Стыд и терапевтическая ситуация

Jan 20, 2014 09:00


Если психотерапевт даёт понять клиенту, что тот должен был бы действовать иначе, он берёт на себя роль создателя стыда. (с). Жан-Мари Робин

Продолжаю разбирать и переосмысливать "наследие" семинара Жана-Мари:

Терапевтическая ситуация, парадоксальным образом, не лёгкое место для тех, кто хотел бы избавиться от стыда. Фактически, как мы видели, поскольку стыд связян с ощущением, что человек не таков, каким он хотел бы быть, с одной стороны, и также, что этот опыт переживается под взглядом другого, терапевтическая ситуация представляется специально предназначенной для активизации или создания стыда у клиента. Последний, в сущности, приходит к терапевту, потому что он не удовлетворён тем, как он живёт, и он показывает свои способы жить под взглядом эксперта -  или так он полагает - который может помочь ему прийти к более удовлетворяющему образу жизни.
Более того, индивидуалистическая парадигма, которая долго доминировала в терапевтической теории и практике, принимала само собой разумеющейся дихотомию клиент/терапевт и, как правило, относила всю компетентность и добрую волю к терапевту, а все сопротивления, блокировки и недостатки к клиенту. Это неявное распределение, конечно, не было задумано, чтобы способствовать обнажению наиболее постыдных зон Селф.
По этим и многим другим причинам, работа со стыдом в терапевтической ситуации не является одним из лёгких начинаний. Особенности обучения психотерапевтов и их супервизии в равной степени способны генерировать или активировать стыд, поскольку студент или практикующий находится в позиции имеющего ограничения в своих знаниях и компетентности, и за ним наблюдают.
“Наиболее серьёзное препятствие в преодолении терапевтического тупика и, возможно, наиболее распространённый взгляд со стороны терапевта в развитие тупика, лежит в трудностях терапевта в связи с его или её собственным стыдом”.
(...)
Признание переживаемого человеком опыта и творческой природы его или её непрерывного приспособления к обстоятельствам, является обязательным базисом для всей клинической работы со стыдом. Если психотерапевт даёт понять клиенту, что тот должен был бы действовать иначе, он берёт на себя роль создателя стыда.
Для некоторых терапевтов диалогическая позиция предоставляет возможность говорить об их собственном стыде с их клиентами. Хотя я не одобряю такой этический выбор (по крайней мере, в отношении стыда, обитающего за пределами “здесь и сейчас” этой встречи), я бы не повернулся спиной к опыту единения (“бытие-с” и даже больше), который терапевтические отношения должны обеспечивать.
(с) Жан-Мари Робин, Стыд

терапевтические отношения, гештальт, психотерапия, стыд, клиентский опыт

Previous post Next post
Up