Корея (день восьмой; Сеул, часть вторая -- Кёнбоккун (Дворец Кёнбок))

Jul 06, 2015 16:44

Мне было сказано идти вдоль каменной стены, пока не увижу вход. Я шла и шла, и мне казалось, что я иду совсем не туда. Вдруг увидела стоящего полицейского

-- Я ищу дворец, -- улыбнулась я, понимая насколько глупо выгляжу.

Но выглядела я ещё глупее, чем я думала, так как полицейский показал проход в метре от меня и сказал -- проходи, вот здесь! Потом я уже поняла, что вошла через боковой вход. Поэтому я буду описывать как и что я видела, а в конце уже поправлюсь и скажу как оно на самом деле. Я вошла, некоторое время шла по широкой гравийной дорожке, спустилась по ступенькам, прошла через проход и оказалась перед воротами дивной красоты. Прямоугольный двор и высокие ворота с богатейшей расписной резной национальной крышей. Я стояла под ними и думала -- никто не сможет описать это ощущение по картинкам. Посмотри ты хоть тысячу фотографий, хоть сколько увеличенных, всё равно невозможно описать вот это ощущение -- когда стоишь внутри этой громады, когда уже болит шея, а всё равно не можешь остановиться и всё смотришь и смотришь на этот потолок, когда видишь трещинки на балках, когда, кажется, чувствуешь запах этой краски, когда снаружи удушающая жара, а под этой крышей прохладно, будто включили кондиционер. И не хочется уходить. И стоишь там, стоишь и никак не понимаешь -- как вот это может быть творением рук человеческих.

Пройдя ворота, попадаешь в ещё один прямоугольный двор. По бокам проходы под крышами. Крыши внахлёст одна на другую и создаётся ощущение лесенки. Каждая чуть выше предыдущей. И ещё одни ворота -- повыше первых. И опять -- невероятная громада, неописуемый восторг. Несмотря на большое количество людей, очень тихо. Только ветер и какое-то потрясающее ощущение покоя. Проходишь вторые ворота и выходишь к дворцу. И ворота, и дворец -- пагоды. Каждый с двумя крышами. И опять: сцепленные проходы по бокам, крыши внахлёст -- расписные, резные, богатые. Деревянные окна -- мелко прорезанные квадратики по всему окну дают ветру возможность просочиться, но охраняют от солнца. В росписях преобладают красный и зелёные цвета.

Дворец выше вторых ворот -- самый высокий. Стоит на большом возвышении -- поднимаешься по лестнице и можно посмотреть внутрь. Для высоты потолка в этом дворце у меня нет подходящего эпитета. Высоченный -- и всё равно не то. Запрокидываешь голову и всё равно ощущение, что взгляд охватывает лишь часть. Снаружи, по краям дворца, огромные каменные горшки. Внутри расписной резной потолок -- богатая роспись (преимущественно красно-зелёная гамма), богатая резьба. Прямо в центре потолка, на красной бархатной подушке, извиваются -- голова к хвосту, хвост к голове, два золотых дракона -- тоже резных. На полу, в центре, возвышение, с ведущей к нему лестницей -- трон. Над троном ещё одна национальная крыша, покрывающая только территорию трона и немного около. За троном роспись: две луны -- красная и белая, сосны, горы, деревья. Внизу, по бокам от трона, два огромных деревянных резных подсвечника. Вид от входа во дворец сквозной -- видишь сквозь ворота, через которые только что прошёл. Стоишь, смотришь на эти ворота, на эти крыши, поднимаешь глаза -- кругом небоскрёбы.

На перилах чудища -- тут и обезьяна, и петух, и тигр, и не опознаваемые чудовища. Насмотревшись на дворец, пошла дальше -- вглубь. Огромная территория, сады, пристройки, помещения, беседки. В соседнем дворике ещё одно здание -- точно копия дворца, только поменьше. Рядом с ним пруд -- в пруду огромные золотые рыбы. Напротив пруда беседка. Очень большая, расписная и невероятно богатая. Туда, к сожалению, не пускают. Дальше начинаются сады и какие-то дополнительные помещения. Везде очень тихо -- слышно только ветер. Много разных домиков позади дворца. Построено всё так: заходишь в один дворик, из него сквозной проход в другой, из другого сквозной проход (теперь, к примеру, направо) в третий, и так далее. Бродишь, словно по лабиринту. И везде крыши, чудесные крыши.

Очень много людей в ханбоках (это национальная корейская одежда). Много монахов -- бритые, в серых просторных одеждах.

Выбравшись, наконец, из двориков (лабиринты как есть -- интересно, как они друг к другу в гости ходили? меня не покидало ощущение, что один неверный шаг и я никогда оттуда не выйду и так и буду бродить, жалобно причитая: эту булочку я уже видела), я вышла ещё к одному пруду. В центре, на каменной клумбе, на возвышении, круглое строение, расписанное как и всё здесь. Пруд, слово атласным одеялом, застелен лотосами. В строение заходить нельзя. Но вдруг раздался противный знакомый шум -- работник стриг машинкой траву на этой клумбе -- прямо в центре пруда. Я всё смотрела на пруд и вдруг услышала весёлые голоса -- обернулась. Парень и девочка, в богатых сине-бело-золотых ханбоках обнимались и фотографировались на фоне пруда. Корейские ханбоки затмят любое вечернее платье, а уж с такими богатыми вообще ничего не сравнится.

А позади огромная зелёная гора. И мне подумалось -- не дураки были эти императоры -- в очень правильном месте построили очень правильный дворец. Идёшь дальше и опять -- дворики, домики, лабиринты. Чем дальше от дворца, тем беднее крыши, меньше росписи, меньше резьбы. Всё не столько скромнее, сколько строже. Одно из строений совсем молодое -- датировано 1873 годом. Его помогал строить русский архитектор (забыла фамилию). Было предназначено для хранения портрета императора. В самом конце, прямо перед стеной, ещё одна беседка -- богатая, несмотря на дальность, с двумя пристройками. На ступеньках, ведущих в беседку, вместо перил, какие-то распластанные чудища.

Издалека увидела пагоды, но не сумела понять как к ним идти, и решила, что пойду дальше. Прошла снова мимо атласного пруда и вдруг увидела бурундука -- он сидел спокойно на камне и смотрел на пруд. Вокруг пруда много тигровых лилий и поэтому, несмотря на то, что на смотришь на них, всё равно создаётся ощущение яркости и радости. Сбоку, в одном из двориков, выставка кувшинов -- для хранения ферментированных продуктов. Стоят рядами огромные каменные кувшины и немедленно вспоминается Али-Баба.

Любуясь на кувшины и, как всегда, наблюдая немного за людьми вокруг, вдруг поняла. Во всех культурах и во все времена: сначала женщина плачет и рыдает, жалится и жалуется на тему того, как ей совершенно необходима вот именно вот эта вот сумочка, а потом эту самую сумочку, неизменно несёт только мужчина. Женщина, в это время, двумя руками несёт телефон и фотографирует каждый камень, каждое дерево и ещё немного себя (когда себя, непонятно откуда появляется странная палка и тогда -- себя. Улыбаясь, словно встретила лучшего друга). И телефон несёт -- обязательно двумя руками.

Вокруг закутка с кувшинами вдруг увидела огромные заросли шиповника. Я так давно не видела шиповник, что чуть не хлопала в ладоши, когда заметила. Крупные красные ягоды. Мальчик сорвал, побежал к папе, папа удалил хвостик, мальчик, кажется, съел. А я и не помню уже едят его или нет. И вкуса не помню. Только запах. Может его и не едят вовсе.

Собралась уже уходить, расстроившись, что так и не смогла подойти к пагодам поближе, как вышла к будке для туристов. В будке сидел приятный господин, который, как мог, пытался объяснить мне, что к ним можно подойти. Он даже пытался объяснить как, но на это моего корейского не хватило. Хорошо, что в это время подошла компания девочек-мальчиков, они всё поняли, сказали мне следовать за ними, и мы пошли. Оказалось, что опять надо идти в другой конец сада. Наконец, мы пришли. Пагоды оказались музеями. В любое другое время, за вход туда надо было бы платить, но сейчас везде таблички: в честь МЕРСа весь июль посещение всех аттракций совершенно бесплатное! Наконец, я поняла, почему вход во дворец тоже бесплатный -- тоже в честь МЕРСа. Две пагоды -- трёх- и пяти-этажные. В музей я не пошла, полюбовалась на пагоды и посидела во дворике. В центре дворика построены в круг двенадцать годов -- кролик, свинья, крыса, дракон,... Они стоят в национальной воинской одежде -- с мечами и ещё каким-то оружием. Очень грозные. Посреди двенадцати-гранный постамент: на каждой грани написано какому году соответствует какой знак, до 2019 года. Мой кролик не менее грозен, нежели тигр.

Я решила уходить, дошла до дворика перед первыми, на мой взгляд, воротами и остановилась как вкопанная. Происходила смена караула. Огородили дорожку от основных ворот (теперь, наконец, я увидела, что есть ещё одни ворота -- парадные -- обязательно выйду через них и посмотрю!). Стали выходить мужчины в одеяниях. Сначала вышел один -- выкатил огромный барабан в самый конец дорожки. После вышли две группы: одна, в синих, красных и зелёных одеяниях -- с мечами, секирами, копьями, щитами, луками и флагами. Вторая позади -- в красных одеяниях, с музыкальными инструментами (сопровождающий оркестр, догадалась я). Все в чёрных, на вид мягких, ботинках с загнутыми вверх белыми носами; на всех шляпы -- на верёвочку нанизаны большие разноцветные бусины; у всех аккуратно выстриженные усы, соединяющиеся с короткой бородой, которая тонкой полоской уходит вверх -- к самым ушам. Тот один, который рядом с барабаном, поднял большую палку, ударил в барабан. Сразу же заиграл оркестр и они стали маршировать. Прошли мимо восторженно-наблюдающей публики и скрылись. Точь-в-точь сцена из "Мумии".

Вышла я через главные ворота -- посмотреть на ворота и на караул. Ворота каменные, в отличие от внутренних -- деревянных, но та же богатая деревянная крыша-пагода. От ворот, в обе стороны, широкая каменная стена, верх которой украшен многослойной черепицей. Головы чудищ под деревянной крышей, два каменных тигра охраняют вход внизу. Сквозь проём видны вторые и даже немного третьи ворота. Дворец, как ни глядела, углядеть не смогла.

Караул у ворот из семи человек. Снаружи пятеро и два в глубине. По краям -- в голубых одеждах, флаг в одной руке, меч -- в другой. В центре в красной одежде: на поясе кинжал, двумя руками, параллельно полу, держит что-то цилиндрическое. По бокам от него: двое в красной одежде -- в одной руке секира, в другой -- лук и стрелы. Позади него: двое в зелёной одежде -- в одной руке копьё, в другой -- щит. У всех, кроме того, кто в центре, одежда перехвачена на талии кожаным поясом.

Они невозмутимо стоят, все рядом с ними фотографируются. Они стоят и стоят -- будто так и стоят все шестьсот с лишним лет. Завораживающее зрелище.

Я поняла, что у меня совсем немного времени, а программа ещё большая и начала постепенно уходить. Уходить сложно -- всё оборачивалась и оборачивалась, и никак не могла оторваться от этого спокойно-величественного дворца с зелёной горой на фоне. Его ещё долго было видно.

Чудесного Вам дня! Аньёнг!
Ваша Я.

Как я и предполагала, в два не поместилось -- надеюсь, поместится в три (сейчас я уже ни в чём не уверена). Постараюсь сегодня закончить (а то тяжело нагонять)

я, лингвистическое, маленькое счастье, буквы, korea

Previous post Next post
Up