес одного из кандидатов в президенты, действующего премьер-министра Юлии Тимошенко. Позже, после громогласных протестов групп гражданского общества, постановление суда было отменено. Однако самая острая критика в адрес ведущих кандидатов так и не звучит в телеэфире. Сегодня в опасности находится главное достижение Оранжевой революции - свобода прессы. Сумев однажды защитить свои права и свободы перед лицом всего мира, украинцы рискуют вновь потерять их.
ЕС и другие демократические государства должны срочно разработать четкую, конструктивную и принципиальную политику в отношении Украины. Их сегодняшние призывы к свободным и справедливым выборам не возымеют особого эффекта на украинские власти, если не будет решимости добиться от них выполнения данных обещаний. Необходимо пристально следить за следующим президентом Украины, кто бы им ни стал, и все кандидаты должны понимать это уже сегодня. Еще один медовый месяц с украинским лидером - как с Кучмой в 2000 г. или с Виктором Ющенко в 2005 г. - может привести к полному коллапсу зарождающейся демократии на Украине.
Если новые лидеры Украины не проявят готовности и желания осуществлять перемены на благо страны и продолжат вместо этого скатываться к своему авторитарному прошлому, то единственное решение для Запада будет состоять в том, чтобы обратиться к растущему гражданскому обществу и поддерживать появляющихся новых лидеров. Это, по крайней мере, станет гарантией необратимости немногочисленных завоеваний Оранжевой революции. И даже если сегодня украинцы собьются с пути, благодаря базовым демократическим реформам, которых они заслужили, судьба страны останется в ее собственных руках.
Мирослава Гонгадзе - украинский журналист и правозащитник, вдова убитого украинского журналиста Георгия Гонгадзе
Источник: "
Голос России".
_______________________________________
Таджикский вариант ("Foreign Affairs", США)
Смерть закону ("The Washington Post", США)
В России ("Le Monde", Франция)
Коррупция тормозит развитие российской экономики ("The Washington Times", США)
Тбилиси: через год после войны ("The Financial Times", Великобритания)