Московское метро. Начало строительства - 1931 год. На 2010 год введено (не считая "станций-призраков") 180 станций (12 линий), ввод последней - 2010 год; средняя скорость строительства - 2,4 станции в год.
После развала СССР (условно считаем с 1992 года) открыто 34 станции, средняя скорость строительства - 1,89 станции в год.
Статистика. Население на 2010 год - 10.562.099 человек, с учетом агломерации - 14.500.000 человек. Следовательно, одна станция метро приходится на 58.678 москвичей или на 80.555 жителей агломерации. Стоимость строительства 1 километра метро - 63.770.000 евро.
Перспектива на 2025 год. Открытие дополнительно 61 станции. Средняя скорость строительства начиная с 1931 года - 2,56 станции в год.
Однако мы хорошо знаем, что после развала Союза в Москве строительство станций неоднократно замораживалось, сроки сдачи переносились, а ввод некоторых станций и пусковых участков отменялся совсем. К тому же, этих 240 станций все равно будет мало для Москвы. Если предположить, что население не увеличится, то будет приходиться по 1 станции метро на 43.826 москвичей или на
60.165 жителей агломерации.
Минское метро. Начало строительства - 1977 год. На 2010 год введено 25 станций (2 линии), ввод последней - 2007 год; средняя скорость строительства - 0,75 станции в год. При этом следует учитывать следующее. В Москве строительство ведется сразу на нескольких участках разных линий, из-а чего возможно открытие станций одной за другой на разных линиях. В Минске же параллельного строительства нет, и за новый участок берутся лишь после окончания предыдущего. Поэтому, если взять год ввода последних станций (2007) и высчитать среднюю скорость строительства, то получится 0,83 станции в год.
После развала СССР (условно считаем с 1992 года) открыто 10 станций, средняя скорость строительства - 0,55 станции в год.
Статистика. Население на 2009 год - 1.828.000 человек, с учетом агломерации - 2.650.000 человек. Следовательно, одна станция метро приходится на 73.120 минчан или на 106.000 жителей агломерации. Стоимость строительства 1 километра метро - 45.000.000 долларов.
Перспектива на 2024 год. Открытие дополнительно 20 станций. Средняя ожидаемая скорость строительства начиная с 1977 года - 0,95 станции в год.
Если предположить, что население не увеличится, то будет приходиться по 1 станции на 40.622 минчанина или на 58.888 жителей агломерации.
Перспектива на 2035 год. Открытие дополнительно 9 станций. Средняя ожидаемая скорость строительства начиная с 1977 года - 0,93 станции в год.
Итого: 4 линии, 54 станции (по некоторым проектам - до 59 станций). Метро пересекает весь город, каждая линия доходит до кольцевой в оба конца. Схемы перспективного развития минского метро - здесь:
http://incopolis.livejournal.com/18995.html Вывод. В Минске метро строят в среднем в 2,8 - 3 раза медленнее, чем в Москве. При этом в среднем одна минская станция обслуживает большее число человек, чем одна московская станция. Но при этом же московское метро почти всегда выглядит более загруженным, чем минское, особенно это касается конечных, пересадочных и станций внутри кольцевой ветки. Это из-за того так, что в Минске намного лучше развита сеть наземного общественного транспорта. В будущем, через полтора десятка лет, в Минске число станций вырастет значительно: на 44%, а Москве - лишь на 33%, и тогда статистическая загруженность минских станций метро станет ниже, чем московских.
И напоследок. Из приятного. Строительство минского метро обходится примерно в 1,92 раза дешевле, чем в Москве. Минское метро занимает второе место (после киевского) по числу пассажиров на один километр линий. Средяя техническая скорость движения поездов минского метро - самая большая среди метрополитенов стран СНГ.
Обновление.
Питерское метро. Начало строительства (возобновленное) - 1947 год. На 2010 год введено (не считая "станций-призраков") 63 станции (5 линий), ввод последней - 2009 год, средняя скорость строительства - 1 станция в год.
После развала СССР (условно считаем с 1992 года) открыто 9 станций, средняя скорость строительства - 0,5 станции в год.
Статистика. Население на 2010 год - 4.600.310 человек, с учетом агломерации - 5.400.000 человек. Следовательно, одна станция метро приходится на 73.020 петербуржцев или на 85.714 жителей агломерации.
Перспектива на 2020 год. Открытие дополнительно 41 станции (в том числе станций "наземного экспресса"). Средняя ожидаемая скорость строительства начиная с 1947 года - 1,42 станции в год.
Если предположить, что население не увеличится, то будет приходиться по 1 станции на 44.233 петербуржца или на 51.923 жителя агломерации.