Оригинал взят у
_dasein_ в
Кашмирский шиваизм. Глава 9. Йога в системе трика. Шакта йога. ШАКТА ЙОГА
Практикующим, которые не в состоянии уловить тонкости шамбхава йоги и продвигаться по этому пути, следует обратиться к следующей более низкой ступени - шакта йоге, йоге Само-созерцания. В этой практике используется ум и воображение для постоянного созерцания истинной природы Я. Практикующий должен постоянно думать о том, что он есть все и в то же время, что он - за пределами всего. Все мироздание - игра практикуюшего и проявление его божественных сил, созданное его собственной божественной свободной волей, без какой-либо посторонней помощи. Нужно представлять себя всеведущим всемогущим чистым сознанием. Практика такой формы самосозерцания помогает запечатлеть эти истины глубоко в сознании и подсознании. Со временем практикующий начинает испытывать божественное абсолютное сознание как свое истинное Я. Оно больше не кажется только воображаемым представлением навязанным умом. Развив твердую веру в божественность, бесконечность и чистоту своей истинной природы практикующий может избавиться от прошлых следов ограничений, достичь шакта самавеши Абсолютной Реальности, и приобрести навыки практики шамбхава йоги, которая является единственным прямым средством реализации божественной природы Я в ее высочайшем аспекте. Фактически, все виды шиваитской йоги должны подняться до уровня шамбхава для того, чтобы привести к Высшей цели жизни.
Шакта - практика "чистой концептуализации" (шуддхавикальпа), йога Само-созерцания, силы воображения, медитации, и т.д., в то время как шамбхава - практика реализации "отсутствия концептуализации" (нирвикальпа), йога, свободная от всяческого концептуального знания и грубых словесных образов. Поскольку шакта йога - практика правильного концептуального знания, в которой практика концептуального мышления преобладает, она также зовется джняна йогой.
Практика нидидхьясана школы веданта напоминает шакта йогу шиваизма. Но ведантисты, жившие после Шанкары, слишком подчеркивали важность философских теорий виварты, пренебрегая практическими аспектами теологии, как тому учили мастера древности. В силу чрезмерных взаимодействий с буддистскими логиками на протяжении десятилетий, ведантисты копировали и усваивали многое из буддизма, и постепенно стали склоняться в сторону мировоззрения, близкого нигилизму. Они пренебрегли практикой веданты Шанкары до такой степени, что большинство из них сегодня даже не догадывается о существовании важнейших тантрических сочинений по веданте, таких как "Видьяратнасутра" Гаудапады, «Прапанчасаратантра» Шанкары, комментарий к ней «Падмапады», сочиненйе 10 века "Шривидьярнаватантра", и т.д. В результате отклонений от практических аспектов веданты, многие последователи этой школы стали сомневаться в том, что Шанкаре принадлежит авторство "Саундарьялахари". Один из таких последователей предпринял попытку доказать, что Шанкарадева, принадлежащий школе шайвасиддханта Тамилнаду, был автором "Саундарьялахари". Очевидно, что эти ученые не учитывают того, что сложные теологические доктрины, содержащиеся в ней абсолютно чужды простым и ясным концепциям шайвасиддханты - чарьи, крии и йоги.
Ученики Кришнамурти и некоторых западных логиков подвергали шакта йогу критике, называя ее практикой самогипноза. Этот метод действительно похож на гипноз, но на самом деле он значительно глубже. Загипнотизированных людей заставляют забыть о личных представлениях и принять новые установки, отвечающие желанию гипнотизера. Становятся ли люди от этого сильнее, здоровее и мудрее, зависит, конечно же, от уровня гипнотизера и от того, как они собираются применить свою силу. Всегда существует опасность, что один набор иллюзий просто заменит другой. Но, согласно шиваитскоЙ философии, все мы уже загипнотизированы воздействием майи и мыслями о наших ограничениях и недостатках. Практика шакта йоги помогает устранить гипнотическое воздействие майи посредством углубления видьи, правильного знания. Шакта йога внушает нам представления о нашей безграничности, вечности, божественности, могуществе, и т.д., и развеивает ложные ограничивающие понятия, навязанные майей. Это скорее напоминает процесс, выводящий из состояния гипноза, так как он устраняет гипнотическое воздействие наших ограничений (майя) и возвращает нас к нашей подлинной и сущностной природе.
Эта йогическая практика известна под разными именами, Шакта йогу, в частности, называли практикой викальпасамскары (очищения мышления), т.е. процесса постепенного совершенствования правильного концептуального знания человека. Шакта йогины должны усвоить два понятия, присущих их истинной природе: чистое трансцендентальное единство и божественность вселенной. Это надлежит осуществить посредством нескольких видов глубокого и непрерывного созерцания, символически известного как жертвоприношение (яга), воздаяние (хома), повторение мантры (джапа), обет (врата), союз (йога) и т.д. Все эти действия метафоричны (например, использование богатого воображения с тем, чтобы предложить все существующие элементы в качестве жертвы Богу, называется яга. Хома заключается в представлении Бога в виде бесконечного жертвенного огня чистого сознания и в предложении всего этому огню в качестве жертвы, или воздаяния и т.д.).
Другое метафорическое или символическое название шакта йоги - саттарка, или йога правильного рассуждения. Саттарка - такого рода логический ход мысли, который не основывается ни на объективном опыте обычных людей, обманутых майей, ни на правилах и доводах, выдвинугых ими. Это логика, пробужденная непосредственной реализацией Я с помощью Я, логика совершенных существ - сиддхов. Еще одно из ее имен - бхавана.Шакта йога - бхавана, порождающая правильное понимание истины о том, что майя, с помощью вызываемой ею забывчивостью, «сталкивает в пропасть небытия». Бхавану Трика йоги не следует путать с бхаваной, о которой говорится в философских текстах школ мимансы и ньяи.
Особый вид шакта йоги носит название калиная. Он был создан неким Шивананданатхой, о котором почти ничего не известно. Он передал ее трем своим ученикам по имени Кеюравати, Кальяника и Маданика. Нам известно, что Говиндараджа принял этот метод от Кеюравати, а затем передал его великому шиваитскому философу Сомананде. Калиная дошла до Джаяратхи через длинную цепочку учеников. Маданика обучила ей Бхануку. Калиная пришла к Абхинавагупте через линию Уджаты, Удбхаты, и т.д. Эраканатха, ученик Кальяники, был занят стяжанием сверхьестественных сил и не посвятил в эту практику ни одного ученика. Сведения о происхождении и распространении калинаи были даны Джаяратхой в его комментарии к "Тантралоке". Источником этих сведений служит "Крамакели" Абхинавагупты, и Джаяратха приводит ддинную цитату из этого сочинения. Отрывки из "Кашмира-апабрамша", приводимые Абхинавагуптой в "Тантрасаре" и "Паратришикавиваране" возможно были взяты из изречений или работ вышеупомянутых трех наставниц. Эти три высоко почитаемые йогини, вероятно, предпочитали давать учение на языке простых людей, как это делала Лаллешвари (Лаяла, Лаллешвари или Лалла-дед - почитаемая всеми в Кашмире и за его пределами поэтесса-святая 14 века. Она была автором множества гимнов-импровизаций во славу Шиве на языке кашмиири). Шивананда, пра-пра-учитель Сомананды, жил приблизительно в 8 веке н.э. Точная датировка затруднена, так как йогины эти отличались долголетием, и поэтому время их жизни нельзя точно высчитать, исходя из расчета двадцати пяти лет на одно поколение.
Термин калиная можно истолковать следуюшим образом: "ная" можно считать словом, означающем доктрину, а Кали в кашмирском шиваизме - имя, данное энергии Абсолютного Бога. Эта сила называется кали, так как она осуществляет калану, проявление всех божественных действий. Калану не следует путать с кальпаной. Кальпана - сила представлений ума, а калана - разновидность преображения, осуществляемая божественной сутью. Это внешнее проявление внутреннего явления.
Калиная практикуется следующим образом: В шакта йоге, кали визуализируется в четырех аспектах. Она выполняет все божественные действия в сферах (1) абсолютного единства, (2) единства в многообразии, (3) полного многообразия.
Это три основных аспекта, но существует еще четвертый (4) всепронизывающий аспект. Каждый их этих аспектов кали следует созерцать, поскольку они относятся к божественным действиям созидания, сохранения и поглощения. (Пример созидания: (1) абсолютное единство творения, (2) абсолютное многообразие творения, (3) единство в многообразии творения, (4) всепронизывающий аспект творения, и так же сохранения и поглощения. Таким образом, число кали достигает двенадцати. Эти кали составляют шактачакру, или круг божественных энергий. Кали, Олицетворенные богини, прославлены в "Крамастотре" Сиддханатхи, некоторых стотрах (гимнах, посвященных божеству) Абхинавагупты, в «Чидгаганачандрике» Шриватсы (ошибочно принимаемого за Калидасу), и в сочинении под названием "Панчашатика", цитаты из которого приводит Джаяратха. Все поэтические описания кали в этих произведениях носят символический характер, поскольку кали кашмирского шиваизма - абстрактная божественная энергия, а не божество, имеющее тонкую божественную форму, как Кали в "Дургасапташати".
Те, кто практикует шакта йогу и занимается калиная, должны представлять себя повелителями круга божественных энергий. Им следует представлять божественную роль этих энергий относительно всего мира явлений как триединство субъекта, объекта и промежуточных средств познания, называемых соответственно праматр. прамея и прамана. Практикующие визуализируют это триединство в двенадцати ипостасях, проявляющихся в создании, сохранении и растворении, а также в трансцендентном состоянии. Затем они представляют себя вбирающими эти проявления в Себя, одно за другим, с помощью двенадцати божественных энергий, которые визуализируются в виде двенадцати кали, поглощающих их. С помощью такой практики практикующие должны полностью овладеть двенадцатью аспектами божественной сущности. Система этого крайне сложного и умозрительного почитания кали во множестве ее форм, использующая особый вид созерцательной медитации и практикуемая с четким убеждением, что все Едино, т.е. чистой недвойственности, значительно отличается от куль Кали, широко распространенного в Бенгалии (Культ Кали в Бенгалии обычно включает в себя кровавые жертноприношения животных, которые возлагают к подножью ее мурти (изображению божества), несмотря на то, что обе формы почитания Кали тантрические по происхождению и характеру.
Упомянутые разновидности шакта упая, такие яга, хома, и т.д., требуют очень глубокой и полной формы созерцания, которое одновременно поглощает все феноменальное существование бесконечным Я-сознанием практикующего. Эта практика так сложна, что только наиболее совершенные йогины, такие как Абхинавагупта, могли успешно ее выполнять.
Шивананданатха разработал более легкий вид Шакта упая, заключающийся в использовании упомянутых двенадцати категорий в определенном порядке. Эти категории одна за другой используются в качестве целей созерцательной медитации и последующего поглощения. Поскольку крама означает "последовательность" на санскрите, более легкий вид шактаупая стал известен как краманая. О краманае было много написано разными йогинами, и Джаяратха цитирует многих из них в своем комментарии к "Тантралоке". На самом деле, этот крама-метод шакта упая стал таким популярным среди практикующих системы Трика в Кашмире, что многие учителя, такие как Джаяратха, упоминали их совместно с Трикой как независимую систему.
Тенденция рассматривать систему крама как самостоятельную была широко распространена во времена Абхинавагупты, что говорило о популярности практики краманая. Если бы это действительно была независимая теологическая система, она бы не обсуждалась в таких подробностях как составная часть и важная разновидность шакта упая. Кроме того, главный принцип двенадцати кали применялся не только в шакта упая, но также в шамбхава. Он также упоминался как важный элемент дхьяны анава упая.
Абхинавагупта приводит несколько цитат из Агам, говоря о различных системах садханы, таких как Вама, Дакшина, Кула, Мата, Трика, и т.д. Эти цитаты встречаются в его комментарии к "Паратришике". Джаяратха также цитирует эти отрывки. Ни в одном из них крама не упоминается как самостоятельная система духовной практики.
Чаттерджи, первый исследователь кашмирского шиваизма, ошибочно назвал краму независимой системой теологической практики. К сожалению, большинство современных ученых приняли его взгляд, не учитывая вышеупомянутые факты.
Крама, доктрина двенадцати кали - важный элемент всех трех упая, и неотьемлемая часть систем Трика. Как таковая, она не может считаться самостоятельной системой или практикой. Эта разновидность шакта упая, входящая в Трику,
пользовалась особой популярностью среди древних мастеров кашмирского шиваизма.
Когда практика шакта йоги доведена до соврешенства она автоматически достигает уровня шамбхава йоги. Согласно этой философской традиции методы шамбхава и шакта йоги, предназначен только для тех ищущих, которых Господь
Шива одарил мощным потоком божественной благодати. Только такие люди проявляют живой интерес к практике и быстро достигают успеха на высших ступенях йоги. Шамбхава также известна как абхедопая, монистический метод освобождения, и шакта называется бхеда-абхеда-упая, монодуалистический метод.