В отношениях с Украиной Запад должен сохранять терпение

Nov 24, 2009 15:04


Олег Рыбачук, Тарас Чорновил, "The Financial Times", Великобритания.


В свое время канцлер ФРГ Конрад Аденауэр сказал: «История - это сумма вещей, которых можно было избежать». Эти слова служат подходящим эпиграфом к тому, что Украина пережила после Оранжевой революции, пятая годовщина которой отмечалась в минувшие выходные.

Существуют различные версии того, что произошло, но очевидно, что ни победителей, ни проигравших нет. Украина объединена общим разочарованием.

Горький вкус досады дал людям какую-то надежду. Возможно, политики не до конца осознают это, но украинцы стали более мудрыми и зрелыми. Предстоящие президентские выборы уже не расколют страну: люди понимают, что они проходят регулярно и их результат не является необратимым.

Люди больше не воспринимают политических лидеров как богоподобных мессий или воплощение национальной катастрофы. Снижение надежд и страхов позволит нам голосовать, пользуясь не только эмоциями, но и разумом. Президент, кто бы им ни стал, уже не будет иконой, и люди будут стараться воспользоваться институтами гражданского общества, чтобы вынудить его выполнять обещания, данные во время избирательной кампании. Мы постепенно возвращаемся к фундаментальным европейским принципам избрания политиков и их взаимодействия с электоратом.

Точно так же кандидаты в президенты знают, что вряд ли повторится эмоциональный фон предыдущих выборов. Несмотря на традиционные поиски козла отпущения, каждый из них все же старался убедить нас в том, что именно он будет самым лучшим менеджером для страны. Даже если они скатываются к популизму, их дискуссии о том, кто лучше справится с задачами повышения социальных стандартов или борьбы с финансовым кризисом, не приведут к расколу страны. Некоторые продолжат жаждать абсолютной власти, но мы научились с этим бороться.

Когда в прошлые выходные мы отмечали годовщину, праздничного настроения не было, однако Оранжевая революция заложила фундамент той страны, которой должна стать Украина.

Прежде всего, появилась реальная политическая конкуренция. Больше ни у кого нет монополии на политику, бизнес и СМИ, и власть имущие не могут злоупотреблять имеющимися у них ресурсами. Сейчас президентская кампания в стране в самом разгаре, и похоже, что оппозиция опять возьмет верх.

Говоря об итогах того, что происходило пять лет назад на Площади Независимости, люди чаще всего упоминают обретение свободы слова. Сегодня украинцы воспринимают ее как нечто само собой разумеющееся, но гражданское общество должно оберегать ее как нечто драгоценное и хрупкое.

Еще одним достижением, которое затмил глобальный экономический кризис, было долгожданное вступление во Всемирную торговую организацию, а также заметный прогресс в деле европейской интеграции. Последнее дает украинскому бизнесу шанс выхода на крупнейший рынок в мире.

Чтобы понимать Украину, необходимо понимать ее историю. У нее нет ни прочно укорененных демократических традиций, ни проверенной временем системы сдержек и противовесов, ни политической культуры. Продолжается разгул коррупции, и даже в то время, когда мир оказался во власти одного из тяжелейших финансовых кризисов в истории, безответственная правящая элита не концентрируется на важнейших проблемах, с которыми сталкивается Украина.

Мы все чаще слышим от Европы и США, что они «сыты Украиной по горло». Да, можно испытывать досаду на отдельных украинских политиков, которым часто потворствовали Европа и США, но не следует разочаровываться во всей стране.

Сегодня Украина стала более зрелой, чем пять лет назад. И любое отторжение Украины демократическим миром, к чему его порой подталкивают наши российские партнеры, может стать несправедливым и очень опасным ударом в столь сложный период.

Сегодня важно четко сформулировать условия вступления Украины в ЕС, наметив малые конкретные шаги - такие, как планы действий и осуществление надзора. За этим последует углубление интеграции. Одним из приоритетов должно стать создание прозрачной системы энергетической безопасности с участием Украины, России и Европы.

Украина стоит на пороге президентских выборов. Существует стойкое ощущение, что важно не то, кто победит, а то, как украинский народ будет влиять на победителя, следить за его деятельностью и контролировать ее. Для того, чтобы политическая элита стала более ответственной, стране нужны более ответственные граждане.

Олег Рыбачук в 2005 г. был главой Секретариата президента Виктора Ющенко. Тарас Чорновил возглавлял избирательный штаб Виктора Януковича.

Источник: "Голос России".
____________________________________________
Вспышка некомпетентности на Украине ("The Globe and Mail", Канада)
На Украине «оранжевая» эйфория сменилась отчаяньем ("The New York Times", США)
ЕС пора сформулировать политику в отношении Украины ("The Financial Times", Великобритания)

Олег Рыбачук, the financial times, Аденауэр, Украина, Тарас Чорновил

Previous post Next post
Up