Грушина В.Ю. Стереотип восприятия России в массовом сознании Великобритании в период Первой мировой

Apr 30, 2010 20:53



Сведения об авторе: Грушина Вера Юрьевна. Кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры теории и практики журналистики Алтайского государственного университета. Научные интересы: история и теория международных отношений начала XX в., англо-русские отношения начала XX в., история русской журналистики начала XX в.

Аннотация: Участие России в составе Антанты в Первой мировой войне потребовало формирования привлекательного образа союзника. В докладе рассматривается, в частности, эпизод с распространением слуха о переброске русских войск на западный фронт через территорию Великобритании. В образе России, который усиленно формировался в Британии, акцент делался в первую очередь на силу и огромную численность русской армии.

Стереотип восприятия России в массовом сознании Великобритании в период Первой мировой войны


Участие России в составе Антанты в Первой мировой войне потребовало формирования привлекательного образа союзника. За предшествующий период двухсторонних отношений в общественном мнении Британии сложился негативный образный стереотип в восприятии России. Формирование образа происходит в процессе коммуникационного воздействия, т.е. через пропаганду. Несмотря на усилия официальной пропаганды, желаемый имидж и реальный образ русского союзника существенно расходились.

Средства массовой информации играют огромную роль при формировании определенного имиджа человека или страны. Любой журналистский текст может стать частью социальной практики, вызывать существенные трансформации в общественном мнении и стать основой для формирования стереотипа. Стереотип чаще всего рассматривается как весьма уп­рощенный и в то же время устойчивый психический образ, основанный на обобщении личного опыта, предвзятых представлениях, стремлении быстро понять смысл и сущ­ность явления. Понятие социального стереотипа впервые было введено в научный оборот американским исследователем средств массовой информации У. Липпманом для обозначения распространенных в общественном мнении предвзятых представлений о членах различных национально-этнических, социально-политических и профессиональных групп [1]. Стереотип обладает принципиальным свойством: он одновременно является оценкой и психологической уста­новкой. Стереотипные же оценки и установки очень сильны. Государство активно участвует в процессе их создания.

В период Первой мировой войны конструирование привлекательного имиджа России было не только объектом заботы ее МИДа, но и Великобритании. Между желаемым имиджем и уже сложившимся стереотипом могут быть существенные разночтения, что продемонстрировала ситуация, сложившаяся в Великобритании в начале Первой мировой войны.

Участие России в войне в союзе с Британией потребовало ломки устоявшегося стереотипа восприятия ее английским обществом. В результате целенаправленной антирусской компании британской прессы в стране сложилось негативное отношение к царскому режиму, которое трансформировалось в целом в неприятие России. В массовом сознании английского общества она представлялась как оплот тирании и азиатского варварства и противопоставлялась Европе, как оплоту Демократии, Прогресса и Цивилизации. Созданию такого образа России невольно способствовал сам царский режим. С августа 1914 г. началось создание системы пропаганды, направленной на формирование «образа союзника» в общественном мнении Великобритании и России. Для контроля над распространяемой информацией в стране и за рубежом в обеих государствах были созданы бюро новостей при МИДе. 5 сентября 1914 г. британский военный кабинет признал существование необходимости организации, которая координировала бы пропаганду в Британии, союзных и нейтральных странах и боролась с распространением дезинформации. Эти органом стало Бюро пропаганды под председательством главы национальной страховой комиссии К. Мастермана [2].

В британской прессе сразу после начала войны стала разворачиваться масштабная прорусская пропаганда. К делу искоренения вредных стереотипов общественного сознания были привлечены лучшие британские ученые-россиеведы сэр Дональду Макензи Уоллесу, Чарльз Сароли, Д.У. Макейла и др. [3]. По оценке русского корреспондента в Британии Шкловского, который работал под псевдонимом Дионео, работы имели «полуофициальный характер». Цель состояла в том, чтобы «дать широкой английской публике, в том числе и рабочим, самое общее представление о русской литературе, искусстве, музыке, науке. Выявить индивидуальность русского народа и установить, таким образом, дружбу между ним и английским народом» [4]. Прорусская пропаганда была направлена не только на общественное мнение страны, но и на устрашения противника. Ярким примером пропаганды такого рода является сюжет с переброской русских войск через территорию Британии в первые месяцы войны.

В конце 1914 г. в Британии широко была распространена уверенность, что российские войска проходили через нее на Западный фронт. Ничто не иллюстрирует лучше доверчивость общественного мнения в военное время и его готовность воспринять целенаправленно созданную ложь. Трудно определить источник слуха. В своих мемуарах генерал Сухомлинов писал, что английский посол в России сэр Джордж Бьюкенен фактически требовал отправку «полного российского армейского корпуса» к Англии, и английские суда должны были прибыть к Архангельску для их транспортировки. Русский Генеральный штаб, по свидетельству генерала, пришел к выводу, что «Бьюкенен сошел с ума» [5]. Независимо от происхождения этого слуха он распространился по Британии как пожар. Доказательством были свидетельства из разных частей страны от людей, которые видели русских солдат в закрытых вагонах или следы от русских сапог на снегу или слышали русскую речь. Численность войск изменялась в зависимости от воображения свидетеля. Поскольку у слуха была бесспорная военная ценность, власти даже не пытались его отрицать. Телеграмма из Рима, казалось, дала «официальную информацию о концентрации 250 000 контингента российских войск во Франции». Относительно этой телеграммы официальное Пресс-бюро заявило, что нет никакого подтверждения данной информации, «но и нет никаких оснований запрещать ее распространение» [6]. Как ни строга была военная цензура, опубликование этой телеграммы было направлено на то, чтобы подтвердить слух и подстегнуть его распространение. 9 сентября 1914 г. в Daily News появилась заметка: «Официальное разрешение на публикацию телеграммы из Рима позволяет газете сделать заключение в отношении слухов, которые за последние две недели наводнили Англию. Какова бы ни была правда о русских силах на Западе, вызывает удивление широкое распространение сведений о них, представляется, что это являются скорее вымыслом, чем правдой. Либо необоснованные слухи получили кредит доверия, возможно, беспрецедентный в истории, или, невероятно, как может показаться, но это тот факт, что русские войска, независимо от количества, может быть, были высажены и прошли через нашу страну, хотя и никто не может сказать с уверенностью, что само их существование не является вымыслом» [7]. Пресса в целом была заинтересована избегать распространения дезинформации, и Daily Mail предложила, что заявление русского Генерального штаба о том, что «около 5000 русских резервистов были обещаны альянсу» могло лежать в основе слухов. Слухи о русских войсках распространялись по выражению британского исследователя А. Понсонби «подобно популярной книге», слух передавался из уст в уста, а не через газеты [8].

14 сентября 1914, Daily News снова вернулась к теме: «Как будет видно из длинного сообщения г-на П.Дж. Филиппа, нашего специального корреспондента, русские войска в настоящее время сотрудничают с бельгийцами. Эта информация подтверждает правильность общего мнения, что русские войска были перемещены через Англию». Филипп сообщал: «Сегодня в вечерних газетах я обнаружил заявление «надежного источника» о том, что наша армия в Бельгии превзошла по численности немецкую... Бельгийская армия была усиленна русскими войсками. Последнюю фразу я дописываю прямо сейчас. В течение двух последних дней я проделал долгий путь в поисках русских, и теперь я их нашел, где и каким образом не буду рассказывать, но я должен опубликовать заявление, что они здесь и их достаточно много, и я могу отвечать, что их присутствие реально». Военный кабинет опроверг слухи, заявление было опубликовано в Daily News 16 сентября 1914 г. [9].

The Daily Mail 9 сентября 1914 опубликовала памфлет, посвященный слухам вокруг русских войск и в заключении с сарказмом спрашивала: «А теперь нам говорят, из Рима, что русские во Франции. Как мы все собираемся извиняться перед Бернетсом, Броклером и Пендлесом, если они все-таки оказались правы?» [10] Газетные слухи стали предметом разбирательства в парламенте 18 ноября 1914. Член палаты общин Кин просил заместителя главы военного кабинета, не может ли он без ущерба для военных интересов союзников разъяснить вопрос, были ли русские войска переправлены через Великобританию на западный фронт. Заместитель председателя военного комитета Теннант заявил, что никакие русские войска не проходили через Великобританию на Западный фронт [11].

Основной интерес Британии заключался в активном использовании русской армии в борьбе с Германией на стороне Антанты. В образе России, который усиленно формировался в Британии, акцент делался в первую очередь на силу и огромную численность русской армии. В общественном мнении же устойчив был образный стереотип русских казаков как бородатых людей, в больших грубых сапогах, пьющих водку. Особого интереса к «загадочной русской душе» британская пресса не проявляла, а лишь к военным возможностям русской армии, что и составляло основу газетных материалов. Итак, несмотря на старания проправительственной публицистики по формированию имиджа высококультурной цивилизованной страны, в массовом сознании продолжал существовать именно такой образ России

ЛИТЕРАТУРА

1. Гринберг Т.Э. Образ страны или имидж государства: поиск конструктивной модели // http://pravo33.wordpress.com.
2.  Sanders M.L. Wellington House and British Propaganda during the First World War // The Historical Journal. V. 18, № 1. 1975. Р. 119.
3. Зашихин А.Н. Лев+Медведь. За кого сражались англичане, когда сражались за русского царя? // Родина. №8-9. 1998. С. 125.
4. Русские ведомости. 3 января 1915 г. 
5. Международные отношения в эпоху империализма. Документы из архивов царского и временного правительств. Серия III. Т. 6. М., 1931. С. 36.
6.  Ponsonby A. Propaganda Lies of the First World War. L., 1928. Р. 24.
7. Отдел печати и осведомления. 1914-1917 гг. АВПРИ. Ф. 140. Оп. 477.
8. Ponsonby A. Propaganda… Р. 24.
9. Отдел печати и осведомления. 1914-1917гг. АВПРИ. Ф. 140. Оп. 477.
10. Там же.
11. Ponsonby A. Propaganda… Р. 25.

2010 - Эволюция образа России

Previous post Next post
Up