Я пошла дальше. Следующим пунктом программы был район Мьёндонг -- похожий на Инасдонг, только больше и веселее. По дороге я хотела осмотреть всё, что можно. Прямо напротив дворца, на островке между тротуарами, огромная статуя короля Седжона Великого. Это очень важный в корейской истории король -- именно он придумал корейскую письменность и во многом улучшил жизнь своих подданных. Золотая огромная статуя -- на троне сидит приятный мужчина, улыбается и машет. Он так приветливо машет, что я помахала в ответ. Перед статуей табличка с цитатой: "Корейские слова тяжело выразить китайскими иероглифами, поэтому простым людям сложно себя выразить. Я дарю своему народу 28 простых букв." Они действительно простые и легко запоминаются. Под статуей большой подземный музей, посвящённый ему же. Я зашла ненадолго, но, во-первых, было мало времени, а во-вторых, там почти всё было по-корейски. Два высказывания всё же, я запомнила, как могла
Бедным холостякам тяжело жениться, тяжело себя представить в выгодном свете. Им надо помочь -- дать немного риса и живности, чтобы было что предложить невесте.
Бедных стариков тоже надо уважать и пускать на банкеты в честь пожилых, устраиваемые городами. Старость у всех одна -- не нам судить кого из них следует уважать больше, так как следует уважать всех.
Вот такой вот король, снискавший повсеместную народную любовь. Я пошла дальше, любуясь окрестностями и всё ещё немного оглядываясь на дворец. Посреди небоскрёбов, вдруг, национальная деревянная беседка. И сразу спокойно -- не знаю почему. Но сразу понимаешь, что в этом городе свой дух -- не перепутаешь.
Я шла и шла, по дороге какие-то люди пели, плясали. Я заметила, что здесь любят людей, которые просто улыбаются на улице. Идут и улыбаются. Сразу улыбаются в ответ, кланяются, радуются. Я планировала зайти посмотреть на ещё один дворец, на здание муниципалитета, и, уж потом, оттуда, прямиком в Мьёндонг. Но вдруг увидела сбоку мостик. И, конечно, свернула. Дошла до мостика, посмотрела. Посреди тротуара необычный фонтан. Бьют струи, под ними гладкая стена. Вода водопадом стекает вниз. Внизу длинный бассейн -- даже мостик понадобился. Вода стекает в бассейн и заполняет его. В бассейне резвятся дети, взрослые сидят, чинно опустив ноги в воду. Посреди бассейна каменное возвышение с железной тарелкой на самом верху. В тарелку бросают монетки. Когда кто-нибудь попадает, все дружно кричат ура. Я тоже бросила -- с мостика. Конечно же, не попала. Я посидела, отдохнула, послушала шум воды и пошла дальше.
Шла и шла, и вдруг снова: между небоскрёбами, лужайка. Дети играют в футбол, взрослые сидят за столиками. На краю лужайки, на тротуаре, фонтан: струи бьют прямо из тротуара вертикально вверх, носятся полностью мокрые дети, бегают между струями, визжат. Рядом стоят умилённые родители. Воистину -- страна радости и покоя. Напротив лужайки строгое здание из серого камня -- величественное, словно старинный университет. За ним удивительно кривое зелёное стеклянное здание, нависающее прямо над ним. Оттого создаётся ощущение, что строгое здание -- корабль, который сейчас поглотит волна. Строгое здание оказалось библиотекой, а нависающее над ним -- муниципалитет.
А я пошла дальше искать второй дворец и этот самый муниципалитет. Встала на светофоре, увидела ворота, которые собиралась посмотреть последними, задумалась -- ведь дворец и муниципалитет до этого. Где же я? Рядом раздался голос
-- Вам помочь? -- приятный молодой человек, лет тридцати пяти, в больших очках. -- Что-то ищете?
Я объяснила что я ищу. Оказалось, что надо немного вернуться назад и перейти дорогу. А муниципалитет, собственно, я уже увидела. Я пошла во второй дворец -- Доксугунг. Он поменьше, победнее. Тоже в центре трон, над троном крыша. На основном потолке те же драконы по центру. Роспись потолка совсем другая, в других тонах: коричнево-бело-серое. Чуть беднее. За троном такая же роспись -- две луны, сосны, горы, деревья. У трона две спинки: одна пониже, самого трона, вторая, за ней, высокая -- украшенная по краям драконами. Крышу подпирают колонны. К трону ведут ступеньки, как и в предыдущем дворце.
Сбоку, напротив дворца, театр -- самый, что ни на есть, римский стиль: ступени, колонны, лепнина. На ступеньках, как водится, сидят люди и болтают. Перед самим дворцом богатые ворота -- беднее, чем в главном дворце, но тоже очень богатые. Рядом с воротами беседка -- расписная, резная, очень красивая. И опять -- много дополнительных строений -- побогаче и победнее. Одно из них -- беседка. В неё можно войти, предварительно разувшись. На полу ковёр, выдают тапочки. Стена драпирована золотой шторой с ламбрекеном. Посреди беседки два резных деревянных стола и четыре резных полукресла с красными плюшевыми подушками. На потолке люстры. В беседке, несмотря на жару на улице, прохладно и приятно. Работник музея приглашает -- проходите, передохните. Ни в коем случае сам не говорит о том, что надо разуться. Это люди понимают сами. Я посидела, отдохнула и пошла дальше -- в Мьёндонг.
Идти оказалось совсем недолго. Я, конечно, несколько раз запуталась. Благодаря этому увидела статую местной Русалочки и ещё какую-то скульптуру: высокое строение из сцепленных человеческих масок.
Гуляла по Мьёндонгу я ещё часа два. Там шум, гам, торговцы, запахи. Я немедленно купила себе какую-то куриную котлету на палочке. Невероятно вкусно. На тележки четыре миски с соусами (миски застелены фольгой). Торговец указал -- это не острое, это чуть острое, это среднее, это очень -- и широко раскрыл глаза. В каждой миске кисточки. Я помазала свою котлету самым острым соусом -- обжигающе-приятный вкус. Курица нежная, соус усиливает и не мешает. Я пошла гулять дальше. Жалко, что я была сыта -- я бы здесь всё попробовала. Тут и знаменитые токбоки -- рисовые палочки в остром соусе; и какие-то рыбки из теста, которые наполняют мёдом с сотами; мороженое, мясные тефтели, осьминоги на палочке (их я не ем, но выглядит невероятно!), ещё какие-то морские гады, кукуруза, куколки шелкопряда в стаканах, черешня, фрукты -- действительно не счесть. Я шла и думала о том, что ужасно жалко, что невозможно попробовать всё. И, конечно, торговцы -- одежда, обувь, украшения. Я гуляла и гуляла.
Тут всё. Хотите Шанель -- вот, пожалуйста. Баленсиага, Виттон, Клои, Эрмес -- назовите что хотите -- оно всё здесь. Оно всё, очень гордо -- сделано в Корее! -- и стоит совершенные копейки. Да, мечты купить Шанель, не сделанную в Корее, за такую цену, канули. Впрочем, я не особо рассчитывала.
Гулять там невероятно интересно. Шум, гам, запахи. При этом необыкновенно чисто, приятно, никто не навязывается, никто не надоедает. Забрела в небольшой магазинчик -- заметила чудесное платье для чада. Цена смешная.
Гуляла я там часа два. Пришло время возвращаться и я поняла, что не получается сориентироваться по карте. Я, привычно, остановила прохожих и начала по-корейски. Можешь говорить по-английски, -- перебил меня самый старший -- почтенный отец сего семейства. Он посмотрел на карту, прикинул посчитал -- идти вот туда, но это не близко, приблизительно полчаса. Полчаса, так полчаса. Поблагодарила и пошла. Но, пройдя буквально метров триста, я поняла, что опять ничего не понимаю. Мимо проходила компания подростков -- лет шестнадцати. Они посмотрели, указали направление и добавили -- это пять минуть ходьбы, всего пять минут. Интересная корреляция между возрастом и временем на расстояние.
Я шла и шла, и вот уже видны ворота Сунгньюмун, которые я хотела посмотреть. Оттуда -- прямо на поезд. Судя по карте, должно быть пять минут пешком. Вдруг, на узкой улице справа, ниоткуда, возник рынок.
Я очень люблю чистые, хорошо пахнущие, приветливые рынки. Я решила -- у меня есть ещё немного времени, я пойду погуляю сколько могу. Я шла между рядами, заглядывала в соседние узкие улочки, в которых ещё и ещё ответвлений рынка -- будто пряно-пахнущий осьминог проник своими щупальцами во все соседние уголки.
Тут и какие-то невероятные специи, и огромные чаны, наполненные куколками шелкопряда, крупы, фасоль, бобы, какие-то сушёные специи (заметила сушёный корень лотоса), одежда, обувь, какие-то вещи. Вокруг красивые бутылки, наполненные какой-то желтоватой жидкостью. В них диковинный корень с щупальцами и усами. Кажется, они даже двигаются. Торговец зазывает ласково и ненавязчиво, улыбается и нараспев: дееесять тыыысяч, деееесять тыыысяч. Смеётся радостно, видя мою улыбку.
Заглянула в витрину ресторанчика -- прямо рядом с окном женщина что-то жарила, готовила. Собралась уходить, пытаясь понять, что же она жарит, как прямо у лица -- меню. Над ним глаза. Такие страшные морды строил, что невозможно даже сердиться, только захохотать вместе, погладить живот и показать: не могу больше, простите! И идёшь дальше. Уже собралась уходить, как увидела дивные корейские веера. И невозможно пройти мимо, невозможно не купить.
Насладившись рынком, побрела смотреть ворота. Смотреть их можно только издали. Красивы -- двух-этажная пагода, богатая крыша -- недаром ворота отмечены на карте, ох недаром.
Собралась уже идти на поезд и поняла, что не понимаю куда идти. На светофоре стояли две девочки -- лет восемнадцати.
-- Мне на поезд, не подскажете как пройти? -- почему-то мне показалось, что они говорят по-английски.
Девочки задумались, переглянулись, о чём-то поговорили, повернулись ко мне
-- Давай, лучше, мы тебя доведём, мы знаем короткую дорогу -- это будет быстрее, чем объяснять!
Мы пошли по короткой дороге. Узкие улицы, неоновые лампы, ресторанчики -- не поверишь, что это тот же Сеул, в котором я сегодня гуляла. Всё пахнет какими-то специями, наполнено какими-то ароматами. Я улыбалась и смотрела по сторонам. Я здесь всё время улыбаюсь, не могу остановиться. Впрочем, и не хочу.
Через час я была дома и они мне поведали, что ездили в конфуцианский храм. И, несмотря на то, что я завидую, я не очень завидую -- у меня был Сеул. Целых восемь часов.
Прочитала где-то, что корейцы снисходительно-благожелательны к чужакам. Не согласна -- по-моему, просто очень доброжелательны. Никакой снисходительности я, честно говоря, не заметила.
Чудесного всем дня! Аньёнг!
Ваша Я.
P.S. Простите за так много постов сегодня, хотела закончить Сеул, чтобы завтра уже писать о сегодня.