Спасибо, брат - очень, очень небанальные и интересные замечания.
Только насчет Дугина не совсем могу согласиться. По моему мнению, традиционалистская школа в России (Дугин, Джемаль, добавим и их учителя Головина) - это в целом единственное значимое и серьезное явление в русской мысли, наверное, самое значительное за последние 200 лет. Каждый из этих людей развивал данный дискурс по-своему. У того же Дугина есть не только "геополитика", но и серьезные вещи. С другой стороны, Джемаль ведь тоже нередко сбивается на откровенный бред ) Чего стоит хотя бы его защита ваххабитов - опуститься до такого позора и навсегда запятнать свое имя! Но в целом да, дискурс Джемаля более четкий и правильно выстроенный, чем синтетизм Дугина.
Спасибо за оценку приведенных мной замечаний. С твоим мнением насчёт российской школы традиционалистов я согласен; знакомство с парадоксалистским мышлением, присущее представителям данной школы, является очень хорошей школой нонконформистского (одновременно революционного и метафизического) дискурса. И Дугин, и Джемаль, и Головин - очень серьёзные величины в истории нашей русской духовной мысли. Критику Дугина, я полагаю, справедливую, я привёл по двум причинам: во-первых, чтобы показать его ментальную связь с классической русской интеллигенцией, интеллектуальный лик которой ты представил в своей статье, и тем самым ещё резче подчеркнуть всю специфику русского способа философствования, а во-вторых, чтобы предостеречь иных почитателей Дугина, бесспорно талантливого человека, от его прижизненной канонизации, к чему они очень склонны (всё тот же русской архетип поиска совершенного человека, который ты столь ярко обрисовал, хвала Аллаху!). Дискурс Джемаля, которого я так же склонен подвергать критике, как и Дугина, но уже по другим
( ... )
Да, я понял посыл, который состоял в твоем сравнении Джемаля и Дугина, и он, безусловно, верен. Дискурс Джемаля более целен и отточен, потому что он выстраивается вокруг четко очерченного ядра - коранического Откровения (пусть и неверно понятого).
Джемаль добился бы гораздо больших успехов и в ближней, и в будущей жизни, если бы он оставил суннитов и тем более ваххабитов в покое и выстраивал только шиитский дискурс. Но он выбрал скользкую дорожку некоего "российского старца горы", великого ересиарха, "отца Саббаха".
И я думаю, к этому вело в целом то неогностическое учение, которое он разрабатывал еще в поздние советские времена, построенное на дуализме (Субъект и "косящая бездна", воины и жрецы, "религия пророков" - "естественная религия" и т.д.)
В этом плане Джемаль выступил как проводник иудеохристианства в Исламе (а дуалистический дискурс - иудеохристианская тема), как создатель чрезвычайно талантливой и эстетически привлекательной ереси - но тем не менее ереси.
Согласен с тобой, брат. По поводу Дугина я бы добавил только, что самой глубокой и интересной его идеей считаю концепцию "радикального субъекта", носителя особого типа сознания, призванного противостоять наступающей повсеместно тьме в эпоху "последних времён". Такими "радикальными субъектами" являемся бесспорно мы, шииты, со времён Пророка Мухаммада (с) и Имама Али (а) бросающие вызов всему глобальному альянсу зла, неверия и угнетения и ожидающие, вопреки всем действиям сатанинских сил и малодушию слабых, исполнения обещания Аллаха о явлении Двенадцатого Имама (да ускорит Аллах его приход!). В нашем ожидании прихода Имама Махди (а), в нашей скорби по Имаму Хусейну (а) и в нашей готовности умереть за святое дело Имамов и заключается тайна силы шиитов, избранного меньшинства, остатка Аллаха, обладающего непостижимой для остального мира мощью и притягательностью.
Да, именно так, отлично сказано! Как раз сейчас подготовил одну статью на эту тему - об истории шиитов и нашей избранности, - которую опубликую здесь завтра или через несколько дней, если будет угодно Аллаху.
По суфизму можно сказать следующее - нет сомнений, что это явление построено на совершенно иной логике, разрушающей логику школы Откровения.
В этом плане Джемаль, кстати, мыслит в правильном направлении, просто он не понимает настоящие причины того, почему корень суфизма лежит вне Ислама.
И это при всем том, что суфии очень многое украли у шиитов, очень многое переняли у нас, попутно извращая до неузнаваемости.
Интересно, что кому-то из великих ученых, кажется, Буруджерди, приснился Пророк (С), который взял "Маснави" Руми щипцами (как берут свинину, чтобы не пачкать руки наджисом) - и выбросил ее в огонь.
Это - пример настоящего отношения школы Откровения к суфизму.
Reply
Спасибо, брат - очень, очень небанальные и интересные замечания.
Только насчет Дугина не совсем могу согласиться. По моему мнению, традиционалистская школа в России (Дугин, Джемаль, добавим и их учителя Головина) - это в целом единственное значимое и серьезное явление в русской мысли, наверное, самое значительное за последние 200 лет.
Каждый из этих людей развивал данный дискурс по-своему. У того же Дугина есть не только "геополитика", но и серьезные вещи.
С другой стороны, Джемаль ведь тоже нередко сбивается на откровенный бред ) Чего стоит хотя бы его защита ваххабитов - опуститься до такого позора и навсегда запятнать свое имя!
Но в целом да, дискурс Джемаля более четкий и правильно выстроенный, чем синтетизм Дугина.
Reply
Reply
Джемаль добился бы гораздо больших успехов и в ближней, и в будущей жизни, если бы он оставил суннитов и тем более ваххабитов в покое и выстраивал только шиитский дискурс. Но он выбрал скользкую дорожку некоего "российского старца горы", великого ересиарха, "отца Саббаха".
И я думаю, к этому вело в целом то неогностическое учение, которое он разрабатывал еще в поздние советские времена, построенное на дуализме (Субъект и "косящая бездна", воины и жрецы, "религия пророков" - "естественная религия" и т.д.)
В этом плане Джемаль выступил как проводник иудеохристианства в Исламе (а дуалистический дискурс - иудеохристианская тема), как создатель чрезвычайно талантливой и эстетически привлекательной ереси - но тем не менее ереси.
Reply
Reply
Reply
В этом плане Джемаль, кстати, мыслит в правильном направлении, просто он не понимает настоящие причины того, почему корень суфизма лежит вне Ислама.
И это при всем том, что суфии очень многое украли у шиитов, очень многое переняли у нас, попутно извращая до неузнаваемости.
Интересно, что кому-то из великих ученых, кажется, Буруджерди, приснился Пророк (С), который взял "Маснави" Руми щипцами (как берут свинину, чтобы не пачкать руки наджисом) - и выбросил ее в огонь.
Это - пример настоящего отношения школы Откровения к суфизму.
Reply
Leave a comment