Сегодня все стюардессы и стюарды национальной авиакомпании "Белавиа" выйдут на работу в новой форме. Ребрендинг, который давно обещали, начал, наконец, потихоньку проявляться. Давайте рассмотрим внимательно.
Про новую форму нам говорили еще полгода назад, и журналисты вместе с пассажирами компании с нетерпением ее ждали. Напомним, как выглядела прежняя спецодежда: белые блузки/рубашки с коротким рукавом, иссиня-черные жилетки и брюки/юбки и голубые шейные платки.
Старая форма, по словам заместителя генерального директора "Белавиа" по маркетингу Игоря Чергинца, была базовой моделью от "Элемы" - по сути, обычной униформой, слегка адаптированной для авиакомпании. Новую форму разработали целиком в "Центре моды" под руководством Эльвиры Жвиковой. Причем на этот раз сделали сразу по два комплекта: летний и зимний.
При разработке формы тесно общались с проводниками: чего им не хватает, какие нарекания, что изменить, где ушить, куда добавить? В частности, девушки жаловались, что форменная блузка так и норовит вылезти из-под юбки (стюардессам то и дело приходится тянуться к багажным полкам), - в новом варианте им разработали сорочки-боди. Также проводники рассказывали, какого цвета и фасона им бы хотелось носить зимние шапки.
Итак, зимняя форма выдержана в темном ключе с яркими вставками: пиджаки и юбки/брюки - темно-синие, жилетки - красные, галстуки и шейные платки - красные с синими элементами; шапочки - синие с красным кантиком. Поскольку бортпроводники должны также присутствовать при погрузке багажа, то для них была разработана и уличная утепленная одежда: пальто и куртки с подстежкой и отороченными мехом капюшонами, меховые шапки (женские - из шиншиллы, мужские - из крашеного песца) и яркие красные шарфы.
Отметим, что форма стюардесс многих авиакомпаний обязательно включает головной убор, и с шапочкой и белыми перчатками образ проводников "Белавиа" стал более цельным, завершенным. Интересно, что дизайн шейного платка очень похож на таковой из одного из вариантов формы стюардесс авиакомпании "Трансаэро" - синий, белый и красный в "горошек".
Летняя форма представлена более теплыми и сдержанными тонами: серым, белым и светло-розовым. Пиджаки, жилетки, брюки/юбки и шапочки - серые, блузки/рубашки - розовые с белыми воротниками и манжетами, шейные платки и галстуки - серо-розовые. Также впервые был представлен и такой элемент гардероба, как сарафан. Верхняя летняя одежда включает в себя плащи-тренчи (с пледовой подстежкой) и серые же шарфы в косую розовую линейку.
Нам показалось, что серая форма выглядит как-то… слишком приземленно, что ли. С пяти метров или более, скажем, стюард почти ничем не выделяется - ну "мужик в пиджаке", условно, выглядит как обычный менеджер среднего звена. Да и серый костюм бортпроводницы больше похож на офисный наряд, нежели на стильную униформу. Пожалуй, проводников в летней форме очень легко можно будет принять за обычных пассажиров, а ведь, скажем, при наступлении какой-то внештатной ситуации стюарды должны быть хорошо различимы в салоне или на летном поле. Мы задали об этом вопрос Эльвире Жвиковой, на что она ответила в шутку: "Проводники будут ходить по салону строем, вы их не спутаете". Мол, серый цвет был выбран сознательно, и не обязательно быть с головы до пят одетым в красное. Да и значки авиакомпании и именные бейджи якобы помогают выделиться. Словом, мы ожидали более запоминающийся образ.
Любопытно, что только у мужских пиджаков мы видим клапаны карманов (есть ли там карманы на самом деле - сказано не было). А вот у стюардов British Airways аж по три полноценных наружных кармана на пиджаках.
Новая форма включает в себя более 40 различных предметов - редизайну подверглись даже ланьярды (шнурки для бейджей). Всего было заказано около 250 комплектов женской одежды (помимо стюардесс, ее наденут также кассиры, сотрудницы службы возврата багажа, стендисты у стоек регистрации) и 41 мужской комплект. Изготовлением костюмов занимается московская фирма "Галактика", имеющая долгий и богатый опыт пошива спецодежды (в советское время она называлась "Вымпел") для различных авиакомпаний. В Беларуси с таким заказом обратиться было не к кому, и вряд ли в ближайшее время подобные фирмы появятся на нашем рынке. А "Галактика" оказалась хороша не только тем, что очень тщательно подошла к созданию спецодежды (ее специалисты приезжали в Минск для обмеров и консультаций), но и тем, что готова "поддерживать" именно эту линию одежды: довыпускать некоторые детали или новые комплекты целиком, если "Белавиа" потребуется одежда при расширении штата проводников или если после трех лет (срок "службы" спецодежды в авиакомпании) решено будет оставить одежду именно этого дизайна. Но есть в новом гардеробе бортпроводников и белорусская составляющая: чемоданы на колесиках изготовила компания "Галантея".
На вопрос нашего коллеги о корпоративном календаре со стюардессами Игорь Чергинец ответил так: "В названии нашей авиакомпании есть слово "национальная", и мы полагаем, что с выпуском такого календаря возникнет маркетинговый диссонанс. В нашей нише мы этого допустить не можем". Большинство других авиакомпаний, которые летают в Минск, тоже являются крупными национальными перевозчиками, и они также не выпускают подобные календари. На ремарку об известной истории с календарем "Аэрофлот" Игорь Николаевич отметил, что вряд ли руководство авиакомпании пошло на это и, скорее всего, в той фотосессии имела место какая-то провокация.
Что касается дальнейшего ребрендинга, то, как поведал начальник службы маркетинга и ВЭД Ян Мацур, "Белавиа" постарается привлечь к переговорам 7-8 белорусских компаний, которые могли бы помочь авиаперевозчику сменить имидж. К сожалению, пришлось отказаться от услуг зарубежных агентств, потому что к их гонорару пришлось бы приписать лишний ноль. На первых порах компании-партнеру придется провести полный бренд-анализ и выяснить, что именно нуждается в изменении. В первую очередь, эти изменения станут видны в тех сферах, где есть массовый контакт компании и пассажира: сегодня - форма проводников, совсем скоро - новый дизайн сайта, потом - изменение стиля офиса, стоек регистрации, касс, цветового решения салона и так далее, заканчивая авторучками у продавцов билетов. Игорь Чергинец добавил, что во второй половине года, ближе к осени, эти изменения проявятся очень широко - вплоть до появления первых самолетов в новой ливрее.
И напоследок - шутка. Раз уж в названии авиакомпании есть слово "национальная", то, наверное, некоторые наши читатели предпочли бы, чтобы у стюардесс была форма, которую уже используют бортпроводники авиакомпании Air Italy.
http://news.open.by/country/97490