Русский двадцатый век - со всей его горькой правдой

Nov 26, 2009 11:39


София Кишковски (Sophia Kishkovsky), "The New York Times", США.


Новый двухтомный учебник, посвященный истории России в бурном 20 столетии, в самой стране и за рубежом оценивается как этапный труд, вносящий существенный вклад в непрекращающуюся острую дискуссию о прошлом страны и национальной идентичности россиян. Эта объемистая книга (в каждом томе почти тысяча страниц), написанная авторским коллективом из 45 ученых во главе с главным редактором Андреем Зубовым - профессором института, готовящего кадры для российского МИДа [МГИМО - прим. пер.] - была опубликована в прошлом году издательством АСТ; сейчас печатается второй тираж в 10000 экземпляров.

В этой работе под названием «История России. XX век» (розничная цена эквивалентна 20 долларам за том) делается попытка подняться над идеологизированной борьбой за коллективную историческую память российского народа. Авторы критически относятся как к царской России, так и к коммунистическому строю, и включают в общую картину этого бурного и страшного столетия такие темы, как история русской эмиграции и Православной Церкви. В основе методологии труда несомненно лежат христианские ценности - среди авторов есть священник Русской Православной Церкви - однако книга лишена налета национализма или антисемитизма.

Видные американские и польские историки, часто критически оценивающие эмоциональность и пристрастность идущих в России дискуссий на исторические темы, высоко оценивают взвешенный подход авторского коллектива. «Ничего подобного в России еще не издавалось, - отмечает в ответе на наше электронное послание советолог из Гарвардского университета Ричард Пайпс (Richard Pipes), добавляя, что он сейчас пытается собрать деньги для перевода и публикации учебника на английском. - Это знаковая работа, крайне интересная не только для российского, но и для западного читателя. Во-первых, авторы избегают национализма, столь характерного для российских исторических трудов, где русские никогда не выступают в роли агрессоров, а неизменно представлены как жертвы агрессии». Пайпс обращает внимание на то, что авторы - что нехарактерно для российских историков - привлекли большой массив западных источников. Еще одним достоинством книги, по его мнению, является большое внимание к вопросам нравственности и религии, которые зачастую игнорируются наукой.

Другие ученые также высоко отзываются об этой книге. «Это один из самых выдающихся трудов, вышедших в России за последние 20 лет», - полагает Анджей Новак (Andrzej Nowak), историк из Ягеллонского университета в Кракове. В своем электронном письме он высоко отзывается об «образцовой» трактовке авторами таких «чувствительных» тем, как заключение Пакта Риббентропа-Молотова накануне Второй мировой войны, советское вторжение в Польшу в сентябре 1939 г. и массовое убийство польских офицеров в Катыни.

Пожалуй, ни одна тема не волнует сегодня россиян - независимо от убеждений - больше, чем вопрос о том, что представляла собой их страна в прошлом, какова она в настоящем, и что ждет ее в будущем. В то время как президент Дмитрий Медведев призывает к модернизации, россияне по-прежнему во многом сосредоточены на прошлом, стремясь как-то объединить в одно целое и объяснить все противоречия и жестокости царского и коммунистического режимов.

Последним проявлением этой тенденции стал вышедший на экраны в ноябре фильм Павла Лунгина «Царь». В картине, изобилующей кровавыми эпизодами, рассказывается о противостоянии Ивана Грозного и благочестивого митрополита; здесь сами собой напрашиваются параллели с фигурой Сталина, его непростыми взаимоотношениями с Русской Православной Церковью и обществом в целом.

Недавно в центре Москвы для обсуждения «Царя» собралась весьма разнородная группа людей: два священника, два журналиста, бывший министр, переквалифицировавшийся в публициста, и ведущая телевизионного реалити-шоу. Ксения Собчак, светская львица, ведущая российского аналога американского «Большого брата» на ТВ и дочь мэра Петербурга, при котором городу было возвращено первоначальное название, с энтузиазмом взялась за анализ политических и религиозных вопросов - что лишний раз показывает, насколько близко к сердцу многие россияне принимают исторические дискуссии. Сложные, противоречивые фигуры диктаторов вроде Ивана Грозного, Петра Великого и Сталина словно завораживают россиян, отметила Собчак, поскольку «власть в нашей стране всегда стремилась к тому, чтобы себя обожествить, и ей это всегда удавалось».

Профессор Зубов на недавней презентации учебника в католическом культурном центре подчеркивал: его соотечественникам необходимо составлять собственные суждения об истории, а не принимать на веру любую последнюю версию, которую им предлагают «в готовом виде». «Не нужно ждать, пока Путин, Медведев и «Единая Россия» примут решение, а Дума проголосует, - заметил он. - Мы - граждане нашей страны, мы - ее главный субъект. Именно субъект, а не объект». Два тома, подготовленные под его редакцией, предполагает Зубов, могли бы стать «пособием по покаянию».

Профессор добавил, что начало работе над книгой - ее финансировали люди, которых он предпочел бы не называть по имени - было положено, когда к нему по рекомендации писателя Александра Солженицына, скончавшегося в прошлом году, обратились с этой идеей два топ-менеджера российского телевидения: Олег Добродеев и Александр Кулистиков. «Пришло время наконец сказать - мы с Советским Союзом и всеми его деяниями или мы жертвы коммунистического режима, а значит отвергаем и его деяния как нечто чуждое нам, - поясняет Зубов в интервью, которое мы берем в его заставленной книгами московской квартире. - Это время пришло, и мы больше не можем поворачиваться к проблеме спиной».

Георгий Митрофанов - православный священник и ученый, написавший ряд разделов книги, посвященных Русской Православной Церкви, считает, что переоценка истории не решит проблем страны: «Мы уже опоздали с пробуждением».

Александр Архангельский - телеведущий и обозреватель государственного информационного агентства РИА «Новости» - взял у отца Георгия и профессора Зубова интервью в прямом эфире. По его мнению, активизация исторических дебатов предвещает начало новой бурной эпохи. «Общество не удовлетворено, - отметил он, выступая на презентации. - Оно ищет ответ на вопрос «кем мы были» в будущем, и на вопрос «кем мы будем» в прошлом. А это значит, что впереди весьма серьезные времена, поскольку в России историческое самосознание обостряется накануне больших разворотов».

Источник: "Голос России".
_______________________________________________
Преступления Кремля ("The Wall Street Journal", США)
Ностальгия по военным временам мешает Британии осознать изменившиеся реалии ("The Guardian", Великобритания)
Э.Александер: Уроки Второй мировой, или Во многой мудрости много печали ("The Daily Mail", Великобритания)
Ш.Милн: Это переписывание истории распространяет европейский яд ("The Guardian", Великобритания)
Н.Фергюсон: Причины Второй мировой войны: альтернативная версия ("The Guardian", Великобритания)
Войны могло не быть? ("Przegląd", Польша)

история России, Ричард Пайпс, Александр Архангельский, the new york times, Анджей Новак, София Кишковски

Previous post Next post
Up