Первая часть большой статьи про авиакомпанию "Белавиа": дальние рейсы, местная авиация, новые самолеты и Боинг для президента.
Национальная авиакомпания "Белавиа" открыла самый дальний свой рейс - в Новосибирск. Во время полета мы два часа беседовали с замдиректора по маркетингу Игорем Чергинцом и выяснили, в какую сторону авиакомпания будет развиваться дальше.
Дальние направления
Как мы и обещали еще в ноябре, "Белавиа" все же "распечатала" 39-й по счету рейс - в Новосибирск, - самый дальний среди всех маршрутов компании: 3.480 км, в пути 4 часа 40 минут.
До этого самыми дальними были рейсы в Тель-Авив, Ашхабад и Павлодар. Кстати, для "Боингов" авиакомпании ограничение по дальности составляет 4.400 км, а для "тушек" - 6.000 км, так что появление более отдаленных пунктов назначения все еще возможно. Сейчас ведутся проработки открытия маршрутов в другие крупные города европейской России: Нижний Новгород, Самару. Что касается рейса в Новосибирск, который будет выполняться дважды в неделю по четвергам и воскресеньям, то в немалой степени он ориентирован на белорусскую диаспору, которая в Сибири довольно велика. Есть и другие категории клиентов. Например, на самый первый рейс из Новосибирска в Минск сели несколько футбольных болельщиков с соответствующей атрибутикой: яркими шапками, флагами и "дуделками". Прямых рейсов из новосибирского аэропорта Толмачево в Польшу нет; наиболее близкие к чемпионату Европы по футболу города, куда можно улететь, - это Берлин, Прага и Киев. Так что, вероятно, число сибирских футбольных фанатов на рейсах "Белавиа" в июне будет только расти.
Не секрет, что аэропорт Толмачево часто используется для пересадок при поездках в Юго-Восточную Азию. Мы изучили расписание вылетов из Толмачево и выяснили, что рейс "Белавиа" пока не очень удачно стыкуется с другими: в течение нескольких часов можно пересесть на самолеты в Бангкок и Хошимин, а вот время ожидания самолетов в Пекин и другие города Китая, а также в Пхукет и на Бали могут составить от 15-18 часов до нескольких суток. Гендиректор Анатолий Гусаров сказал по этому поводу: если вырастет пассажиропоток, то будем летать чаще. Пока же на первый рейс "туда" было продано 53 билета, а обратно - 82, все эконом-класса.
Рассвет в Новосибирске
Собственно, и Пекин все еще представляет интерес для белорусского перевозчика, но пока у "Белавиа" нет самолетов, способных летать так далеко без пересадки. Впрочем, три года назад Анатолий Гусаров говорил, что через 3-4 года "Белавиа" может приобрести дальнемагистральные "Боинги 767". Сначала обещали, что прямой рейс в Пекин откроют в 2010 году, в феврале этого года было сказано, что в ближайшие два года дальнемагистральников не появится, и вот сейчас снова намекнули о возможной организации рейса в китайскую столицу.
В новосибирском аэропорту даже среди ночи рейсы следуют один за другим.
Ближняя авиация
Что касается развития местной белорусской авиации, то тут шансов по-прежнему почти никаких. Государство не собирается дотировать рейсы в регионы, а летать в убыток никто не хочет. Вон на московских рейсах загрузка составляет 55%, как говорил весной Анатолий Гусаров. Что уж говорить полеты в областные центры, которые хоть и вдвое-втрое ближе, но билеты туда все равно обойдутся в немалые деньги. В начале двухтысячных компания "Руби-Стар" организовала рейсы из Могилева в Минск и Москву на "чебурашках" Let L-410, чуть позже компания "Полет" открыла полеты на турбовинтовых SAAB-2000 из Гомеля в Москву. А еще несколько лет назад авиакомпания правительства Москвы "Атлант-Союз" летала из Первопрестольной в Минск-1, Брест и Гродно на Embraer-120, а латвийская AirBaltic гоняла из Риги в Гомель на Fokker-50. Но, говорит Игорь Чергинец, обслуживание техники там было не на высоте.
Сейчас из облцентров летает только "Белавиа". Причем только в Калининград, но делает это "методом треугольника": рейс организован челночным способом, по маршруту Брест - Калининград - Минск - Калининград - Брест. Мы предложили слегка видоизменить эту цепочку и соединить тот же Брест с Москвой. Понятно, что не наберется много брестчан, готовых лететь в российскую столицу, поэтому нужно сделать посадку в Минске и добирать пассажиров там: Брест - Минск - Москва. А тарифы сделать такими, чтобы жители Бреста не катались в Минск по дешевке, а летели именно в Россию. Игорь Николаевич обещал подумать.
В Минск-1 возвращаться не будут: все-таки этот аэропорт со временем вынесут из города, и базироваться там сейчас нет смысла. Тем не менее, оттуда все еще можно улететь в Москву единственным ежедневным коммерческим рейсом компании Utair на турбовинтовом ATR-72. Билеты у нее, правда, стоят от 3.407 рублей (82 евро, не считая сборов), в то время как у "Белавиа" - от 65 евро (не считая сборов). Поэтому и загрузка у "Ютэйра", по словам Игоря Чергинца, не превышает 30%. Однако время - деньги, и для многих возможность летать из центра Минска в самый близкий к Москве аэропорт Внуково вполне окупает те дополнительные два десятка евро разницы между ценой "Белавиа" и "Ютэйр". Подробнее о ценах мы поговорим во второй части статьи.
Самолеты
Сейчас в парке "Белавиа" - 17 самолетов: 4 борта Boeing 737-300, 6 машин Boeing 737-500, 4 единицы Bombardier CRJ200 и 3 штуки Ту-154М. Как мы уже сообщали, осенью должны прибыть два новеньких, с иголочки, бразильских самолета Embraer-175. Кроме того, прямо в эти дни флот компании пополнился еще одним Boeing 737-300, который будет использоваться в основном на чартерных перевозках. Как и прежние самолеты, этот попал в Беларусь не новеньким: первым его эксплуатантом была американская компания Continental, использовал его и популярный бюджетник RyanAir, а последней владелицей стала краснодарская "Кубань", переживающая нелегкие времена. Сейчас самолет находится в ирландском Шенноне на перекраске. Теперь рисунок подсолнухов заменит традиционный триколор "Белавиа": серый низ, белый верх, синяя полоса по линии иллюминаторов.
Как мы уже говорили, "Белавиа" проведет ребрендинг. Будет изменена и ливрея самолетов, и форма летчиков и стюардесс. К сожалению, процесс этот слегка затормозился. Нынешняя раскраска самолетов была придумана штатом авиакомпании в девяностых годах, без привлечения именитых рекламных и брендинговых агентств и знаменитых художников, даже фирменную "птичку" нарисовал один из сотрудников. Какие цвета у самолетов будут теперь, Игорь Николаевич не раскрыл, но поведал, что изменения грядут кардинальные. И дело не только в ярких красках. Но начнется это тотальное перекрашивание только в следующем году, так что и два новых "Эмбраера" прибудут еще в старой ливрее. А, между прочим, смена окраски одного лайнера стоит около 100 тысяч долларов. Новая униформа уже практически готова - она разработана в Белорусском центре моды на Мельникайте, а выпускаться будет с помощью российской компании "Галактика", специализирующейся в том числе на летной одежде. Зато уже к середине осени в пяти-шести самолетах оборудуют бизнес-класс с широкими комфортными кожаными сиденьями по схеме, а кресла эконом-класса перетянут кожей: она хоть и дороже, но служит дольше.
Экипаж за работой на рейсе Новосибирск - Минск
Борт из Новосибирска "припарковался" рядом с утренним рейсом (вылет в 6:10) "Аэрофлота" в Москву. В российскую столицу летит "Сухой Суперджет" SSJ-100. В ноябре 2007 года Анатолий Гусаров говорил, что "Белавиа" не исключает покупки "Суперджета" в перспективе. "Если его продекларированные характеристики удастся воплотить в реальность, то он будет востребован в Беларуси. Надо выждать, как он себя зарекомендует, хотя бы в опытной эксплуатации". А директор департамента по авиации Минтранса Беларуси Вадим Мельник утверждал, что задекларированные характеристики самолета устраивают. "Мы ждем начала коммерческой эксплуатации этой модели и будем рассматривать вопрос о ее приобретении, если она себя покажет". Недавно заместитель премьер-министра Беларуси Анатолий Калинин заявил, что в 2013 году "Белавиа" купит как минимум три новых самолета. Однако еще в декабре минувшего года Анатолий Гусаров в интервью "Интерфаксу" сказал про "Суперджеты", что "в ближайшее время мы не рассматриваем эти самолеты для приобретения. Но это не значит, что со временем ситуация не поменяется". Действительно, когда в Москве было совещание и белорусской стороне предлагали обратить внимание на российские "Сухой Суперджет", Ту-334 и Иркут МС-21, то от этих вариантов пришлось отказаться: "сушку" то и дело преследовали неполадки (все мы помним, как в декабре минувшего года в минском аэропорту у "Суперджета" сломалась стойка шасси), "тушек" пока выпущено всего пять штук, а "иркут" существует лишь на бумаге. Так что в ближайшие годы "Белавиа" будет брать в лизинг подержанные "Боинги" и покупать новые "Эмбраеры".
"Сухой Суперджет" вряд ли получит белорусскую прописку
Президентский "Боинг"
Давно уже ходят слухи о том, что для Александра Лукашенко был приобретен Boeing 767-300ER в VIP-исполнении, который раньше принадлежал Сапармурату Ниязову. Правда, пресс-служба президента не подтверждает эту информацию, но есть некоторые весомые источники, которые утверждают, что сделка все же состоялась. Так, авторитетный международный справочник самолетов и авиакомпаний Airfleets.net утверждает, что передача самолета произошла еще 8 мая этого года и что новый регистрационный номер борта - EW-001PB. А журналисты немецкого издания Der Spiegel утверждают, что самолет находится в ангаре стамбульского аэропорта имени Сабихи Гёкчен, где его перекрашивают и готовят к перелету в Беларусь. Тут есть отчего призадуматься. Глава "Белавиа" Анатолий Гусаров пообещал раскрыть все карты чуточку позже.
В распоряжении президента Беларуси уже есть один "Боинг" модели 737-800, с регномером EW-001PA. Дальность хода этой модели ограничена 5.765 километрами. У "тушки", которая тоже есть в правительственном "гараже", радиус действия, как мы писали выше, - шесть тысяч километров. Между тем Уго Чавес сказал, что 26 июня Александр Лукашенко прилетит в Венесуэлу, а руководитель президентской пресс-службы Павел Легкий сообщил, что глава государства может посетить с визитом Эквадор. А ведь "Боинг", принадлежавший Туркменбаши, может лететь безостановочно 11.300 километров; и если раньше президентскому лайнеру приходилось по пути в Латинскую Америку делать промежуточные посадки, то теперь он сможет добраться до места одним махом: от Минска до Каракаса всего 9.400 км.
Три правительственных самолета в раскаленном воздухе: Boeing 737, Ту-154М, Як-40.
http://news.open.by/country/81927 Продолжение здесь:
http://incopolis.livejournal.com/160173.html