Кашмирский шиваизм. Глава 9. Йога в системе трика. Шамбхава йога

Mar 09, 2013 11:20

Оригинал взят у _dasein_ в Кашмирский шиваизм. Глава 9. Йога в системе трика. Шамбхава йога


ШАМБХАВА ЙОГА
Практика прямой реализации чистой божественной природы Я известна как шамбхавайога, или шамбхава упая. В этой высочайшей форме практики, стремление ума к мыслительному процессу и пониманию успокаивается. Она замирает и растворяется в вибрирующем сиянии чистого Я- сознания. На этой ступени, практикующие начинают испытывать блаженство Я, и по мере продвижения в практике, приходят к ясной интуитивной реализации своей божественной природы.

Шамбхава йогу следует выполнять без какого- либо давления и напряжения. Ум (манас) следует расслабить и успокоить. Укрощать его надо мягко, не пытаясь силой прекратить его активность. Практикующий сохраняет присутствие слабого осознания в уме таким образом, что можно вполне оценить бесполезность его неугомонности. Эта тонкая форма свидетеля-сознания в конце концов успокаивает ум и неукротимое желание эго защищать себя. Вся активность воображения, созерцания и концептуального мышления прекращается сама собой. Чистое Я-сознание ярко сияет в наступившем покое, и Я интуитивно осознает и узнает Себя без помощи ума или способности понимать. Такая практика приводит к прямой реализации Божественной Сути посредством шамбхава самавеша, и, как следствие, к освобождению от всех оков. С помощью регулярной практики самавеши практикующий становится дживанмуктой и обнаруживает в себе божественные силы, о которых говорилось выше.
Глубокая преданность Богу и правильное понимание своей истинной природы - два существенных помощника в такой прямой реализации Абсолютной Реальности. Практикующие, не располагающие правильным теоретическим знанием истины, могут потерпеть неудачу, пытаясь освободить свое понимание от умственных привычек, возникших в силу очень древних, индивидуальных заблуждений, созданных майей. Как результат, они могут не достичь освобождения. Более того, практикующие рискуют оказаться в состоянии абсолютного сна без сновидений, известного как апаведья-сушупти, принять его за конечную цель и застрять там до окончания своего существования. Несмотря на действия связывающих сил Господа, бхакти помогает практикующим преодолевать все препятствия, возникающие на пути к освобождению. Бхакти дает людям возможность в действительности почувствовать и узнать истину, реализованную в йогической практике. Благодаря бхакти, они не становятся жертвами соблазна элоупотребления снерхъестественными силами, которые зачастую автоматически развиваются в практике шамбхава йога.
Практика дзен японского буддизма, хотя и напоминает в каком-то смысле шамбхава йогу, приводит практикующих в состояние нигилистического покоя. Это происходит потому, что буддистские практикующие избегают бхакти и всяческого теизма, и благодаря практике в системе этих верований, развивают в себе концепцию нигилизма, глубоко проникающую в их подсознание. Таким образом, буддистская практика ведет к уровню пралаякала. Как говорилось выше, это также относится к школе Трансцендентальной Медитации Махариши Махеш Йоги, которая тоже может привести практикующего в состояние сна без сновидений. Такого не происходит с шиваитскими йогинами, поскольку правильное теоретическое знание позволяет им устремляться к более утонченным состояниям просветления.
Высшая форма шамбхава йоги не рассматривалась Абхинавагуптой подробно из-за ее секретного характера. Он намекает на некоторые аспекты этой практики во второй главе "Тантралоки" и «Тантрасары», в которых он обсуждает высшую практику, известную как анупая йога, йога без метода. Когда шамбхава достигает полной зрелости, она занимает положение анупая.
Хотя об этой разновидности йоги нет достаточной информации, можно найти ее следы в Индии на протяжении многих веков. Существует традиционная поза, связанная с этим видом йоги, называемая шамбхави-мудра. Хотя она может
помочь в начале, эта мудра не обязательна после достижения достаточного опыта в этой практике. Известно, что традиция применения шамбхави-мудры в этой разновидности йоги была широко распространена в Индии в течение тысячелетий, так как историки опознали эту мудру в бюсте йогина, найденного в древних руинах Мохенджодаро.
Эта йогическая практика прямой реализации и ее вспомогательные мудры подробно рассматриваются в б главе "Бхагавадгиты". Тот же вид йоги и мудры отражены в поэзии Калидасы, в третьей песне его "Кумарасамбхавы". Смрити Яджнявалкьи вкратце упоминает о ней. Также она нашла свое отражение в некоторых вачанах (речениях) святых вирашиваизма Карнатаки. Ачарья Амритавагбхава, шиваитский философ нашего времени, недавно рассказал об этом в своей работе "Сиддхамахарахасья".
Матрика и малини - два вида шамбхава йоги, которые используют древнеиндийскую грамматику. Это включает высокотехнический подход к санскритскому алфавиту и использование звука в духовной практике. Матрика йога подробно обсуждается Абхинавагуптой в «Тантралоке», «Тантрасаре» и "Паратришикавиваране". В этой разновидности шамбхава йоги практикуется интуитивного рода визуализация, в которой вся вселенная переживается как отражение собственных божественных энергий. Все явления представляются сияющими внутри благодаря игривой божественной воле практикующего. Практикующие матрику представляют свои собственные божественные энергии, сияющие в форме шестнадцати гласных индийского алфавита, и видят их отраженными в форме всех проявленных элементов - от элемента земли до Шакти, и, наконец, сверкающими в форме согласных. Все это происходит мистическим образом без какого-либо участия концепций ума или условных отношений между словами и их значениями. Практикующие матрика йогу интуитивно осознают, что все мироздание возникло внутри них, отражено в них и совершенно не отлично от их истинного Я.
Вторая категория этого вида шамбхава йоги известна как малини йога. Подобная практика применяется и в ней, но на сей раз буквы расположены вразнобой, гласные и согласные перемешаны друг с другом. Это глубоко мистическая практика шамбхава йоги, подробно описанная в «Паратришикавиваране», приносит быстрые результаты, и служит одновременно достижению как бхоги (наслаждения), так и мокши (освобождения).
Существуют и другие виды шамбхава йоги, когда практикующие, развив достаточную силу внимания (авадхана), обращают всю силу концентрации этого осознания на свое блаженное сознание для того, чтобы уловить это психическое состояние и остаться в нем. Это переживание блаженства я фактически доступно каждому при разных обстоятельствах. Например чистое Я- сознание каждого человека на короткий миг сияет своим собственным лучезарным светом в тех ситуациях когда мы испытываем сильные эмоции, такие как гнев, радость, изумление, и.т.д., или же во время какого-либо приятного переживания, или в промежутке между двумя мыслями, или в состоянии между бодрствованием и сном. Наиболее бдительные практикующие, обладающие повышенной внимательностью, осознают внутреннюю природу чистого Сознания в такие моменты. Затем, уловив ее сосредоточенным в одной точке осознанием, они стараются утвердиться в этом состоянии Самораскрытия на какое-то время. Со временем и приобретением большего опыта в практике, эти переживания Я длятся дольше и постепенно более тонкие уровни этого переживания оставляют все более глубокие
следы в подсознании. Наконец, это переживание Я становится сущностной природой практикуюших.
Различные виды шамбхава йоги, описанные в таких философских трудах, как "Спанда-карики", обсуждались Абхинавагуптой в "Ишварапратьябхиджчявивритивимаршини", где он цитирует множество стихов из карик Бхатта Каллаты. Среди мастеров этой традиции, казалось, существовало соглашение по поводу канонов описания таких сугубо эзотерических практик. Их не держали в полном секрете, но, одновременно с этим, никогда не описывали их четко и полностью в виде единого текста. Абхинавагупта получил такое указание от своего величайшего наставника, Шамбхунатхи. Как он говорит в "Тантрасаре":
नातिरहस्यम् एकत्र ख्याप्यं न च सर्वथा गोप्यम् इति हि अस्मद्गुरवः॥
Наш достопочтенный учитель сказал, что доктрину, слишком секретную по своей природе, не следует раскрывать в одном контексте, и, в то же время, она не должна полностью утаиваться.
Ни один элемент концептуального мышления не должен проникнуть в практику какого-либо вида шамбхава йоги. Поскольку она осуществляется исключительно за счет силы воли практикующего, без вмешательства какой-либо формы знания и действия, она называется иччха йога, или йога воления. Полное совершенство и регулярная практика шамбхава йоги приносит результаты и открывает тайны всех низших видов Трика йоги.

книги, индология, hindu, индийская философия, shiva

Previous post Next post
Up