Оригинал взят у
_dasein_ в
Кашмирский шиваизм. Глава 9. Йога в системе трика. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЙОГИ
Согласно системе Трика. йога - это теологическая практика, помогающая достичь реализации абсолютного единства между практикующим и Абсолютной реальностью, т.е. между йогином и Богом. (слово йога происходит от корня "юджир" - "йоге" (становиться одним с...), а не от корня "юдж" - "смадхау" (медитировать на), как утверждает "Йогасутрабхашья").
योगं एकत्वं इच्चन्ति वस्तुनो ऽन्येन वस्तुना। (Малинивиджаятантра, 4,4)
Единство одного (ограниченного существа) с другим (Всемогущим Богом) называется йогой шиваитскими йогинами.
Практикующим йогу предписывается осознать свою забытую истинную природу и узнать себя как Абсолют, Парамашиву. Считается, что такая реализация легко достижима с помощью Трика йоги, если она сочетается с глубокой преданностью Богу и правильным теоретическим знанием абсолютизма шиваитского монизма. Теоретическое знание устраняет умственные заблуждения йогинов и их неверные представления о Реальности, а преданность очищает их сердца, помогая им действительно почувствовать и испытать истину шиваитского монизма. Таким образом, йога Абхинавагупты - это интегральный процесс развития как ума, так и сердца. Люди с недостаточной ясностью ума не могут осознать истину, в то время как бессердечные не способны ее усвоить.
Патанджали, напротив, начинает учение йоги с самого низкого уровня и намеревается провести практикующих, шаг за шагом, к высшему уровню известному в этой системе как нирбиджа самадхи. В этом состоянии ограниченное я-сознание человека полностью останавливается и перестает отвлекаться внешними объектами. Сознание сияет само собой и остается неподвижным как пламя в лампе, горящей в безветренном месте. В таком состоянии сознания нет ни действия, ни знания. У йогов, находяiцикся в таком виде самадхи, нет никакого осознания силы их божественного источника, а также они не осознают своей бесконечности. В "Ишварапратьябхиджнявимаршини" Абхинавагупта
рассматривает эту разновидность самадхи как один из видов сушупти.
सुषुप्तं तु देहाद्यनादरकृतं अचिरकालं च इति विशेसः। तत्रापि श्रमकृतं निद्रा धातुदोषकृतं मूर्च्चा द्रव्यकृतं मदोन्मादादि स्वातन्त्र्यकृतं समाधिर् इत्यवान्तरभेदाः॥
Состояние сна является результатом полного отсутствия осознавания существования тела, и т. д. Оно кратковременно и, в этом отношении, отлично от пралаи (растоворения явлений). Сон вызывается усталостью, потеря сознания происходит благодаря дефекту какой-то части тела, опъянение или безумие может быть вызвано пищей или напитками, самадхи же приходит в результате действия собственной свободной воли. Существуют разные его виды.("Ишварапратьябиджнявимаршини" с "Бхаскари", II. 265).
Абхинавагупта советует практикующим подняться над сушупти на более высокие уровни четвертого психического состояния, называемого турья, состояния спонтанного раскрытия божественной природы Я.
Особой и очень важной чертой Трика йоги, которую нельзя найти в других системах, является доктрина "одержимости" (самавеша). В самавеше практикующие внезапно исполняются состоянием Шивы, и чувствуют себя всеведущими и всемогущими. Это не тот вид одержимости, при котором одержимый и входящая в него сила различны. Скорее, в самавеше йогины входят в состояние единства, и их ограниченные индивидуальности разрастаются до вселенского Я-сознания, божественное могущество которого они ощущают. Самавеша определяется как погружение зависимого индивидуального сознания в свободное Сознание. Фактически, это внезапная непосредственная интуитивная реализация собственной Божественной Сути, называемой ишварапратьябхиджня.
Достаточная практика самавеши приводит к состоянию дживанмукти (освобождению в этой жизни), находясь в котором йогин развивает сверхъестественные способности (сиддхи). Дживанмукта может использовать эти божественные силы по своему желанию, хотя такая возвышенная личность скорей всего предпочтет не вмешиваться в естественный ход событий. Также они могут быть использованы в делах божественного управления, сферы, состоящей из бесконечных иерархий мужских и женских божеств разных полномочий. Такого рода йогическое достижение не считается преградой на пути к окончательному освобождению. Скорее, оно рассматривается как вспомогательное, так как устраняет любое сомнение по поводу божественной природы Я и развивает твердую веру в последующее достижение абсолютного единства с Парамашивой по окончании жизни. Затем, эти способности помогают утвердить веру и уверенность в умах достойных учеников, которые видят, что наставник, будучи сам освобожденной личностью, может освободить других.
Самавеши можно достичь как на начальных, так и на высших уровнях Трика йоги. Тем не менее, когда состояние самавеши возникает на высших ступенях йоги, оно считается более высоким, поскольку раскрывает более возвышенный аспект Божественной природы личности. По причине наличия разных уровней, на которых можно испытать самавешу, эта школа признает пятьдесят видов одержимости Шивой.
Абхинавагупта разделяет Трика йогу на три основные категории, известные как шамбхава, шакта и анава. Анава йога далее подразделяется на дхьяна, уччара, карана, дхвани и стханакальпана. Наконец. стханакальпана делится дальше на шесть способов медитации на внешних предметах, известных как шададхван.