Недавно среди пассажиров минского метро пополз слух: одну из бронзовых груш на станции "Грушевка" украли вандалы! Потом, правда, представители метрополитена объяснили, что грушу не отломали, - просто их сняли, чтобы укрепить еще лучше, а то расшатались от многочисленных любителей сфотографироваться на память. Я припомнил, какие еще минские скульптуры подверглись нашествию культурных горожан.
Вандализм, надо полагать, существовал издревле, иначе египетские Пирамиды не были бы разграблены задолго до появления первых исследователей. Что касается скульптурных вандалов, то и тут новизны никакой нет. Так, еще в 356 году до нашей эры один бесноватый чудак по имени Герострат сжег статую богини Артемиды, сделанную из золота и слоновой кости, а заодно и весь храм, в котором она стояла. Чудо Света, между прочим.
Минскому скульптурному вандализму тоже немало лет. Даже если не считать за вандализм снос памятников и скульптур властями, несколько десятилетий назад хулиганы уже покушались на изваяния столицы. Так, не то в 1979-м, не то в 1981-м году двое подвыпивших парней решили искупаться в фонтане со скульптурой "Мальчик с лебедем", что в Александровском сквере. Так знатно они резвились, что скульптуру умудрились повредить: мальчику переломили руку, лебедю - шею. Восстановление заняло немало времени. С тех пор никто не мешает мальчику забавляться с птицей.
Еще одна советская скульптура, которая пострадала от рук вандалов, - это памятник Якубу Коласу и героям его произведений, установленный на площади Якуба Коласа осенью 1972-го года. Один из персонажей - Сымон-Музыка - изначально водил по скрипочке смычком, но уж много лет назад отважные скульптуролазы тяжестью своих тел отломали смычок, с тех пор рука юного музыканта зависла в воздухе пустой.
Некоторые источники утверждают, что смычка у Сымона не было с самого начала. Поиск правды продолжается. На макете в музее Заира Азгура смычка нету.
Чем больше в Минске стало появляться скульптур - тем чаще они проверялись на прочность духовно богатыми горожанами. Одна из первых скульптур работы Владимира Жбанова - "Девочка с зонтиком", установленная в Михайловском сквере весной 2000 года, - пожалуй, чаще других подвергалась нашествию. В сентябре того же года неизвестные отломали купол зонта и кисть правой руки девочки. В октябре следующего года девочку изувечили снова. К 2007 году зонтик отломали уже четыре раза! Певец Дмитрий Колдун взгромоздился на бедную девочку в апреле 2007-го, - размещенный в интернете снимок тут же стал причиной гнева со стороны многих минчан и автора, который обозвал певца "конем здоровым". А один раз скульптуру убрали, чтобы изготовить с нее копию и отвезти в Крым, в санаторий "Беларусь".
Кстати, о конях. Скульптура "Лошадь", установленная возле Комаровского рынка, усилиями бравых ковбоев тоже теряла сидящего на ее спине воробышка. Сейчас птичка снова "в седле", а вот барановичская копия лошади изначально была установлена без пернатого всадника.
С "Веселым Васей" (жбановской скульптурой любителя бани, установленной в октябре 2004-го на улице Московской) случилась полудетективная история. Стояла она себе, стояла, а потом вдруг бац - исчезла. Оказалось, что баня №7 заказала композицию, но оплачивать счета не спешила. Когда кредиторы насели всерьез, новый директор открестился: мол, это прежний директор заказал бронзового парильщика, хотя никакой сметой он не был предусмотрен. Оплачивать прихоти предшественника новый руководитель отказался, и скульптуру демонтировали. Но поток возмущений от адептов легкого пара и непосредственно руководству бани, и в городские газеты был так силен, что директор вынужден был раскошелиться и попросил вернуть Васю на место. Любитель парилки вернулся на свое место в сентябре 2007-го.
В ноябре 2011-го прохожие вдруг не досчитались фигурки мальчика в составе скульптурной композиции "Покупатели" перед ЦУМом. Скульптуру Владимира Жбанова установили только летом, и вот спустя четыре месяца она оказалась неполной. Ее, в отличие от многострадальной "Девочки с зонтиком", сломать не успели, но погнули основательно. Чтобы не допустить крушения, изваяние отправили на завод, где его усилили арматурой.
Не только жбановским скульптурам в Минске не везло. Произведение Константина Селиханова "Муза оперы", установленная на аллее перед театром Оперы и Балета осенью 2008-го, недолго радовала глаз своим оригинальным видом. Уже в июле 2009-го почитатели высокого искусства отломали у барышни маску. Теперь дамочка без ног выглядит так, как будто утирает слезы.
Работу "Муза" выпускницы Белорусской государственной академии искусств Алены Липинской установили в 2010-м году во дворике учебного заведения, что случается очень нечасто. А уже год спустя некие голодные вандалы отломали половинку силуминового яблока, что лежало на лавочке рядом с Музой. Так до сих пор скульптура и стоит куцая.
"Не сломать, так разрисовать", - по другому и не объяснишь подвиги героев минских скверов. Так, сломать огромную скульптурную композицию "Венок" в парке Янки Купалы за 40 лет еще не удавалось. Но в "сухой сезон", когда фонтан не работает, ребята с позывами на творчество забираются в резервуар и красят девушкам губы и ногти, а заодно разрисовывают словами тела.
Аналогичная судьба постигла скульптуру, про которую мы, к сожалению, почти ничего не знаем. Установлена она на улице Воронянского, условно назовем ее "Афродита". Местные художники с богатым внутренним миром давно изрисовали скульптуру так, что без сильных моющих средств и не отчистить. А поскольку стоит изваяние в глубине спальных массивов, то за ней и не следят и уже который год коммунальные службы не могут отмыть барышню до блеска.
Люди, которые не могут выделиться умом, пытаются выделиться по патентованной системе Герострата. Только в отличие от древнегреческого вандала, от этих искателей подвигов даже имен не остается.
http://news.open.by/country/97277