Почему в школе не учат быть счастливым?

Jan 21, 2014 09:15


Несколько дней назад по Facebook прокатилось и многих зацепило видео TEDx-выступления подростка Логана ЛаПланте. Он рассказал о своем опыте домашнего обучения и поразил мир осознанностью, уровнем интересов, способностью самостоятельно выстраивать личный образовательный план и получать знания через практический опыт. Каким должно быть образование?

Образование глазами 13-летнего Логана ЛаПланте, придумавшего подход HackSchooling:

image Click to view


Логан ЛаПланте, как и его родители, - большой поклонник TED-презентаций, и его тоже вдохновляют неустаревающие образовательные идеи сэра Кена Робинсона. Впрочем, размышления парня довольно самостоятельны. Вот о чем был его спич на TEDxUniversityofNevada:

Всех детей спрашивают, кем они хотят быть, когда вырастут. Ожидая ответ типа «государственным деятелем» или «нейрохирургом», взрослые, конечно, находятся в плену своего воображения, потому что дети хотят быть кем-то, кто крут, по их представлениям, в рамках их опыта жизни. Например, скейтерами, серферами и т. п.

Чего хочет, к примеру, сам Логан? Он хочет, когда вырастет, оставаться здоровым и счастливым, а не просто выполнить план «поступить в колледж, найти работу, жениться и т. п.». А где детей учат быть счастливыми и здоровыми? Обучение этим ключевым навыкам почему-то отделено от традиционной системы образования, и многие дети понятия не имеют о том, как же быть здоровыми и счастливыми. На этот счет у Логана есть соображения и предложения.

Одна из ключевых составляющих концепции Логана - система из 8 элементов здоровья и счастья. Это упражнения; правильная диета и питание; время, проводимое на природе; личный вклад и служение другим людям; отношения; рекреация; релаксация и управление стрессом; духовная жизнь. Эти составляющие здорового и счастливого образа жизни известный доктор Роджер Уолш описал как TLC, Therapeutic Lifestyle Changes, то есть «терапевтические изменения стиля жизни».

Логан говорит о том, что здоровье и счастье не являются приоритетными предметами сегодняшнего традиционного образования. Только некоторые продвинутые школы пытаются преподавать детям еще и медитацию или йогу. Существующая система образования нацелена на то, чтобы научить человека просто жить, а не создавать свою жизнь.
В 2006 году сэр Кен Робинсон высказал на TED Talks свои идеи о том, что традиционное образование убивает креативность. Кстати, это один из наиболее просматриваемых роликов TED. Суть выступления сэра Кена Робинсона состояла в том, что креативность так же важна, как грамотность, и в процессе обучения необходимо учитывать индивидуальность, способ мышления и склонности каждого ученика. Принципиально важно раскрыть таланты, а не «подсадить» так называемого гиперактивного ребенка на лекарства, «успокоив» в нем все и навсегда - и активность, и личность, и креативность, и способности.

Родители Логана много лет назад посмотрели то видео - и это определило образование мальчика. Когда ему было девять лет, они решили, что он будет учиться не в школе, а дома, с учетом интересов, жизненных потребностей и индивидуальности, плюс во многом самостоятельно. Многие знакомые отговаривали семью ЛаПланте от этого шага и говорили, что идея глупая. (Сейчас все довольны: Логан уже понял, чего хочет в жизни, занимается своей профориентацией и выступает на TEDx.)

Дальше Логан говорит о том, что у него есть герой, это горнолыжник и скайдайвер Шейн МакКонки. И вот почему - он был «хакером». Не таким, которые взламывают что-то в Сети. Шейн «взламывал» стереотипы. Логан называет «хакерами» всех инноваторов, которые бросают вызов системе и меняют ее, заставляют вещи работать иначе - лучше. Это люди с нестандартным мышлением. Логан убежден, что мир нуждается в людях с хакерским образом мышления (Hacker Mindset). И речь не только о технологическом развитии - полно вещей, которые можно и нужно хакнуть. Например, образование. Или тот же лыжный спорт - по сути, Шейн МакКонки в свое время взломал его стереотипы. (Справедливости ради надо сказать, что Шейн трагически погиб, выполняя сложный трюк. И, кстати, этот нюанс благоразумный Логан учитывает.) У Стива Джобса тоже было «хакерское» мышление. Оно есть и у Марка Цукерберга.

Здоровье, счастье, креативность, «хакерское» мышление, классы и лагеря, где дети могут получать интересный практический опыт, а также использование в обучении технологий и онлайн ресурсов - ключевые составляющие образовательной концепции, которую предложил 13-летний Логан ЛаПланте. Предложил, прежде всего, самому себе - и она работает.

Проблем с социализацией у Логана нет: он общается со сверстниками и находит массу преимуществ в своем стиле образования, который он называет Remix / Mash Up Learning («ремиксовое», «смешиваемое» образование»). Логан утверждает, что учиться так же может кто угодно - его систему можно применять даже в традиционной школе. Он много времени посвящает изучению математики, истории, естественных наук, а также написанию эссе. Раньше он терпеть не мог писать сочинения, потому что его заставляли писать про бабочек и радугу, а он хотел - про лыжный спорт. Огромным облегчением было для него, когда мама приятеля открыла детскую школу на известном горнолыжном курорте Squaw Valley. Личный опыт и лекции известных спикеров пробудили в нем интерес к письму. Логан понял, что сильная мотивация помогает осуществить задуманное за короткий срок.

При изучении физики Логан с друзьями разбираются в таких темах, как кинетическая энергия, строя увеличенную копию установки с шарами Ньютона и т. д. Образовательный опыт подростка во многом перенесен в практическую, опытную плоскость и соединяется с интересным времяпрепровождением, физической активностью и позитивными эмоциями.
Комьюнити-организации играют значимую роль в его обучении. Он часто проводит дни с лыжным патрулем Squaw Valley, изучая правила безопасного поведения в горах, получая информацию о верных действиях в рискованных ситуациях, об особенностях погодных условий, снега, лавин и т. д.

Историю Логан изучает, представляя на сцене ту или иную историческую личность - это может быть и Аль Капоне, и Боб Марли, и Гарри Гудини - и отвечая на вопросы о жизни своего персонажа.

Большое значение в образовании Логана занимает природа - один день в неделю он проводит в походах по окрестностям. Помимо общения с природой, в такие занятия входит получение навыков выживания (разведение огня и т. п.).
В 13 лет Логан уже готовился к открытию своего бизнеса. Тему он нашел легко: лыжный спорт всегда интересовал его, поэтому парень самостоятельно занялся профориентацией и начал готовиться к бизнесу по пошиву лыжной одежды.

Готовится он активно и на практике. В частности, посетил фабрику по производству лыж и аксессуаров, чтобы понять, какие знания понадобятся. Рабочие фабрики рассказали о своей работе, после чего парню стало ясно, что особенно пригодятся математика, креативность и умение шить. Логан поработал на фабрике помощником и уборщиком, а заодно получил представления о дизайне и швейные навыки. Он говорит, что это были его любимые занятия, поскольку на фабрике он увидел счастливых, здоровых, творческих людей, которые занимаются любимым делом. Это то, чего он хочет от своей жизни и к чему стремится, практикуя систему обучения, которую называет HackSchooling.

http://zillion.net/ru/blog/506/hackschooling-i-tsielostnoie-obrazovaniie

счастье, осознанность, образование

Previous post Next post
Up