Наверняка вы не раз задавали себе вопрос: если Бог справедлив, то почему Он сделал Ад вечным? Этот вопрос является чрезвычайно распространенным, в том числе среди атеистов и тех, кто отрицает вечность Ада. Ведь неподчинение Богу, совершенное человеком при его земной жизни, было временным, ограниченным максимум несколькими десятилетиями. Если Бог справедлив, то как же Он сделает вечным наказание за те грехи, которые были лишь временными? Срок совершения неподчинения и срок наказания являются несоизмеримыми. С одной стороны - небольшой период, с другой стороны - вечность. Если Бог справедлив, то Он должен был сделать наказание за временные грехи временным, то есть ограниченным каким-то сроком.
И другой вопрос, который часто встречается: что будет с детьми многобожников, которые умерли в раннем возрасте? Неужели они тоже попадут в Ад? Что будет с теми, до кого дошла Истина, но он не поняли ее, а также с теми, до кого она вообще не дошла?
На эти и другие вопросы дают ответ бесценные хадисы из книги «Таухид» Садука:
Глава 61, хадис 14:
От Али ибн Аби Талиба (А):
Посланник Аллаха (С) сидел в мечети, когда туда вошел иудей и спросил: «О, Мухаммад! К чему ты призываешь?»
Он сказал: «К свидетельству, что нет бога, кроме Аллаха, и что я - Посланник Аллаха».
- О, Мухаммад! Сообщи мне об этом Господе, к единству Которого ты призываешь и Посланником Которого себя считаешь, - каков Он?
- О, иудей! Поистине, мой Господь не описывается через «как», ибо всякое «как» сотворено, и Он - Тот, Кто установил его.
- Где Он?
- Поистине, мой Господь не описывается через «где», ибо всякое «где» сотворено, и Он - Тот, Кто установил его.
- Видел ли ты Его, о Мухаммад?
- Воистину, Он не видим глазами и не постигается мыслями.
- Тогда откуда мы знаем, что Он вообще есть?
- По его знамениям и признакам (аят ва ‘аламат).
- Он несет Свой Трон или Трон несет Его?
- О, иудей! Господь мой не располагается на чем-то или на месте чего-то.
- Как же от Него исходит Его повеление?
- Через создание изреченного.
- О, Мухаммад! Разве творения не принадлежат Ему полностью?
- О да!
- Тогда почему Он избрал из них лишь небольшую группу для посланничества?
- Потому что они прежде других засвидетельствовали Его Господство (рубубийа).
- Почему ты утверждаешь, что ты - лучший из них (посланников)?
- Потому что я раньше них принес свидетельство о моем Господе, велик Он и свят!
- Сообщи мне о твоем Господе: Он совершает несправедливость?
- Нет.
- Почему?
- Из-за Его знания о ее мерзостности и потому, что Он не имеет в ней потребности.
- О, Мухаммад! Если ты утверждаешь, что твой Господь не совершает несправедливости, то как же Он потопил народ Ноя (А), тогда как среди них были дети?
- О, иудей! Аллах сделал бесплодными матки женщин народа Ноя (А) за сорок лет до потопа, и когда он случился, среди них не было детей. Аллах не истребляет потомство за грехи их отцов. Превыше Он угнетения и несправедливости великим превознесением!
- Если твой Господь не совершает несправедливости, то как же Он поместит (некоторых людей) в Ад навечно, тогда как их (земные) грехи были лишь временными?
- Он поместит их в Ад по их намерению (нийат). Тот, о ком Аллах знает, что если бы он пробыл в ближнем мире до его окончания, то (все это время) совершал бы неподчинение Аллаху, того Он навечно поместит в Огонь по его намерению. И его намерение здесь хуже, нежели его деяния. И точно так же Он поместит того, кого поместит в Рай, навечно, потому что его намерение было таким, что если бы он пробыл в ближнем мире от начала до конца - не совершал бы неподчинения Аллаху, и его намерение лучше, нежели его деяния. Итак, Аллах - велик Он и свят! - поместит обитателей Огня в Огонь, а обитателей Рая в Рай по их намерениям, и сказал Он, велик Он и свят: «Каждый человек избирает свой путь, а вашему Господу лучше знать, кто следует более прямым путем» (17: 84).
Комментарий: ответ на возражения атеистов и тех, кто отрицает вечность Ада, состоит в том, что Бог знает о каждом, кого Он подвергнет вечному наказанию: если бы он пребывал на земле вечно, его неподчинение Господу также было бы вечным.
Хадис 1 той же главы:
От Абдуллаха ибн Саллама, слуги Посланника Аллаха (С), что он сказал:
Я спросил у Посланника Аллаха (С): «Скажи мне: подвергает ли Аллах Свои творения наказанию без довода (худжжат)?» Он сказал: «Прибегаю к Аллаху (от такого мнения)». Я спросил: «Дети многобожников, (умершие в детском возрасте,) в Раю или в Аду?» Он сказал: «Достаточно им Аллаха. Поистине, когда наступит Судный день, и Аллах - велик Он и свят! - соберет Свои творения для окончательного решения о них, приведут также и детей многобожников. И Он скажет им: “О, Мои рабы и рабыни! Кто ваш Господь, в чем ваша религия и каковы ваши деяния?” Они скажут: “Ты - наш Господь, Ты сотворил нас, а мы не творим ничего, и Ты умертвил нас, а мы не умертвляем ничего. И Ты не дал нам языков, которыми мы говорили бы, и слуха, которым мы слышали бы, и Книги, которую мы прочитали бы, и посланника, которому мы следовали бы
[1]. И нет у нас никакого знания, кроме того, которому Ты научил нас”.
И Аллах - велик Он и свят! - скажет им: “О, Мои рабы и рабыни! Если Я прикажу вам что-то, исполните?” Они скажут: “Слушаем и повинуемся, о Господь наш!” И изведет Аллах - велик Он и свят! - огонь, имя которому - Фалак (всполох), мучения от которого страшнее всех других мучений в Аду, и он исторгнется из своего места - черный и темный, с цепями и узами своими, и Аллах - велик Он и свят! - повелит ему, чтобы он подул своим дуновением в лицо творений. И подует он. И от силы его дуновения свернутся небеса, и сокроются звезды, и высохнут моря, и исчезнут горы, и потемнеют взоры, и беременные выкинут свой плод, и поседеют младенцы от ужаса этого огня в День Суда. И тогда Аллах - велик Он и свят! - повелит детям многобожников броситься в этот огонь. И тот, о ком предшествовало в знании Аллаха, что он будет счастливым, бросится в тот огонь, и он станет для него прохладой и миром, каковым стал для Ибрахима (А). Тот же, о ком предшествовало в знании Аллаха, что он будет несчастным, откажется и не бросится в огонь. И Аллах - велик Он и свят! - повелит огню, и тот поглотит его за оставление приказа Аллаха и отказ войти в огонь, и он присоединится к своим отцам в Геене. И таково Его слово, велик Он и свят: “В тот День, когда он наступит, душа будет говорить только с Его разрешения; из них будут несчастный и счастливый. А те, которые несчастны, - в Огне, для них там - вопли и рев, - вечно пребывая там, - пока длятся небеса и земля, если только не пожелает твой Господь, - ведь твой Господь - исполнитель того, что Он желает! А те, которые счастливы, - в Раю, - вечно пребывая там, пока длятся небеса и земля, если только твой Господь не пожелает, - наградой неиссякаемой” (11: 105-108)».
Комментарий:
Каждый человек, прежде чем войти в Рай или Ад, должен быть испытан, потому что Аллах справедлив и не наказывает рабов без довода над ними. Поскольку же дети многобожников, умершие в раннем возрасте, не были испытаны в обители ближнего мира, их ждет испытание в будущем мире, чтобы довод свершился над ними. И значение этого хадиса недалеко от того, чтобы касаться также и тех взрослых последователей лжеучений и лжерелигий, которые относятся к так называемым мастаз‘афин, то есть лишенным возможности познать Истину в ближнем мире, - в силу того, что сведения о ней до них просто не дошли, или дошли, но не были поняты в силу нехватки умственных способностей и т.п. Вполне возможно, что они также будут подвергнуты в будущем мире испытаниям, подобным тому, о котором говорит Посланник Аллаха (С) в этом хадисе. Аллах повелит детям многобожников броситься в адский огонь, испытывая тем самым их покорность. Это испытание, судя по всему, страшнее и суровее, чем то, которому мы подвергаемся в обители ближнего мира, но, с другой стороны, в будущем мире приказ Аллаха будет очевиднее, как и само Его существование, Его справедливость и то, что Он не приказывает ничего, кроме блага для рабов. И довод Аллаха над рабами исполнится самым совершенным образом.
Сюда же относится хадис 4 той же главы:
От Имама Бакира (А), что он сказал:
Когда настанет День Суда, Аллах - велик Он и свят! - подвергнет испытанию семь (групп): ребенок; тот, кто умер в период между двумя Пророками
[2]; старый человек, который встретил Пророка, но не мог понимать (из-за слабости разума); тупоумный (аблах); сумасшедший, который не обладает разумом; глухой и немой. Каждый из них приведет свои доводы Аллаху - велик Он и свят. И тогда Аллах - велик Он и свят! - отправит к ним посланника, и он разожжет для них огонь и скажет: «Господь ваш приказывает вам броситься в этот огонь». И кто бросится в него - огонь станет для него прохладой и миром. А кто откажется - будет отправлен в Огонь (Геены).
[1] То есть по причине их смерти в раннем возрасте.
[2] То есть период, когда на земле не было Пророка, как, например, между Исой (А) и Мухаммадом (С).