Николаенко Д.В., Бойко О.С. Здоровье населения страны как основа ее имиджа...

Apr 30, 2010 21:27



Сведения об авторах: Николаенко Дмитрий Васильевич, доктор географических наук, заведующий лабораторией тематического картографирования и эпидемических процессов Института геодезии и картографии, г. Киев. Круг интересов: география человека и эпидемиология ВИЧ/СПИД и туберкулеза. Бойко Ольга Сергеевна, аспирантка Киевского национального университета строительства и архитектуры, г. Киев. Круг интересов: география человека и эпидемиология ВИЧ/СПИД и туберкулеза.

Аннотация: Образ страны зависит не только от его внешней политики. Все большую значимость начинают иметь факторы внутренней политики. Здоровье населения и в особенности ВИЧ и ТБ-инфицированность становятся в высшей степени значимыми для имиджа страны. Данные эпидемические процессы развиваются как тень от социо-культурной организации общества. Неспособность постсоветских государств решать проблемы, которые связаны с ВИЧ/СПИД и ТБ, откровенно пугают.

Здоровье населения страны как основа ее имиджа и фактор в двусторонних отношениях  

Какие бы внешние политические ориентиры ни были у государства, вероятно, основная его функция связана с сохранением стабильности и процветанием населения на своей территории. Стабильность и процветание могут пониматься существенно различно. Нет единого стандарта того, что есть хорошо и что плохо в данной области. Нет и тенденции в сторону выравнивания, унификации мира. Во всяком случае, такого мнения придерживаемся мы. Мнение основано на теории социо-культурных систем [2; 3]. Она описывает факт наличия социо-культурной гетерогенности мира и адаптации этой гетерогенности к новейшим условиям.

Думается, что после длительного периода открытого идеологического противостояния в мире, когда четко декларировались идеалы в виде коммунизма или демократического общества (западной версии коммунизма) и в них закладывались строго определенные политические стандарты, мы идем к варианту, при котором больше внимания уделяется беспроблемности государства (Worry-free State). Может быть, дело не в том, сколь далеко кто продвинулся к построению идеального общества, а в том, кто меньше генерирует проблем для мирового сообщества.

Излишне говорить, что эта версия сосуществования также реализуется под «чутким руководством» США, России, КНР, ЕС и некоторых иных государств и блоков, которые решают, кто является меньшим или большим trouble makers в современном мире. Это существенно меняет не только образ врага, но и образ того, о ком говорят наиболее часто.

Отмеченное изменение носит принципиальный характер. Оно связанно с тем, что мир переходит от политизированных идеалов, когда собираются строить, скажем, социалистическое общество на юге Африки (пусть это будет Мозамбик или Ангола) и соответственно этому проводить политику в сельском хозяйстве и промышленности, к варианту, когда стараются минимизировать проблемы, связанные с данным регионом. В его основании присутствуют и провалы прошлой стратегии. Как выяснилось, построить социалистическое общество на юге Африки (пусть в Мозамбике или Анголе) не так просто. Происходит «системный сбой». Это сталкивается со страшными проблемами. Например, в виде непримиримой вражды людей различных племен. Начинается гражданская война, носящая племенной характер. Она может длиться сколь угодно долго. Государство начинает распадаться на различные районы (псевдогосударства). Президент страны порой не может выезжать за пределы столицы или посещать некоторые районы своего государства. Там доминируют люди иного племени и у него могут быть проблемы, которые случились у кронпринца в Сараево.

Политическая география таких районов мира начинает носить в высшей степени сложный характер и, фактически, игнорируется. Ее можно представить, скажем, по аналогии с Российской Федерацией. Предположим, что в РФ не проводится жесткой политики в отношении Чечни и сепаратистских ориентаций ее населения. Но есть реальное отличие данного района от государства и остального его населения. Специфика ряда районов Африки в том, что такого рода сепаратистские настроения носят, можно сказать, натуральный характер. Роль политики далеко не везде столь велика, как в РФ. Функции государства не столь велики, но на политической карте мира оно остается единым государством и об изменении границ речь не идет.

Важным фактором становления подхода, при котором «минимизируется проблемность» и соответственно этому определяется отношение к государству со стороны наиболее «сильных мира сего», является здоровье населения. Дело не в соматических заболеваниях. С ними проблемы есть, но они не выплескиваются на международный уровень. Дело в том, что стала принципиально меняться эпидемическая ситуация в мире.

Мы имеем в виду, прежде всего, эпидемии ВИЧ/СПИД и ТБ. В ряде стран мира все еще не осознано то, что кое-что изменилось. Пандемия ВИЧ/СПИД и драматическое изменение по ТБ стало явлением эпохальным. Мир и до того был разнообразен. В современных условиях он становится еще более разнообразным. Данные эпидемические процессы развиваются как тень от социо-культурной организации общества. Разброс показателей по ВИЧ и ТБ-инфицированности в современном мире чрезвычайно велик. Дело не только и не столько в неких генетических и физиологических особенностях в целом. Дело в том, что отношение в культурах мира к медленным эпидемическим процессам принципиально различное.

Показатели по ВИЧ/СПИД и ТБ инфицированности современной Украины примерено в 15 раз превосходят европейские. Там также есть вполне большое разнообразие эпидемических ситуаций. В основном оно связано с эмигрантскими общинами. В частности африканское население и в Западной Европе дает показатели инфицированности близкие к тому, что имеются в черной Африке. Но африканское население в Западной Европе не составляет большинства и вполне маргинально.

Неспособность постсоветских государств решать проблемы, связанные с ВИЧ/СПИД и ТБ как массовыми пространственно-временными эпидемическими процессами, откровенно пугают Западную Европу. Данные инфекции воспринимаются совершенно различно. Пугает то, что качество данных по ВИЧ/СПИД и ТБ в постсоветских государствах не выдерживает никакой критики. В частности, по Украине могут поставить цифры инфицированности от 0.8 до 4.8% всего взрослого населения. Нет ни малейшего внимания к такому вполне бессмысленному разбросу показателей. Соответственно этому, нет и внимания к эффективной профилактике.

Эпидемии ВИЧ/СПИД и ТБ говорят о не привлекательности и недееспособности такого государства. Государство существует не только для того, чтобы воевать и расширять свои границы или удерживать их. Оно должно и решать проблемы такого рода, которые возникают в связи с эпидемиями ВИЧ/СПИД и ТБ.

Проблемы также имеют и чисто экономическое измерение. Это разорительные эпидемии. Они обходятся государству чрезвычайно дорого. Многие страны мира уже столкнулись с этим. Тема по данным эпидемиям решается деликатно, т.к. она не вполне красит государство. Соответственно этому, вопрос решается, но также без особого шума. Такая ситуация в США.

Это частично касается и Российской Федерации. Например, эпидемиологи стали вполне активно интересоваться тем, кто выживает в эпоху ВИЧ/СПИД. Примером может быть диссертация И.А. Кодиафи [1]. Некоторое время назад такая диссертационная работа была бы невозможна. Рассуждали о вакцине и аналогичных радикальных мерах решения проблем. Сейчас тематика существенно изменилась. «Генерал туберкулез» вносит свои коррективы в политику и «сильных мира сего». На перспективу это влияние будет усиливаться. Желание изолироваться от соседнего государства, в котором показатели инфицированности населения по ТБ, ВИЧ/СПИД и гепатитам в десятки раз превосходят собственные, логично. Думается, все будет решаться в правовом поле. Например, на основании усложненного получения виз, прохождения медицинских комиссий в посольствах или в сертифицированных ими медицинских учреждениях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кофиади И.А. Генетическая устойчивость к заражению ВИЧ и развитию СПИД в популяциях России и сопредельных государств. Специальность 14.00.36 «Аллергология и иммунология». Диссертация на соискание ученой степени кандидата биологических наук. М., 2008.
2. Николаенко Д.В. Пространственно-временная динамика процессов социо-культурного освоения территорий. Дисс. доктора геогр. наук. СПб., 1999.
3. Nikolaenko D. The Space - Time - Structure of the HIV/AIDS Epidemic. Another Side of Mirror. Saint Petersburg, 2005. 


2010 - Основные теоретические подходы

Previous post Next post
Up